Мои размышления о Законе Часть 4

Любовь Зеленская
Закон – это БЛАГОСЛОВЕНИЕ или ПРОКЛЯТЬЕ? 

Эй, народ! Все, кто жаждет, идите!
Собирайте "духовную МАННУ".
Бог вас СЛОВОМ желает насытить.
Он - ХЛЕБ ЖИЗНИ, родной и желанный!

Поутру, пока солнце не встало,
Все к Отцу приходите за ХЛЕБОМ.
Ешьте вдоволь, но чтоб не пропало
То, что послано милостью с Неба.

Впрок, на завтра, набрать не пытайтесь -
Заведутся "духовные черви".
Свежим ХЛЕБОМ всё время питайтесь.
Пусть же утром Христос будет первым!

Прежде с Господом ХЛЕБ преломляйте,
ХЛЕБОМ ЖИЗНИ на день насыщаясь.
И Его вы собой насыщайте,
В простоте с Ним, от сердца, общаясь.

Из Отцовской руки, через Сына,
Вы примите тот дар насыщения,
И гнилая "мирская трясина"
Не заманит вас в сеть обольщения.
...
      
       Это стихотворение, как молния, однажды озарило мой мозг.  И рутинное чтение Библии «для галочки» вдруг превратилось в интересный поиск «драгоценного жемчуга»!  Это не всегда получается – услышать голос СЛОВА, когда читаешь текст. Но когда ты всё же ЕГО слышишь, то происходит НЕЧТО. СЛОВО охватывает всё твоё естество и увлекает за Собой прочь от суеты и мишуры этого мира. Какая там еда или сериал?!! Ничто даже близко не стоит с наслаждением ПОЗНАНИЯ СЛОВА! Это такая энергия, которая вырывает тебя из этого мира и поднимает над всем земным и суетным.
       Вот это, наверное, и есть БЛАГОДАТЬ НАУЧАЮЩАЯ. Жаль только, что жизнь вынуждает возвращаться в этот мир. Но если возвращаешься в эту жизнь, как резидент, как разведчик (можно сказать и шпион), чтобы отыскать скрытые в ней секреты и доложить в ЦЕНТР, то жить становится интересно. И мысль тебя греет: «Меня, может быть, даже наградят. Посмертно…»
       А если возвращаешься, как турист, с полным чемоданом прошлых впечатлений и пустым кошельком, то, как лягушка – путешественница из одноимённой сказки Всеволода Гаршина, будешь постоянно до своей внезапной кончины всем рассказывать: «Лечу, это я…  Лечу…  Это я! Это я придумала…»
      
