Аллюром по судьбе

Владимир Сурнин
 Начало моего знакомства с Юрием Маслиевым не обещало ничего хорошего. Придя в очередной раз на тренировку в фитнес зал, я увидел громадного детину ростом под два метра, который с явным интересом наблюдал появление нового для него человека. Когда он приблизился ко мне, я его хорошо рассмотрел, и моя настороженность только усилилась. Если бы увидеть такое лицо где-то на улице поздним вечером, первое желание, какое появилось бы у вас, это бежать прочь. Но, несмотря на пугающую внешность, незнакомец заговорил на удивление спокойным, приятным голосом. После первых же его слов я вспомнил народную поговорку: внешность обманчива.               
 Новый знакомый не только оказался интересным собеседником, но и писателем, автором детективного жанра. Так он отрекомендовался сам и, не откладывая дела в долгий ящик, предложил мне приобрести его первый роман. Движимый любопытством, я согласился, ещё не зная, какой подвох меня ждёт. Когда же  в моих руках оказалась стопка из пяти книг (столь объёмным был роман), отступать было поздно. Пришлось платить. Я забрал книги, ругая себя за уступчивость и легкомыслие. Ведь я понятия не имел, что это за автор, может быть, его книги не представляли никакого интереса. Я пришёл домой в нетерпении, так хотелось  узнать, какого «кота в мешке» я принёс. Но хватило прочитать первые три-четыре  страницы текста, чтобы я мог объявить жене:
 – Это настоящая литература. Я засел за чтение. И слог, и построение сюжета, и разработка характеров основных героев дебютного произведения Маслиева, – всё говорило о несомненном таланте автора, который до конца держал читателя в напряжении. Признаюсь, мне давно не приходилось иметь в руках столь  увлекательную книгу. Романы мастеров детективного жанра Артура Конана Дойля, Чейза, Агаты Кристи давно были читаны-перечитаны. Из современных авторов, достойных внимания, припоминался лишь Борис Акунин. Да и тот, кажется, исчерпал свой запас фантазии. А Маслиев не удивлял, он просто фонтанировал своими придумками, которые, наверное, и могли родиться только в его голове.
 Естественно, возникал вопрос: откуда в таком небольшом городке, как Ужгород, мог появиться такой писатель. Для закарпатских авторов, не в обиду будь им сказано,  всё-таки характерна некоторая местечковость мышления. Они редко, да и то не всегда успешно, в мыслях пересекают границы своего края. А тут – невероятный географический простор действия главных героев, трёх друзей детства, которые, втянутые в водоворот событий после октябрьского переворота 1917 года, мечутся между белыми и красными из конца в конец бывшей Российской империи, по прихоти автора попадают в переплёт то на Украине, то во Франции, то в Японии, то, в конце концов, в Соединённых Штатах Америки. 
 Как историка, меня не  в последнюю очередь интересовала историческая сторона приключенческого романа Ю.Маслиева. Многие писатели, избирая фоном для своих произведений те или иные реальные  события, в угоду сюжету безбожно их перевирают. Ничего подобного в произведении моего нового знакомого не наблюдалось. Многие известные мне исторические факты, связанные с Гражданской войной, были выписаны у него скрупулёзно. Более того, нередко автор приводил такие детали, какие мог знать только профессиональный историк. Да и то не каждый. Но при дальнейшем нашем общении выяснилось, что Маслиев совсем не историк, а филолог. Это меня заинтриговало. Чем больше я узнавал про жизнь своего собеседника, тем больше понимал, что у него самая что ни на есть «писательская» биография.               
 Родившись в Магадане, где прошли его детские и отроческие годы, будущий писатель вместе с родителями переехал в Ужгород.  Здесь он заканчивал школу, здесь прошла  его взрослая жизнь, закрученная не хуже сюжета детективного романа. Маслиев всегда спешил, летел навстречу судьбе аллюром, не успевая оглядеться. Он готовился стать математиком, но  стал филологом. Служил в стройбате, но не построил ничего, кроме семьи и бизнеса. Сменил кучу профессий. Работал товароведом, инженером, матросом, учителем русского языка и литературы, вальщиком леса, мыл золото. В девяностые годы возил в Санкт-Петерубрг продавать вагонами водку. Чуть было не стал торговать оружием, но вовремя отказался от этой затеи. Никого не ограбил, не убил, но был близок к тому, чтобы стать миллионером. Однако растратил нажитое и сохранил его только в воспоминаниях. В то же время осуществил мечту своей молодости – начал писать книги, и какие! Я думаю, читатели много потеряли бы, если бы жизнь Ю.Маслиева сложилась по-другому.
