Отзыв на книгу Романа Тишковского Поэмы 1960-1975

Ольга Карагодина
Термин «лирический герой» введён в 1921 году русским советским прозаиком, поэтом, драматургом, литературоведом и критиком – Юрием Николаевичем Тыняновым. Под этим термином подразумевается носитель переживания, выраженного в лирике. Лирический герой – художественный двойник автора-поэта, вырастающий из его произведений. Поэт-лирик (по Ю.Н.Тынянову), лицо, наделённое индивидуальностью судьбы и психологической отчётливостью внутреннего мира.
Безусловно лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по нескольким стихотворениям, представление о нём складывается из цикла стихов поэта, либо из всего его поэтического творчества.
Сборник «Поэмы (1960-1975)» поэта-лирика Романа Константиновича Тишковского, по сути является продолжением предшествующего сборника «Сборник юношеские и армейские поэмы» (1946-1960) и вторым томом собрания поэм. Этот сборник существенно отличается от предыдущего, автор повзрослел, многое переосмыслил и это совсем другой пласт его стихотворчества.
Сборник «Поэмы (1960-1975)» имеет особое построение, так его задумал автор. Открывают его выборочные главы из поэмы «Искренность», заглавием к которой служат слова Дидро: «Мою душу легко возбудить, воспламенить, растрогать… Когда мы находимся во власти какого-нибудь стремления, оно начинает казаться нам вполне разумным и даже осуществимым, а это придаёт необычайную силу.»
Автор необыкновенно тонко и незаметно вовлекает читателя в пучину мыслей и страстей, изложенных поэтическим языком. С первых строк приходит понимание проникновенности каждой строки, наполненной чувством любви и переживанием автора.
«Я не выскажу,
ни слова оправдания
ни моим поступкам,
ни твоим.
Из разлуки
я воздвигну здание,
чтобы в нём свои стихи –
творить.
Напишу
весёленькую повесть,
что душа
займётся до нутра.
Я могу позволить
эту подлость:
я не спал сегодня
до утра…»

Эти строки посвящены любимой женщине, впрочем, как и вся эта книга освещена крылами любви.
Второй блок называется «Стихов наброски» - благодарность друзьям, знакомым, близким людям, давшим автору толчок к многим его произведениям. В нём представлены поэтические поздравления, шутки, признания в платонической любви не только к друзьям, но и коллегам по работе. Почти каждое стихотворение комментируется автором: кому оно посвящено, где и при каких обстоятельствах было написано, снабжено фотографиями черновых набросков.
«Выполнение задания» глава посвящённая началу трудового пути. Автор в стихах подробно описывает свою жизнь молодого специалиста на крупном Московском предприятии (ЦНПО) «Каскад». Завершают этот блок – прозаические заметки, комментирующие и поясняющие персонажей поэмы «Выполнение задания». Большое внимание автор уделяет знаменитым людям с которыми ему довелось не только познакомиться, но и поработать, в частности, знаменитому конструктору – Геннадию Яковлевичу Гуськову, именем которого сейчас в Зеленограде названа целая улица «Улица Конструктора Гуськова».
«На Марс – с чем?» О каких событиях века расскажет вложенная в контейнер хроникальная фотография; какой важный для человечества исторический документ поместим мы в контейнер; модель какого технического изобретения и др. вопросы в занимательной поэтической форме отражены, именно в этой главе.
«Итак,
мы летим на Марс!
Вы слышите? –
Наконец-то!
Долой
мелочную косность!
Об этом
думает каждый.
Мы –
победители неба
и творцы
своей судьбы…»

Автор завершает блок необыкновенно интересными прозаическими фактами об астрофизике И.Шкловском, американском поэте-философе-священнике Эмерсоне Ральфе Уолдо (1803-1882), придумавшем афоризм: «Прицепи свою повозку к звезде», австрийском шахматном композиторе Конраде Байере, китайском художнике Ци Бай Ши и многих других.
Фрагменты «Солнечной поэмы», героями которой являются солнце и его производные – дождь, ветер, деревья – философские размышления автора о Вселенной.
Следующим блоком в книге выступает повесть-цикл «Интимности» - самое глубокое, узко личное, сокровенное, задушевное и дружественное понимание сути природы человека.
Фрагментарная поэма «Сталин» затрагивает непростые грани понимания истории нашей страны: «И провели расчёской по лысине хрущёвской». Здесь рассуждения автора затрагивают политических деятелей компартии, поэтов серебряного века, репрессии, политические настроения общества в начале-середине прошлого века.