       Впрочем, вернёмся к Закону. Сразу скажу, что эта часть не простая. Но тот, кто желает вникнуть в СУТЬ, дочитает её до конца.
       Меня всегда пугали словами: «а все, УТВЕРЖДАЮЩИЕСЯ на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: ПРОКЛЯТ всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал.3:10). И вот, по мере «вникания» у меня возник вопрос: Закон - это БЛАГОСЛОВЕНИЕ или ПРОКЛЯТИЕ?
       У людей на слово «закон» возникает, как правило, отрицательная реакция. Он ассоциируется с ограничениями, осуждением, тюрьмой и наказанием, и воспринимается, как нечто,  посягающее на свободу и мешающее жить так, как хочется. Вот это базовое, ассоциативное отношение к Закону люди переносят на то, что они читают о Законе в апостольских, в частности, текстах. Я также придерживалась этой точки зрения.
        А какой смысл, на самом деле, вкладывал Павел в эти слова? Давайте  более детально исследуем контекст этого  отрывка из третьей главы Послания к Галатам:
«…10. а все, УТВЕРЖДАЮЩИЕСЯ НА ДЕЛАХ ЗАКОНА, НАХОДЯТСЯ ПОД КЛЯТВОЮ. Ибо написано: ПРОКЛЯТ всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона.
11. А что ЗАКОНОМ НИКТО НЕ ОПРАВДЫВАЕТСЯ пред Богом, это ясно, потому что ПРАВЕДНЫЙ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ.
12. А ЗАКОН  НЕ ПО ВЕРЕ; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13. Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою - ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, 
14. - дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал.3:10-14).
       Для начала, чтобы разобрать природу Закона посмотрим  на ст.12: «А ЗАКОН НЕ ПО ВЕРЕ».
Если заглянуть в другие переводы, то можно увидеть, что смысл этой фразы сводится к тому, что Закон от веры не зависит и не субъективен по своей природе. Вера человека также не влияет на Закон.
       А как же тогда воспринимать следующие слова: «но кто исполняет его, тот жив будет им»? - Да просто, как обещание ЖИЗНИ! Закон дан Богом для ЖИЗНИ: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор.30:19).
       В послании к Галатам Павел конкретно цитирует Тору: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЖИВ. Я Господь» (Лев.18:5). Если мы прочтём далее 18 главу книги Левит, стихи 24-28, то увидим, как Бог раскрывает природу Закона: «Не оскверняйте себя ничем этим, ибо всем этим осквернили себя народы, которых Я прогоняю от вас: и осквернилась земля, и Я воззрел на беззаконие ее, и свергнула с себя земля живущих на ней. А вы СОБЛЮДАЙТЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ  МОИ и ЗАКОНЫ  МОИ и не делайте ВСЕХ ЭТИХ МЕРЗОСТЕЙ, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами, ибо все эти мерзости делали люди сей земли, что пред вами, и осквернилась земля; чтоб и вас НЕ СВЕРГЛА с себя земля, когда вы станете осквернять ее, как она свергла народы, бывшие прежде вас».
       Ай, как интересно! Закон, оказывается, един для всего мироздания! Всё мироздание было сотворено за шесть «дней» последовательно и, как единое целое. Завершением этой симфонии творения, её апофеозом,  стал ЧЕЛОВЕК. Он неотделим от мироздания и гармонично вплетён в его общую картину. У каждого творения в этой симфонии своя партия – свой закон, который органично вписывается в эту единую картину.  Нарушение гармонии и порядка в этом живом организме мироздания сразу же отзывается каким-нибудь катаклизмом со стороны окружающей нас природы и она «СВЕРГАЕТ» нарушителя тем или иным способом. Поэтому жизненно важно вписаться в этот единый миропорядок, в этот единый Закон, где для каждого творения предусмотрены свои требования, и для человека, в том числе! 
       Природа Божьих заповедей такова, что они вплетены в саму материю мироздания. Закон не являет собой искусственные ограничения - это матрица бытия. Это рассказ о том,  как устроен мир и как в нём ЖИТЬ, чтобы не быть исторгнутым из него.
