Гу Кай-Чжи... Забытые имена

Алексей Гончаров2
Картина: "Фея реки Лоо", фрагмент.


Младая фея полюбила
Простого парня-рыбака,
Но злая воля разлучила,
Знать быть им вместе
- Не судьба...



Империя Цзинь (кит. трад. ;;, пиньинь: J;n Ch;o) — одно из государств эпохи Шести династий, существовало между периодом Троецарствия и периодом Южных и Северных династий в Китае в 265—420 годах. Государство Цзинь было основано военачальником Сыма Янем из рода Сыма (;; S;m;). Данный период — один из четырёх периодов китайской истории, носящих название «Цзинь»

Гу Кай-чжи (ок. 344 - ок. 406) - великий китайский художник во времена династии Цзинь.

До наших дней не дошло ни одной картины Гу Кай-чжи, от его трактатов об искусстве со-
хранились лишь небольшие фрагменты, однако не случайно в каждой книге по истории китайской живописи ему отводится весьма значительное место.

Гу Кай-чжи справедливо считается первым из большой плеяды великих китайских худож-
ников, и его влияние на многие последующие поколения мастеров было огромным. На ра-
ботах Гу Кай-Чжи учились мастерству, его свитки часто копировались, и благодаря этому
мы можем иметь представление о его творчестве.

Гу Кай-Чжи жил более полутора тысяч лет назад во времена династии Цзинь. Подобно
творческим натурам более. позднего времени, он сочетал в себе разнообразные дарова-
ния. Великий художник, он был также прекрасным музыкантом, умел слагать стихи,
славился как каллиграф. Многогранность таланта делала Гу Кай-Чжи фигурой яркой и
самобытной. Согласно литературным преданиям он отличался тремя свойствами:
острым умом, мастерством художника и некоторой чудаковатостью. Уже при жизни имя
художника было овеяно славой, его картины неизменно вызывали внимание и восхище-
ние. В житии Гу Кай-Чжи рассказывается, как он в молодости взялся помочь монахам
монастыря Ва Гуань собрать на ремонт главного храма миллион монет. Он написал на сте-
не одного зала изображение буддийского подвижника Вималакирти. Когда изображение
было закончено, все помещение наполнились ярким сиянием, исходившие от головы слов-
но присутствовала его в зале святого. Поглядеть на чудо стекались толпы людей и они
щедро подарили монастырь. Таким образом художник выполнил своё обещание.

Великий портретист, Гу Кай-Чжи переживал в своих работах тончайшие оттенки духовного
состояния модели, её сложный и неоднозначный внутренний мир. "В портретах Гу Кай-Чжи
присутствует дух"- говорили современники.
Из жизнеописания мастера известно, что свои портреты Гу Кай-Чжи писал подолгу. Нередко
случалось, что он откладывал в сторону почти готовую работу и ждал по нескольку лет, прежде чем изобразить зрачки глаз. На недоуменные вопросы заказчиков Гу Кай-Чжи отвечал: "Ключ
к изяществу и прелести искусства, равно как и другие достоинства произведения, кроются не в передаче внешнейикрасоты или безобразия предмета, а в маленьких точках и штрихах, одухотворяющих картину". В копиях более позднего времени до нас дошли два произведения
Гу Кай-Чжи. Оба они представляют собой из линейки горизонтальные свитки, на которых несколько живописных сцен разделены между собой столбцами иероглифического текста.

Первый свиток - "До шэнь", или "Легенда о фее реки Ло" - выполнен на сюжет одноименной поэмы поэта Цао Джо, написанной в 222 году. В поэме рассказывается лирическая история
о трогательной любви феи,  духа молодой женщины, и обыкновенного человека. Влюбленным
не дано соединить свои судьбы, и, расставаясь,,они горестно сетуют на своё злосчастие.
Настроение щемящей грусти и мягкой нежности, коим проникнуты все сцены свитка, тонко
условлено художником в поэме и полностью соответствует ей. Рассказ о двух влюблённых
Гу Кай-Чжи разворачивает на фоне пейзажа. Это самый ранний известный нам китайский
пейзаж. В нем нельзя найти той тончайшей разработанности, которая присуща более поздним
свитками. Образы природы представлены в довольно условных знаках. Так,  редкие кустики
соответствуют лесным чащам поэмы, а маленькие волнистые холмики - это огромные горы.
Однако с этой условностью великолепно сочетаются изящные фигурки людей. Прелесть фантастического сюжета и тонкая поэтичность человеческих чувств дополнены окружающим
ландшафтом, помогающим создавать особую духовную атмосферу. Краски пейзажа не очень
разнообразны, но они составляют утонченную неяркую гамму. Приглушённые коричнево-красные и бледно-зеленые тона, гибкие линии создают изысканное декоративное единство композиции. По волнам неширокой речки скользит бесплотная хрупкая фигура женщины, её лицо обращено к любимому, оставшемуся на берегу. Для усиления выразительности Гу Кай-Чжи помещает в небе пару гусей - знак нерасторжимой любви, и дракона - покровителя водной стихии.

О второй известной нам работе лучше всего даёт представление старая копия VI века, хранящаяся в Британском музее в Лондоне. Свиток называется "Наставления придворным
дамам". Мастер изобразил несколько сцен, иллюстрирующих правоучительную поэму Чжан Гуа,
поэта второй половины III века. Перед зрителем проходят разнообразные дворцовые сцены, до носящие живой облик людей, живших тысячи лет назад. Пейзажный фон в композициях отсутствует. Художник во всех сценах ограничился одними фигурами, почти не изобразив окружающую обстановку. Не заполненный чистый фон предвосхищает белые поля позднейшей
китайской живописи.

Творчество Гу Кай-Чжи явилось образцом для последующих художников. В его работах вопло-
тились основные специфические черты китайской живописи, совершенство и плавность
каллиграфических линии, ритмическая гармония штриха, использование свободного фона как
пространственной среды, включение в картину надписи. Вместе с двумя великими современ-
пиками - каллиграфом Ван Си-Чжи и поэтом Тао Юань-Мином Гу Кай-Чжи явился одним из трёх
китайских гениев lV века, зачинателем китайского живописного искусства.



                @