Н. А. Френкель

Эдуард Кукуй
Три ордена Ленина у генерала.
Мерзавец, как все, но тямы хватало-
"рентабельный труд" миллионав в ГУЛАГЕ:
кровь выжать до капли из доход/яги!
И даже хватило  везенья и прыти-
из банки паучьей- на пенсию выйти!


Из Википедии
.................

Нафта;лий Аро;нович Фре;нкель (1883, Константинополь, Российская империя — 1960, Москва, СССР) — видный деятель советских спецслужб (ЧК-ГПУ-НКВД СССР), до Октябрьской социалистической революции — известный одесский миллионер, коммерсант и криминальный авторитет, в советское время — заключённый Соловецкого лагеря, затем — начальник строительства Беломорско-Балтийского канала и Байкало-Амурской магистрали, первый руководитель Главного управления лагерей железнодорожного строительства СССР. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы (с 29 октября 1943).


Родился в 1883 году в Константинополе[1]. Еврей. Отец Френкеля был служащим. Впоследствии семья переехала в Одессу.

С 1898 года, в возрасте 15 лет, начал работать в херсонской строительной компании Гурфинкеля. В 1900 году устроился на должность прораба в строительную экспортную фирму «Штейнер и Ко» в Николаеве. Через два года, за счёт фирмы, Френкеля отправили на обучение в строительный техникум города Кётен в Германии, где учился в период 1902—1904 гг.

После окончания техникума молодой прораб вернулся в Николаев и продолжил работу на фирме. Имея сильные коммерческие навыки, Нафталий Френкель разработал для своих хозяев экономический проект, согласно которому аренда складских помещений была менее прибыльной, чем строительство собственных, которые, в случае необходимости, можно было так же сдавать в аренду и получать с этого прибыль. Однако через некоторое время его застали за подделкой служебных документов и уволили. Однако без работы перспективный инженер долго не оставался и в 1912 году устроился на работу к большому николаевскому предпринимателю и землевладельцу Юрицину.

Одесский миллионер[править | править код]
Работая наёмным работником, Нафталий Френкель набирался опыта и экономил деньги, а в 1904 году основал в Одессе на паях контору, торговавшую деревом. Впоследствии его компаньон бежал за границу, а у Френкеля остались деньги, чтобы начать развитие своего бизнеса. Предприниматель монополизировал переработку древесины и, благодаря спекуляциям, стал миллионером. На юге Российской империи за ним прочно закрепилось прозвище «лесного короля Чёрного моря». В годы Первой мировой войны Френкелю удалось заключить удачные сделки по продаже оружия, которые увеличили его состояние.

Позже он, как настоящий олигарх, подчинил себе средства массовой информации: под его патронатом в Одессе выходила газета «Копейка», в которой он высмеивал конкурирующих коммерсантов и полпредов, умело ссоря их между собой.

Криминальный авторитет[править | править код]
В 1917 году, когда власть сменилась, Френкель, чтобы защитить свой бизнес, завёл связи с одесским криминалом. В 1918 году судьба свела успешного предпринимателя с легендарным одесским бандитом, рэкетиром и погромщиком Мишкой Япончиком.

Их первая встреча состоялась в кафе «Фанкони». Япончик и Френкель сразу почувствовали взаимную симпатию: Япончику понравилась «хватка» Френкеля, а предприниматель сразу понял, что при помощи авторитетного бандита сможет сделать немало, а главное — ликвидировать конкурентов. Однако коммерсант немного переоценил свои возможности, потому что Япончик был не из таких, кто бы позволял на себя давить. После той встречи Нафталий Френкель стал членом группировки и вынужден был отдать Япончику часть своих акций. Несмотря на это дружба с рэкетиром научила Френкеля вести дела с размахом, продумывая все на несколько ходов вперёд. Собственно членство в банде его никак не волновало, так же как и нравственная сторона бизнеса.

Между тем, власть в городе менялась десятки раз, каждое новое правительство устанавливало свои правила. По состоянию на 1919 год Френкель потерял большую часть своего состояния и полностью подчинился интересам бандитской Молдаванки. В июне 1919 года Япончик, чтобы спасти свою многочисленную банду от разгрома, пришёл в местный 3-й отдел ЧК с предложением сформировать из своего криминалитета революционный отряд Красной армии. Тогда было тяжёлое время, на фронтах не хватало людей, и ЧК дал согласие. В 54-й полк, который сформировали мошенники, бандиты и головорезы, попал и Френкель. В июле 1919 года полк попал на фронт, где участвовал в боевых действиях против армии УНР. Но уже осенью 1919 года чекисты расстреляли Япончика, одесская банда разбежалась, а сам Френкель, потеряв поддержку криминалитета, бежал в Османскую империю.