       Книга Левит в предложенном отрывке ясно говорит нам, что Божьи законы распространяются не только на еврейский народ. Все народы, все ЧЕЛОВЕКИ, должны соблюдать Божьи установления, если они являются ЧЕЛОВЕКАМИ. Божий Закон – это не внешнее, не надуманное явление, а основа бытия вселенной, сотворённой Богом.
       Поэтому-то Иисус сказал: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, НИ ОДНА ЙОТА ИЛИ НИ ОДНА ЧЕРТА  НЕ ПРЕЙДЁТ ИЗ ЗАКОНА, пока не исполнится все» (Матф.5:18). Сам Спаситель дал нам ориентир на соблюдение Закона, потому что Им живёт небо, земля и всё мироздание. Он Сам является ЖИВЫМ СЛОВОМ, ЖИВОЙ ТОРОЙ И Законом, раскрывающим ЖИЗНЬ всего Божьего творения, включая Небо и Землю. Вся жизнь устроена по Божьему Закону. Бог нелицеприятен и Его Закон также. Он стоит на страже ЖИЗНИ. Беззаконники пожинают плоды своего беззакония – СМЕРТЬ.
       Поэтому здесь мы видим, что апостол Павел согласен с Моисеем, который, в свою очередь согласен с Богом, продиктовавшим ему Свой Закон, Своё ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЕ СЛОВО, из Которого « все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос». (1Кор.10:3,4).
      Но как такое может быть? Как Христос мог быть в пустыне?  Мог!!!   Ап. Иоанн подтверждает это: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.  Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. [Он] имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.  [Он был] облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: "Слово Божие"». (Откр.19:11-13).СЛОВО БОЖИЕ БЫЛО В ПУСТЫНЕ. Именно Слово Божие было начертано Божиим перстом на камне и затем положено во Святом Святых, в ковчеге Завета. Улавливаете духовный смысл? Это и есть Божий Закон, который затем был внесён в Пятикнижие. Именно «разжёванное» Слово Божие было написано на шкурах животных и до сих пор является гарантией обуздания нашей «животной природы». Именно СЛОВО БОЖИЕ материализовалось в пищу для тела – МАННУ – и выпадало утром свеженькое, чтобы подкрепить силы на день!
       Вот Павел в эпоху Нового Завета и говорит о том, что Закон озвучивает правила ЖИЗНИ, и соблюдающий его жить будет Им и питать Им своё духовное начало и преобразовывать своё естество. (Гал.3:12).
       Но вернёмся к нашему первоначальному 10-му стиху:  «… а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под КЛЯТВОЮ. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
       Слово, переведённое как  «клятва» («катара» S#2671),  означает «проклятие» и не подразумевает принятие на себя каких-то клятвенных обязательств. Павел, для обоснования этой фразы берёт цитаты из Торы и Пророков: «ПРОКЛЯТ, КТО НЕ ИСПОЛНИТ  СЛОВ ЗАКОНА СЕГО и не будет поступать по ним! И весь народ скажет: аминь». (Втор.27:26), и «скажи им: так говорит Господь, Бог Израилев: ПРОКЛЯТ человек, который НЕ ПОСЛУШАЕТ СЛОВ ЗАВЕТА СЕГО» (Иер.11:3). 
      Поэтому в Гал.3:13 стоит всё то же слово «катара» - «проклятие» закона. На самом же деле Иисус избавил нас от ПРОКЛЯТИЯ Закона, а не от Закона! Он снова и снова помогает нам, когда мы падаем, претыкаясь на своих похотях, и затем каемся в слезах.
       В свете всего вышеизложенного хочется всё-таки узнать: так, кто же проклят? Тот, кто исполняет Закон или тот, кто его не исполняет?
       Мы видим, что утверждение Павла звучит уже в эпоху Нового Завета. Однако небо и земля всё ещё стоят и Божий план, всё ещё,  находится в действии! Поэтому мне хочется вновь повторить и уяснить для себя жизнеутверждающий принцип:
МЫ ОПРАВДЫВАЕМСЯ ВЕРОЙ (Христа) и СПАСАЕМСЯ ЧЕРЕЗ СВОЁ ДОВЕРИЕ БОГУ (этим путём шёл Авраам), ОСВАИВАЯ мало-помалу ЗАКОН, непосредственно под водительством ДУХА БОЖЬЕГО (ДУХА ХРИСТОВА).
      
