Скрытый смысл в народных сказках

Юрий Кирьянов 2
        Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это                наличие сказок. Сказки существуют с самого возникновения человека на земле. Первыми книгами в жизни многих людей являются сказки.                Народные сказки никогда не были беспочвенной фантазией. Действительность представала в сказке как сложная система связей и отношений. Сегодня мы можем узнать, что начертали древние шумеры на глиняных таб - лицах 3500 лет назад. Оказывается, эти таблицы заключают в себе немало произведений фольклора – басен, сказок, песен. Обнаружены египетские папирусы со сказками с легендами и песнями.               
               Сказки   передавались из поколения в поколение устно людьми и запоминались. Сказки служат для развития души человека. Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей. С помощью сказок предки передавали мудрость от одного поколения к другому. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура.  Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нашей памяти.
        В сказках есть множество подсказок для людей. Например, в Тораджской сказке «Семь волчков» говориться, что деревья на земле сажали боги, а люди после жизни на земле становятся божествами грома, молнии, бури, дождя, наводнений, землетрясений и радуги. В эстонской сказке «Лопарские злыдни» говориться, что в деревянных истуканах живут духи, а в сказке «Семь лет в Лапландии» говориться, что смерчем управляет душа колдуна. В сказке «Сотворение волка» говориться, что тело волка создали черти. В сказке «Северное сияние» даётся намёк, что северное сияние на небе делают души бывших людей. В сказке «Хитрый гуменщик» даётся намёк, что от богатства душа человека становится чёртом, а в другой эстонской сказке «Храбрый гуменщик» говорится, за богатство черти душу забирают в ад.               

          Русские сказки свидетельствуют об особой вере русского человека в значение сказанного слова. Слово открывает двери, поворачивает избушку, разрушает чары. Сказка –это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень... Учит без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не, по совести. Во многих сказках есть слова подсказки.               
           В русской сказке «Поди туда –не знаю куда, принеси то – не знаю, что» стрелок Андрей находит свата Наума. Сват Наум – это Бог сватает здесь в жизни невесту или жениха. Учит он души людей сам в Духе. В сказке                « Матюша Пепельной» в самом названии сказки подсказка ругаться матом - это грех. В русской сказке «Две сестры» говориться, что этот мир соединяет с потусторонним колодец, через который души попадают в потусторонний мир и с того мира в этот мир. А также даётся понятие человеку, что по делам душа в потустороннем мире получает вознаграждение – одежду для себя. Трудолюбивая душа получает красивую, а ленивая страшную. В молдавской сказке «Свет – рассвет» говориться: знать своё будущее через ворожбу (гадание) - это грех! В латышской сказке «Несусветное враньё» (где даже название само подсказывает несу свет) даётся намёк, что наш мир представляет из себя большой сарай на стенах которого, висят звёзды и луны, их великое множество, они соединены между собой духовными канатами. А в другой латышской сказке «Лайма – заступница» тоже есть подсказка – наша планета связана с луной и солнцем духовными канатами.  Во многих сказках есть различные подсказки, просто они открываются каждому по сознанию.               
  Слово сказка произошло от слов сказ и слова ка(душа), сказать душе. А слово сказать от слова казать, на древнегреческом это слово означает «указание», на польском «читать проповедь», на древнеиндийском «появляется свет», на ново - 
персидском «сведущий», на авестийском «учит, наставляет».                А если прочитать слово сказка по буквице получим следующее: слово человеку Бог на земле в жизни из истока читает.


В статье использовались материалы интернета, Сказки и легенды южного Сулавеси Москва 1959, «Волшебная дудочка» эстонские сказки Таллин 1989, русские сказки Ташкент 1986, латышские народные сказки Кишинёв 1990,                молдавские народные сказки, Кишинёв 1973.,Этимологический словарь