Сенека. Нравственные письма к Луцилию. Письмо 20

Борис Гончаров
О слове и деле, богатстве и бедности

Я рад, что ты достойным можешь быть,
Став самому себе хозяином судьбы.
Я вытащу тебя из волн, чтоб ты смог плыть,
С надеждой на спасение от горестей любых.

Моими просьбами тебя я убеждаю в том,
Чтоб ты до самой глубины своей души
Проникся философией и наконец потом
Увидел знак, какие же деяния хороши,

Увидел доказательства своих успехов,
Но не в речах иль в вычурных писаниях,
А в постоянстве духа вопреки помехам
И в убыли мучительных желаний.

Свои слова ты подтверждай делами!
У выступающих перед людьми
Желание одно – пленить словами,
Но ты из своей практики такое изыми.

Ведь философия внушает неустанно,
Что следует нам делать, а не говорить,
И требует, тут повторять я не устану,
По ею установленным законам жить,

Чтоб жизнь не расходилась со словами
И из-за сбивчивых твоих поступков
Она не представлялась нам местами
Невыносимо пестрой или даже хрупкой.

Поэтому первичное призвание мудреца
И мудрости первейший признак –
Не потерять по жизни своего лица.
Иначе он и мудрецом не будет признан.

Однако я не говорю, что мудрый должен
Идти всё время неизменным шагом, –
Единственно, чтоб шёл он по дороге той же,
И в этом состоит его гражданская отвага.

Поэтому следи, чтоб не было противоречий
Меж твоим домом, одеянием и пищей,
Не слишком ли ты через меру обеспечен
И скуп в затратах на подачки нищим.

Так выбери себе мерило раз и навсегда,
И по нему ты жизнь свою спрямляй.
Никто не знает твёрдо, вот извечная беда,
Чего он хочет, где его желаний край.

От старых описаний за их скудность
Я откажусь, пусть будет мне дороже:
Что есть на самом деле эта мудрость?
«Всегда хотеть и отвергать одно и то же».

Не знают люди то, чего хотят на самом деле
До того мига, как захочется чего-нибудь.
Суждения непостоянны, всё, чем владели,
Сменяется диаметральным, в этом суть.

А ты же будь упорен в том, что начал,
Знать, ты достигнешь тех или иных вершин.
Лишь для тебя всё это будет значить,
Что это не вершины – знать будешь один.

«А что будет с толпою моих присных?» –
Они, кормиться за твой счёт покончив,
Проявят тут же свой напор корыстный,
Поэтому ты с ними знаться не захочешь.

Тогда ты по причине бедности своей
Узнаешь то, чего не знал доселе.
Она удержит при тебе лишь истинных друзей,
Другие же уйдут, кто к твоему богатству тяготели.

Нам бедность стоит полюбить за то одно,
Что она ясно представляет, кто нас любит.
Наступит ли тот день, когда будет грешно
Лгать в твою честь – такими станут люди?

Пусть твои мыли будут к одному устремлены,
Все прочие мольбы представь для бога:
Мирись с собою – будут впредь подчинены
Твои запросы тем благам, каких немного.

Какое счастье можем мы найти так близко?
Немногим ограничь себя, чего нельзя отнять,
И напрочь позабудь про всякие изыски
Так, чтобы это время не вернулось вспять.

А чтобы ты с готовностью всё это сделал,
Я тотчас выплачу тебе положенный оброк.
Ты можешь дуться на меня, но ради дела
У Эпикура я нашёл ряд ценных строк:

«Тобою сказанные в рубище обычные слова
С убогого, невзрачного и нищенского ложа,
Покажутся достойными и выше всех похвал,
Поскольку будут доказательств всех дороже».

«Так что ж, разве нельзя богатство презирать
Тогда, когда оно имеется в твоих руках?» –
Ну почему нельзя? Великим духом может стать
Тот, кто поймёт, богатство – это крах.

Он знает, дух богатства безгранично вреден,
Когда-нибудь придется всем держать ответ.
Ведь тот велик, кто и в богатстве беден,
Спокоен тот всегда, когда богатства нет.

«Но я не знаю, – скажешь ты, – как будет он
Внезапно обеднев, терпеть ту нищету». –
И я не знаю, будет ли такой бедняк силён,
Разбогатев, богатство поменять на пустоту.

Поэтому судить об этом нужно по тому,
Насколько крепок в этих людях дух,
И посмотреть, нужна ли бедность одному,
И будет ли второй тогда к богатству глух.

И порванное рубище, и нищенское ложе –
Совсем не доказательства добрейшей воли,
Когда не будет ясно, что он эти вещи сможет
Терпеть не из нужды, а выбрал сам в своей юдоли.

И даже тот, кто не спешит к бедняцкому уделу,
К тому уделу, где господствует покой,
А лишь стремится к этому заветному пределу,
Тот наделён великою и доброю душой.

А бедность, друг мой, как легка, так и приятна,
Коль подойти к ней после долгих размышлений.
Она несёт с собою защищённость многократно,
Скажу тебе я без каких-либо сомнений.

Вот почему считаю я необходимым делать
Всё то, что делали прославленные люди:
Избрать немного дней и упражняться смело
Во мнимой бедности – сей путь не труден.

Сейчас нам это делать следует из-за того,
Что мы изнежились под мягким покрывалом.
Нам душу надо пробудить – не быть травой,
Так как природою отпущено нам очень мало.

Никто, чай, от природы не рождается богатым,
И кто бы не родился, он доволен быть готов
Тем очень малым, что хранят у очага Пенаты.
Так начинаем, а потом нам мало. Будь здоров.

14 октября 2019