Чудотворство Бориса Пастернака

Георгий Куликов
     Начну со своего стишка:

БОРИСУ ПАСТЕРНАКУ
               
Февраль. Достать чернил и плакать!               
Пастернак

Для тебя был болезненно дивен
Тот февраль – ты навзрыд удивился.
И к России – лишь «зА шесть гривен»! –
Вдруг волшебно слезою привился.

Сколь же много написано всуе!
Убивались рассудком страницы…
Не простятся они… Всё впустую!
А за «Август» тебе всё простится.

     Но только вот за какой «Август»? Честно говоря, этот шедевр (хоть и возвысил его в стишке!) принимаю с ба-а-а-льшими оговорками. На мой взгляд, слишком  много в нём «красивых» находок. Каждая по себе неотразима, но в  тесноте  стихотворения – явный перебор! Тут и «косая полоса шафрановая», и «жаркая охра», и лес «имбирно-красный», и даже (не сочтите за кощунство!) – «лазурь  преображенская» и «золото второго Спаса». Кому-то, возможно, всё это нравится,  но меня столь частые (не в меру!) красивости  коробят.  Не могу также принять повтора, а тем паче близкого соседства (расстояние в два стиха!) «подушки мокрой» со «слегка увлажненной подушкой». Более того, претит и мужская слезливость. Здесь, конечно же, личное: за всю свою долгую жизнь я, «суровый славянин», никогда не плакал во сне. Видимо, за столь въедливый подход надо меня пожурить, а «лирического героя» за эти слёзы пожалеть. Что ж… Не буду спорить, но только его мужество в моих глазах невольно  пошатнулось.
     Теперь о духовной мере «Августа». Евангельское событие, которое поминается на празднике Преображения Господня, я представил в стишке:


НА ФАВОРЕ

…се облак светел осени их
От Матф., гл.17, ст.5

Раздался Божий глас, и содрогнулись лица –
До корня душу потрясло!
«И слышавше, ученицы падоша ницы
И убояшася зело»*
________________________
*От Матф., гл.17, ст.6               

     А перед этим – «преобразися» Иисус: «просветися лице Его, яко солнце, ризы же Его быша белы, яко свет», и явились беседующими с Ним пророки – Илия и Моисей. (1) Здесь несомненное Божье чудо и недосягаемая духовная высота ангельского бытия, где несть ни мужчины, ни женщины, а в стихотворении – мольба о «смягчении последней лаской женскою горечи рокового часа». Через стих читаем о смелости женщины, бросающей вызов бездне унижений. Вызов, разумеется, ради  «лирического героя», который констатирует: «Я – поле твоего сраженья». Всё это, быть может, и душещипательно, но для произведения, в котором празднику Пребражения Господня, отведена столь существенная (пронизывающая!) роль (2), духовный уровень явно не дотягивает.
     Будь я редактором «Августа», эту аргументацию деликатно озвучил автору. Попросил бы его пойти на сокращение стихотворения: лишнее – долой!  И предложил бы такой вариант:

ПРАЗДНИЧНЫЙ СОН

Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по-старому,
Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.

С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.

В лесу казённой землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо моё умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.

Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, нетронутый распадом:

«Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство»

1953

     Надеюсь, почитатели поэта не увидят в моей выдуманной правке  «Августа» ничего оскорбительного хотя бы потому, что допускаю её только в рамках моего эссе. Из «научной корректности» могу вместо пропущенных стихов поставить отточия в скобках. Можно даже сохранить (с некоторой натяжкой!) прежнее название. Но только согласитесь, друзья: отобранные и собранные вместе семь четверостиший являют собой (и в духовном, и в эстетическом смысле!) удивительно цельное стихотворение. И тут уже не подкопаешься: подлинно шедевр! 


ПРИМЕЧАНИЯ:

1) От Матф., гл. 17, ст. 2 – 3
2) Здесь (хотя бы в сноске!) хочется напомнить о «странном сближении» (Пушкин):
отпевал раба Божия Бориса отец Иосиф – священник переделкинской церкви Преображения Господня. 


* Эссе опубликовано в двух газетах: в литературной газете Архангельской области «Графоман» ( №5, 2019). (Страница главного редактора на Стихире:  http://www.stihi.ru/avtor/uchitelrulit) и в "Резекненских вестях" (Латвия) 21.02.2020