Возвращение в Одессу и сотрудничество с большевиками[править | править код]
В 1921 году Нафталий Френкель, проанализировав сложившуюся ситуацию, не без участия спецслужб, вернулся в Одессу, где создал собственную банду, занимавшуюся рэкетом и контрабандой. Параллельно Френкель создал пароходную компанию. Под прикрытием частной фирмы его пароходы курсировали по Чёрному морю с контрабандным товаром — от шляп и шёлковых чулок до драгоценных камней. Также на Малой Арнаутской в Одессе он создал первые артели, где шили модную одежду под маркой известных европейских фирм. Товар реализовывался через своих людей в магазинах, ресторанах и гостиницах. Для прикрытия своего контрабандного бизнеса в Москве Френкель тратил значительные средства для подкупа влиятельных чиновников. [источник не указан 364 дня]. В общем, дела Френкеля шли хорошо. Он был в курсе всех изменений в расстановке внутренних сил НКВД и спекулировал на этом так же умело, как и на валюте. Из Москвы энкаведисты поставляли ему пачки денег, а Френкель передавал им чемоданы с золотом, закупленным по низким ценам.

Через некоторое время вести о деятельности группировки Френкеля дошли до самого руководителя ОГПУ Феликса Дзержинского. По его приказу в Одессу выехал член коллегии ОГПУ Дерибас (потомок одного из основателей города — Хосе де Рибаса). Прибыв в город с широкими полномочиями, Дерибас сразу же узнал о контрабандном тресте Френкеля, и пока последний анализировал ситуацию и высчитывал сумму, которой может откупиться от «московского гостя», Дерибас, минуя одесское отделение НКВД (где у Френкеля были свои люди), посылал в Москву отчеты, а из Москвы получал дальнейшие инструкции.

Январской ночью 1924 года в Одессу тайно прибыл поезд с отрядом московских чекистов, которые арестовали всю верхушку одесской ЧК и всех руководителей треста, включая Нафталия Френкеля.

14 января 1924 года коллегия ОГПУ приговорила Френкеля к смертной казни, но его чудом не казнили: в последнюю минуту смертный приговор был заменен десятью годами каторги в лагере особого назначения на Соловках.

Соловецкий заключённый[править | править код]
В 1924 году, попав на Соловки и дав взятку, бывший одесский коммерсант возглавил в лагере экономический отдел. С разрешения высшего руководства, по инициативе Френкеля, в лагере заработали мастерские по пошиву обуви, одежды, производства шахматных досок. Товары переправлялись в Москву и реализовывались под крышей ОГПУ. Когда дело начало приносить прибыль, начальство стало благосклонно относиться к Френкелю. Работа репрессированных оказалась новым экономическим веянием. До этого лагеря использовались только для изоляции «врагов народа», никакого труда не предусматривалось. В большинстве случаев «зэков» просто доводили до смерти. Френкель заметил нерациональное использование труда заключённых и предложил использовать их на лесоразработках, где ежедневно умирало несколько десятков человек, которых хоронили в ямах.[источник не указан 365 дней]

Примерно в это же время один из пароходов «завёз» в лагерь сыпнотифозную вошь и в лагере начали массово гибнуть люди. Боясь эпидемии, лагерное начальство обратилось в управление лагерей дать разрешение на срочное построение бани. Нафталий Френкель подготовил проект крупнейшей бани и предложил построить ее за 24 часа. Для этого он попросил разрешения у лагерного руководства выделить ему 30 крепких матросов и 20 немощных стариков и инвалидов, горячую пищу и спирт.

Когда Френкель вывел людей на стройплощадку, на улице был сильный ветер и мороз ниже -25 °C. Разделив их на две шеренги — матросов в одну, а стариков в другую — Нафталий Френкель произнес речь:

« За 24 часа мы здесь должны построить баню.
Если не успеем, то и вас, и меня, и их расстреляют
у одной стенки. Горячую и мясную пищу
привезут сюда. Я распорядился, будет и по
стакану спирта. А теперь начинаем! »
Психологический приём Френкеля успешно сработал: осознавая, что от них зависят не только их жизнь, но и жизнь старых, матросы работали упорнее, чем когда-либо до этого. Строительством Френкель руководил профессионально: строительство бани закончили на 3 часа раньше.

Создатель «лагерей нового типа»[править | править код]
Тот день стал для Нафталия Френкеля началом стремительной карьеры, а для Соловецкого лагеря — началом новой эпохи. Начальство приказало выдать всем ещё по стакану спирта, а Френкеля попросили зайти «для серьёзного разговора». Способный узник начал подолгу засиживаться у начальства. В мае 1926 года по ходатайству начальника Управления Соловецких лагерей, срок заключения Френкелю сократили вдвое, а вскоре, в 1927 году, его досрочно освободили, предложив остаться вольнонаёмным на Соловках — начальником производственного отдела управления Соловецкого лагеря особого назначения ОГПУ. Лагерное начальство сообщило в Москву о проектах Френкеля, связанных с созданием лагерей нового типа. Он убедил всех, что система лагерей может стать источником поступлений в казну значительных денежных доходов, и если раньше не знали, что делать с осуждёнными, то теперь их катастрофически не хватало. В Москву летели просьбы прислать новые партии репрессированных.