       Если мы игнорируем  Божий Закон, то автоматически попадаем под проклятие. Об этом нас не двусмысленно предупреждает всё то же Слово Божие: «Ибо если мы, получив познание истины, ПРОИЗВОЛЬНО ГРЕШИМ, то НЕ ОСТАЁТСЯ БОЛЕЕ ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХ, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.  [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет (своим своеволием и противлением)?» (Евр.10:26-29).
        Вот я и спрашиваю себя честно, чего я больше хочу  – благословений или проклятия?
       Благословения мне нравятся больше, но для этого мне нужно решить так же честно перед  Богом – соблюдать или не соблюдать мне Божий Закон, данный мне, как ЧЕЛОВЕКУ, и вписанный в единую картину  всего мироздания. 
       А вот ещё один маленький нюанс, который хотелось мне выяснить, читая контекст данного отрывка из Послания к Галатам: есть ли разница между теми, кто соблюдает Закон и теми, кто «утверждается на делах закона» и в чём эта разница?
       Учитывая предыдущие рассуждения, ответ для меня становится  очевиден. Соблюдающий Закон – благословенный человек, гармонично сосуществующий с мирозданием и самой ЖИЗНЬЮ так, как это установлено Богом, «а все, УТВЕРЖДАЮЩИЕСЯ на делах закона, находятся под клятвою», т.е. находятся, по словам Павла, под проклятием.
        Что означает фраза «утверждающиеся на делах закона»? УтверждающийСЯ  человек действует сам от себя, об этом говорит возвратная частица «СЯ». Этот человек - сам себе «режиссёр». Он сам себе избирает путь праведности, путь спасения, без Божьего водительства и личных отношений с Ним.  Вот именно такие своевольные делатели и называются «законниками». Эти люди думают, что  коль скоро они соблюдают Закон, то Бог им должен спасение, благословения и пр. Они  ставят Бога перед фактом собственной праведности и этим пытаются оправдаться перед Богом. В этом суть явления, названного «САМОПРАВЕДНОСТЬЮ». Акцент здесь переносится с послушания Богу на собственную праведность. В этом вся разница.
       МЫ ЖЕ СОБЛЮДАЕМ ЗАКОН НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОПРАВДАТЬСЯ И СПАСТИСЬ, А ПОТОМУ, ЧТО МЫ ОПРАВДАНЫ И ДВИЖЕМСЯ К ПОЛНОМУ ИСКУПЛЕНИЮ НАШЕГО ЕСТЕСТВА!
       И в ст.11 Павел говорит: «А что законом никто НЕ ОПРАВДЫВАЕТСЯ пред Богом, это ясно, потому что праведный ВЕРОЮ (ВЕРНОСТЬЮ) ЖИВ БУДЕТ». Мы не спасаемся Законом, мы живём им! А входим в эту ЖИЗНЬ верой и праведностью Иисуса Христа! «Это ясно»,- Говорит Павел. Кому ясно? -  Тем, кто читает Писания, кто читает Ветхий Завет, поэтому он и ссылается на пророка Аввакума: «Вот, душа надменная не успокоится, А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ». (Авв.2:4).
       В стихе 13 Павел подчёркивает, что именно Иисус Христос взял на Себя проклятие Закона. Он принял смерть, которую должны были получить МЫ за наши беззакония,  ВМЕСТО НАС.
       Отсюда вопрос: как устранить проклятие?
       «Невежды в Законе» стали провозглашать очень лёгкий способ: если проклятие от Закона, то нужно упразднить, т.е. устранить Закон, и проклятие устранится. Но библейский ответ звучит иначе: «Христос ИСКУПИЛ нас от клятвы (проклятия) закона, сделавшись за нас клятвою (проклятием)». «Искупил» – это значит «выкупил», причем, Он заплатил сполна. Он отдал Свою безгрешную жизнь за нашу жизнь грешную, совершив обмен – «сделавшись ЗА НАС  клятвою». Это единственный способ устранения проклятья. А это возможно только в том случае, если Закон остаётся неизменным, а Искупитель живёт внутри нас и совершает таинство очищения нашего естества при помощи единственного мерила праведности (Закона) и Своей Крови.