«Мысли, обнажённые, что груди.
Замолчите мысли…»

Этот блок так же, как и предыдущие завершают прозаические заметки, объясняющие читателю, некоторые моменты сюжета поэмы.
«Поэма сердца» - интернациональная поэма, рассказывающая о переживаниях и мыслях автора, его ощущениях об устройстве мирового порядка.
Наверное, наиболее характеризующая творчества Р. Тишковского – глава с названием «Поэма, какая во мне». Рассуждения о себе, своём мироощущении, своему отношению к поэзии.
Вторая часть книги «Книжка в книжке» (1964-168) – более поздние произведения автора. Открывается она пьесой в пяти картинах «Но ты не увидишь». Это, по сути, готовый сюжет к театральной постановке. Трагикомедия, в которой всё: лёгкий язык, непринуждённость, лихо закрученный сюжет. Автор пишет: «Весна брала своё».  И здесь мы видим ещё одну грань автора.
Пьеса перетекает в созвучный по теме «Монолог молчаливого человека» - души печальный черновик. Это ещё она стихотворная пьеса, готовая к постановке.
Далее идут поэмы автор (1960-1975). Здесь мы снова видим лирика, но немного другого, с налётом «маяковщины», что тоже весьма интересно. Автор эксперементирует со словом.

Я
землю-ворот
вращаю за ось,
наматывая
на ворот
верёвку неба.
И вот
я вытягиваю
солнца ведро,
сверкающее в брызгах
стекающей через край
воды…

«Радужные строки» - запись ночного бдения – нежная лирика. «А почему ночью не видно радуги?» – размышляет поэт, оставаясь по ночам маленьким мальчиком, познающим большой мир, где читатель вместе с автором окунается в свои детские мечты.
К интересным поэтическим находкам можно отнести главу «Осень на новой». Фото-поэма в ракурсе запечетлённых поэтических снимков в строках.
Несмотря на всю серьёзность автора, ему присуще большое чувство юмора и это отражено в главе «Волчьи сказки». Как пишет сам автор: «Волчьи сказки в волчьей шкуре сочинил я на смех курам…».
Ближе к завершению сборника представлены «Поздравления пионеров и октябрят по случаю 25-летия НИИПриборостроения, проходившее в концертном зале кинотеатра «Октябрь»», написанные от имён мальчиков и девочек. Это ещё один из видов мини-пьесы, соответствующей определённому периоду истории нашей страны. Завершается этот блок «Послесловием» в котором автор рассказывает читателю о том, как родилась эта пьеса и кто принимал участие в её создании.
55-летию Октябрьской революции посвящены поэтические строки «55-й Октябрь». Блок снабжён авторскими рисунками и историческими фотографиями.
Следующие блоки включают в себя: «Билибинский взор», где автор в стихах описывает свои впечатления от рисунков художника Билибина и фото-поэма «Мгновения осени» по фотографиям Юрия Коровина.
Завершает книгу «Сказочка о белом верблюде» - поэтическая сказка для взрослых детей.
Послесловие книги написано автором, где он объясняет некоторые моменты создания своих произведений.
Все поэмы и стихотворения оформлены личными рисунками автора, и здесь он предстаёт перед нами, как самобытный художник. На задней обложке книги, где обычно помещают справку об авторе вместе с его фотографией, читатель увидит «Автопортрет», написанный поэтом.
Роман Константинович Тишковский – поэт, прозаик, критик и публицист, член Союза писателей России, кавалер Золотой Есенинской медали и лауреат золотой медали имени Константина Симонова. Автор двух сборников лирики «Я шёл к тебе» (2002), «Пора комет» (2007), сборника статей о литературе «Письма в никуда (2009), сборника «Юношеские и армейские ПОЭМЫ (1946-1960) (2018) и книги-билингвы Белые туманы» - в переводах на польский язык (Люблин, 2019). Возглавляет литературное объединение (ЛИТО) «ХИМКИ».
Хочется пожелать автору дальнейших творческих успехов и побольше благодарных читателей.

Ольга Карагодина
Член МГО Союза писателей России, Академии российской литературы
Октябрь, 2019