В то время Френкель успел написать 12 листов Сталину, после чего за ним специально прислали самолёт и отвезли в Москву, где состоялся 4-часовой разговор с «вождём народов». В 1929 году Нафталию Френкелю предложили возглавить в Москве производственное представительство всех лагерей ГУЛАГа ОГПУ СССР и выделили дачу под Москвой и автомобиль ЗИС-101. Тогда отрабатывалась схема содержания осуждённых в лагерях и их «исправление через труд». Френкель предлагал использовать дешёвый труд репрессированных на крупных народнохозяйственных стройках и получил разрешение на проведение эксперимента под названием «хозрасчёт»: узники ГУЛАГа начали рубить лес, возводить города, прокладывать железную дорогу. Работа заключённых окончательно превратилась в источник поступления огромных прибылей. С тех пор лагеря начали называть исправительно-трудовыми.

В 1930 году Нафталий Френкель руководил строительством исправительно-трудового лагеря в Республике Коми.

Между тем власть Иосифа Сталина в стране крепла, и вождю нужны были трудовые победы. В 1931 году он приказал за 20 месяцев построить канал длиной 227 км, соединив Белое море и Онежское озеро. Начальником строительства канала назначили Нафталия Френкеля. Сотни тысяч «зэков» были брошены на строительство канала. Их орудиями труда были тачка, лопата, кувалда, топор и деревянный «журавль» для перемещения камней-валунов.

На строительстве Беломорканала работало до 100 тысяч заключённых. Иногда смертность достигала 700 человек в сутки [источник не указан 365 дней], однако общее количество заключённых не уменьшалось: на строительство ежедневно привозили пополнение.

Весной 1933 года нарком Ягода рапортовал Сталину о готовности канала до назначенной даты открытия. И хотя канал не нашёл своего судоходного применения (в условиях Севера канал глубиной в пять метров находился подо льдом семь месяцев в году), за участие в строительстве Нафталия Френкеля наградили первым орденом Ленина.

Партийный функционер[править | править код]
После XVII съезда ВКП (б), 28 августа 1933 года Нафталия Френкеля назначили начальником работ Байкало-Амурской магистрали. Специально для строительства создали новый лагерь для репрессированных Бамлаг, зона которого протянулась от Читы до Хабаровска. В отправную точку БАМа, посёлок Свободный, Френкель прибыл в спецвагоне, декорированном роскошной мебелью. Начальник постоянно жил в вагоне, неожиданно налетая то на одну стройплощадку, то на другую.

Под звуки оркестра бывший узник лично принимал партии репрессированных. Всех прибывших ставили на колени в снег и считали по головам, а затем гнали в лес делать просеки для будущей железной дороги. Начальник строительства располагал большими суммами денег. Часть он направлял на подкупы ГУЛАГовского начальства, а большая часть использовалась на содержание заключённых. Часть денег, которые сэкономил, Френкель отсылал в казну.

В 1937 году массовые репрессии и чистки в войсках и высшем руководстве СССР достигли апогея, но Нафталия Френкеля снова не тронули. Его спасли безупречная репутация хозяйственника и поддержка Берии [источник не указан 364 дня]. В 1938 году он возглавляет железнодорожный ГУЛАГ, созданный по его же предложению. В контору Френкеля посыпались заказы: строительство железнодорожных трасс близ Волги, у границ с Ираном и др. За новые достижения Френкель был награждён вторым орденом Ленина.

С началом войны ведомство Нафталия Френкеля бросили на строительство прифронтовых рокадных дорог. Во время обороны Сталинграда по его приказу заключённые разобрали железнодорожный путь БАМ — Тында и перебросили рельсы на оборону приволжского города: работа была выполнена в кратчайшие сроки (так называемая Волжская рокада). В 1943 году генерал-лейтенанта инженерно-технической службы НКВД Нафталия Ароновича Френкеля награждают третьим орденом Ленина.

В 1947 году, интуитивно почувствовав начало «еврейского дела», почётный орденоносец Френкель подал прошение об отставке в связи со состоянием здоровья. 28 апреля того же года его с почестями отправили на пенсию, а большинство его соратников и сподвижников еврейской национальности примерно за год были арестованы и осуждены на большие сроки заключения.

Умер Нафталий Френкель в 1960 году в Москве в возрасте 77 лет.