        Если бы Иисус изменил Закон, то все нарушители вышли бы невредимыми, как были освобождены из тюрем верующие в период правления  Горбачёва, когда он изменил закон во время перестройки. При этом все остались живы, и Горбачёв, и верующие, а «умер» осудивший их закон. Но смерть Иисуса Христа, как раз, и доказывает неизменность Божьего Закона. Об этом предупредил Сам Иисус, как мы видели ранее в Мтф.5:18. Он прямым текстом говорил: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: НЕ НАРУШИТЬ пришёл Я, но ИСПОЛНИТЬ» (Матф.5:17). Разве «ИСПОЛНИТЬ» – это значит «отменить»?  Как раз наоборот, «нарушить» - это значит «отменить»! Иисус же ничего не нарушил, Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2:8). Он был послушен Богу и Его установлениям, показав нам пример высочайшего послушания из любви, а не из страха. Исходя именно из этого примера Иисуса, Апостол Иоанн утверждает: «Ибо это есть ЛЮБОВЬ К БОГУ, чтобы мы СОБЛЮДАЛИ ЗАПОВЕДИ ЕГО; и заповеди Его не тяжки» (1Иоан.5:3). В чём мы можем проявить свою любовь к Богу?  Теперь это совершенно ясно - в послушании Ему и Его заповедям. Именно этому нас и учит Слово Божие через Моисея, Пророков и Апостолов!
              Иисус всё выполнил в соответствии с требованиями того же Закона, что и подтверждает Павел словами из Торы: «ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Втор.21:23). Иисус, «повиснув на древе»,  показал нам высочайший пример послушания Закону и его исполнения. И наша задача теперь – идти ПУТЁМ НОВЫМ И ЖИВЫМ, путём познания СЛОВА, путём доверия и послушания БОГУ, как шёл наш ХОДАТАЙ, чтобы стать настоящим ЧЕЛОВЕКОМ!
      И вот далее, в 14-ом стихе всё той же 3-ей главы Послания Галатам, Павел раскрывает нам причину, по которой Иисус пошёл на эту жертву: «дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам ПОЛУЧИТЬ ОБЕЩАННОГО ДУХА ВЕРОЮ».
       Что же это за «благословение Авраамово»?
       Авраам получил благословение в двух плоскостях: в духовной и земной. Ему было обещано, что именно в его семени благословятся все народы и обретут спасение. В его семени придёт на землю Сам Бог через Своё Живое Слово - Христа, чтобы открыть человечеству новые горизонты и новые ресурсы в Боге. И это ДУХ ХРИСТОВ. Это духовная плоскость благословения. В материальной плоскости Авраам получил всё: «Авраам был уже стар и в летах преклонных. ГОСПОДЬ БЛАГОСЛОВИЛ АВРААМА ВСЕМ» (Быт.24:1). «… Он дал ему овец и волов, серебро и золото, рабов и рабынь, верблюдов и ослов» (Быт.24:35). Авраам получил долголетие, величие, власть и изобилие. И, самое главное, деторождение, через которое и была открыта дорога к благословениям для всех жителей земли и дорога к духовным сокровищам.
       Итак, если подвести  итоги и ответить на главный вопрос этой темы: Закон – это благословение или проклятие и в чём его суть, то ответ очевиден – это ни то и ни другое.
Закон – это документ, содержащий объективную информацию о том, как устроен наш мир, и инструкция для гармоничного существования всех его составляющих.
       Исполнить весь Закон – это быть руководителем всего Божьего проекта мироздания и нести ответственность за него. Может ли человек это осуществить, если даже в собственной жизни он не может разобраться и на каждом шагу спотыкается о незнание правильного ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО пути и норм своего поведения, как части единого целого? Поэтому библейский вердикт гласит: «Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29:29).  И ещё: «…жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ, ДАБЫ ЖИЛ ТЫ И ПОТОМСТВО ТВОЁ» (Втор.30:19).
       Нам нужно ежедневно питаться этим ХЛЕБОМ ЖИЗНИ, чтобы ЖИТЬ Им!  И, да поможет нам в этом  наш Искупитель, Который и есть ХЛЕБ ЖИЗНИ  и ДУХ  ХРИСТОВ!  Аминь.
       «Ну, хорошо, - говорят некоторые, -  Вот мне дали свод правил, по которым мне нужно жить. Зачем? Чтобы угодить находящемуся где-то далеко, на Небесах, Богу? Но многие живут и без этих правил, да ещё и как живут!»
       Да, живут, но какой ценой? Кто сейчас платит за все беззакония? Интересно?
       Давайте встретимся ещё раз и вникнем в СУТЬ…