И когда обстоятельства складываются особенно плохо, я перечитываю модернистский роман "Такая планида".
Нет, мсьё, я не ошиблась. Этот рассказ, скорее даже, миниатюра, вмещает в себя то, что открыли и привнесли в этот мир столпы модернизма.
Героя романа такого неопределенного и ускользающего при всей, казалось бы, внешней конкретности и образности, окружает бессмысленный и враждебный мир Франца Кафки. Снова и снова он устремляется к намеченной цели и каждый раз непонятные иррациональные силы отбрасывают его на исходные рубежи. Эта непонятная игра со временем в духе Марселя Пруста в отличии от кафкианского героя делает из него фаталиста. Очередное поражение не ослабляет, а озлобляет его, интуитивно этим он сохраняет силы, о чем свидетельствует очередной выплеск джойсовского потока сознания.
Вся биография его жизненного пути проходит перед нами в эпизодах прожитого дня, малейшая его реакция, словно глава биографического романа.
Количество зигзагов судьбы измеряется количеством шрамов, как видимых, так и скрытых, душевных.
Постоянная близость смерти не просто делает из него индульгирующего философа, она превращает его в экзистенциальное существо, знак, некий символ чистого существования, а мир - в отражение чистой абстракции, проецируясь на читателя в виде мифического щита.
Таким образом миниатюра расширяет свои границы до глубочайшего философского произведения, до романа, психотерапевтического романа-притчи.
Diane Ducret — французская писательница, журналистка, философ и историк.