 Начав общаться, я ближе узнал методику работы своего более молодого друга. Он долго подбирает и изучает нужные ему в данный момент источники, в уме и на бумаге шлифует фабулу будущего произведения. Но, всё продумав, пишет быстро, как он это делает всегда, когда принимает какое-то решение. При этом Маслиев не прочь посмеяться над своей «ленью». Да, он любит поваляться на диване, но это не мешает ему писать книги.
 Иногда автору достаточно написать одну книгу, чтобы остаться в литературе. У Маслиева на сегодняшний день их пять, и каждая может претендовать на такую судьбу. Однако мне хотелось бы из всех маслиевских книг выделить одну, которая ещё ждёт своего звёздного часа. Имею в виду кинороман «Красным по белому», изданный в 2012 году. Его появлению предшествовали достаточно драматические события. У одного из ведущих кинорежиссёров киностудии им. А.Довженко созрела идея снять многосерийный приключенческий фильм по мотивам дебютного романа Маслиева, и Юрий Константинович написал к нему сценарий. Уже был запущен рабочий процесс, в ходе которого обговаривались отдельные идеи и детали. Я не сомневаюсь, что, в случае  реализации, этот проект ждал бы не меньший успех, чем был у культового советского сериала «Семнадцать мгновений весны». Но по финансовым причинам проект закрыли. Творчество всегда упирается в деньги, и часто остаётся в проигрыше. Однако никакие богатства не заменят человеку возможность творить.
 Об этом я думал, наблюдая Маслиева в трудные для него дни. Он не только не скис, а, наоборот, стал работать с ещё большей энергией. Причём проявил себя не только в прозе, но и в поэзии. Способность писать стихи я заметил у своего нового товарища ещё по первым его книгам. Он любит предпослать какой-нибудь главе или специально написанный для неё песенный текст, или просто стихотворение, задающее тон последующему повествованию. Это воспринималось как удачный авторский ход, не более. И вдруг появляется стихотворный сборник «Татуировка на душе», открывший читателю Маслиева как поэта. За ним последовала карманного формата книжечка «Ещё свечой душа во мне…». Оказалось, что и в поэзии Маслиев не менее талантлив, чем в прозе.               
 Это сделало наше общение ещё более плодотворным. Юрий Константинович принимал деятельное участие в появлении всех моих книг – и как доброжелательный читатель, и как взыскательный критик. В свою очередь, мои советы как историка и как поэта им тоже принимались, хотя Маслиев напрочь отвергает признанные авторитеты. Будь то маститый критик или классик литературы. При этом он сам не лишён слабостей, которые имели и крупные личности, в том числе писатели.
 Например, Есенин любил выпить. Постоянно кутил и нередко попадал в разные неприятные истории. Поэтому не любил и до ужаса боялся… милицию. Маяковский принимал изощренные меры, чтобы не подхватить какую-нибудь заразу, никогда не брался за дверные ручки голыми пальцами – просовывал платок или бумажку. Поэт всегда возил с собой стакан и мыльницу, мыл руки после каждого рукопожатия. Маслиев, наоборот, слишком смел для таких фобий. Но иногда и он брезгливо морщится, вспоминая некоторые эпизоды из своей жизни. Вот один из них.
 Когда Маслиев был уже автором трёх романов и начал издаваться в Санкт-Петербурге, он решил вступить в украинский Союз писателей. Во времена Советского Союза членство в этой организации было не только признаком особого статуса человека, но и давало ему определённые блага. С уходом советской власти они пропали, но корочка члена союза многим тешила самолюбие. Маслиев тоже поддался этому соблазну, но его ждало жестокое разочарование. Когда он пришёл в областное отделение писательской организации, его встретил какой-то клерк, скорее всего, технический секретарь. Узнав, зачем пришёл посетитель, товарищ от литературы начал рассказывть ему, какие бумаги и доказательства своего права называться писателем он должен предоставить. Это вывело Маслиева из себя.
 – Чтобы я упрашивал вас принять меня в члены союза? – Рыкнул он голосом, от которого впадали в ступор и люди не робкого десятка. – Да вы сами на коленях должны меня умолять сделать честь вашей организации! И хлопнул дверью. В этом весь Маслиев. Я думаю, писатель был абсолютно прав. Не место красит человека, а человек – место.