По мотивам Книги Иова

Ткешелашвили Ольга
Говорят - Бог жесток и не любит людей,
В земле Уц жил Иов - не был он иудей,
Чтил он Бога, был мужем законопослушным,
Но однажды и кров потерял и детей.
Богу в уши нашёптывал сам Сатана -
За блага и душа может быть проданА,
Иов князь в своём племени, станет он бедным,
Почитать Тебя будет? Проверка нужна!
Испытаем, каков на поверку Иов -
Скот, рабов и семью накрыл рухнувший кров
И остался Иов в одном старом хитоне,
Слава Богу, что сам ещё жив и здоров!
Вот беда, хоть лей слёзы в четыре ручья,
Ни скота, ни рабов и мертвы сыновья,
Только жалоб Иова Господь не услышал -
Не роптал, что хитон у него из рванья.
Тут как тут с испытанием вновь Сатана -
Весь в проказе Иов, и живот и спина!
-Если доброе я принимаю от Бога,
-То и злое приму! - И опять тишина.
А повсюду о бедном Иове молва,
Все судачат - сосед и соседка вдова,
Вот друзья посочувствовать другу явились,
Да не те захватили с собою слова!
Ты страдаешь, Иов, за свои же за грехи!
-Видно вы переели сегодня ухи!
-Нечестивцам почёт, я безвинно наказан,
-Бог свидетель! Какие за мною грехи?!
Елилуй, что молчал, гневом вдруг воспылал,
Что не Бога Иов, а себя оправдал!
"Суд пред Ним. Жди суда!" - так сказал он Иову,
Тут из бури Господь перед ними  восстал.
Препояшь свои чресла и Мне отвечай -
Кто повесил Луну над Землёй невзначай,
Всемогущество, мудрость постичь кто сумеет,
Кто из вас, из людей, равен Мне - отвечай.
-Возопил я напрасно, прости мне мой грех,
-Как сравнить можно с солнцем обычный орех,
-Никому из людей не постичь Тебя, Боже,
-Даже если собрать мудрецов сразу всех!
Милосерден Господь и Иов был прощён
И излечен, богатством вдвойне награждён
И родивши  детей и насыщенный днями,
Только в сто сорок лет смертью был побеждён.
Усмиряя гордыню и душу, и плоть,
Испытания всем нам готовит Господь-
Нищетой и болезнью, богатством и славой,
Кому даст пирога, кому хлеба ломоть.


    Фото: Илья Репин "Иов и его друзья"


 

 / Автор книги не желал полемизировать с учителями Закона и поэтому избрал героем иноплеменника (едомитянина). Иов ничего не знает о Законе и Обетовании. Он исповедник единого Бога, Которого чтит в первобытной простоте. Он праведен по отношению к себе (евр. «там»  — непорочен, прост, целен), к людям (евр. «яшар» — справедлив, прям) и по отношению к Богу («богобоязнен и далек от зла»).

Но вот некое духовное существо, именуемое Противником (евр. Шатан, русск. Сатана), являясь перед небесным престолом вместе с другими «сынами Божиими» (ангелами), выражает сомнение в бескорыстии Иова. Не есть ли его праведность только плата за те блага, которые дал ему Бог? Бог видит в нем Своего «раба», а он на самом деле ищет лишь своего. «Но простри руку Твою, — говорит Богу Сатана, — и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (Иов 1:11).

Сатана книги — это еще не дьявол, как его понимают теперь (в ту эпоху символами дьявола были Дракон и Змей). «Противник» — исполнитель суровых предначертаний Ягве, подобный грозным ангелам-губителям. Его задача  — испытывать человека./
(Протоиерей  А.Мень)


/Из рец-ии Михаила Мостовлянского:
 В "Мидраше" (книге толкования Торы) считают, что Иов был египтянином и приближенным фараона. И когда фараон объявил о своём намерении утопить в Ниле всех еврейских младенцев мужского пола, то Иов, будучи одним из его советников, промолчал - за что и был, якобы, наказан Б-гом.../