Русская Православная Церковь краткий обзор

Алексей Виноградов 2
Русская Православная Церковь – многонациональная Поместная Автокефальная (от греч. афто;с — «сам» и кефали — «голова»: самостоятельная) Церковь, которая находится в каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами.

Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на православных христиан, проживающих на её канонической территории (страны СНГ, за исключением Грузии и Армении, а также Китай, Монголия и Япония) и на добровольно входящих в неё православных, проживающих в других странах.

В настоящее время это самая многочисленная Поместная Православная Церковь, объединяющая под своим омофором около 180 млн. верующих.

Русская Православная Церковь вот уже более тысячелетия совершает свою евангельскую миссию. Официальной датой Крещения Руси считается 988 год, а её крестителем святой равноапостольный великий князь Владимир, хотя в византийских источниках имеется упоминание о принятии руссами епископа ещё в 867 году. Это позволяет рассматривать дату начала христианства на Руси как некий итог долгой и кропотливой деятельности многих миссионеров, начало которой по преданию положил апостол Андрей Первозванный. Успех проповеди христианства среди славянских народов во многом обязан просветительскому подвигу святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (861-885), которые создали церковнославянскую письменность и перевели на доступный славянам язык богослужебные книги и канонические книги Ветхого и Нового Заветов. Эта деятельность, несмотря на противодействие со стороны западных проповедников, продолжалась их учениками, трудами которых в полной мере воспользовался святой Владимир.

Ряд событий, предшествовавших Крещению Руси, позволяют современным русским учёным предположить, что первоначально молодая Русская Церковь подчинялась болгарам – Охридской митрополии, но уже с 1037 года Русская митрополия сделалась частью Константинопольской Церкви, предстоятелями которой управлялась на протяжении четырёх столетий.

Дальнейшая История Русской Церкви делится на периоды, для каждого из которых характерны свои особенности.

Домонгольский период (988 – 1237) – это эпоха Киевской Руси, период становления, распространения и укрепления христианства среди славянских племён населявших русскую землю. «Труба апостольская и евангельский гром все грады огласили», – сообщает нам автор выдающегося памятника древнерусской литературы – «Слова о законе и благодати» – первый Киевский митрополит из русских святитель Иларион (†1055). С этим периодом связаны первые попытки римских пап окатоличить Русь. Это время мученического подвига святых благоверных князей Бориса и Глеба (†1015), миссионерского служения святителя Леонтия Ростовского (†1077) и иных проповедников, неустанных трудов по защите и благоустроению родной земли Ярослава Мудрого (ок. 978 – 1054), Владимира Мономаха (1053 – 1125), Андрея Боголюбского (ок.1111 – 1174) и других благоверных князей Руси. Величайшим событием в жизни Русской Церкви явилось основание преп. Антонием и Феодосием Киево-Печерской Лавры (1051) – колыбели русского монашества. На долгие века монастыри становятся училищами духовной жизни, центрами образованности и благотворительности, местами, где получают подготовку будущие пастыри и архипастыри Церкви. Упадок Киевской Руси, связанный с отступлением от христианства русских князей, проявившийся в кровавых междоусобицах, неоднократно разорявший Киев и наиболее развитые регионы некогда единого государства, завершился татаро-монгольским нашествием (1237 – 1240).
 
Монгольский период (1237 – 1459) – время собирания Руси вокруг её нового центра – Москвы и борьбы с непрекращающейся агрессией католического Запада, время возрождения разорённой Русской Церкви. Это период тяжкой зависимости от Орды и самоотверженного служения святых благоверных князей, наиболее выдающимся из которых является Александр Невский (1221 – 1263). Период неустанных трудов Киевских, а фактически Московских митрополитов, возвышавших новую столицу Русского государства. Время духовно-просветительского подвига преподобного Сергия Радонежского (1314 – 1392), его единомышленников и учеников, время миссионерских трудов святителя Стефана Пермского (1340-е годы – 1396) – апостола зырян и начало монастырской колонизации Русского севера. Знаменательным событием, завершившим эту эпоху, стала автокефалия Русской Церкви (1448), вызванная предательством греческими иерархами, в т.ч. и последним Московским митрополитом из греков Исидором, православия на Ферраро-Флорентийском соборе в 1438 – 1439гг. Митрополитом Киевским и всея Руси стал святитель Иона (1390-е – 1461).

Период разделённой Церкви (1459 – 1589) напрямую связан с укреплением Московского княжества и превращением его в Московское Царство. Это время борьбы с ересями и создания святителем Геннадием Новгородским (ок. 1410 – 1505) первой полной Славянской Библии (1499), время трудов и подвигов преподобных Нила Сорского (1433 – 1508), Иосифа Волоцкого (1440 – 1515), Максима грека (1470 – 1557). Время просветительской деятельности святителя Макария (1482 – 1563) и подвига священномученика Филиппа (1507 – 1569) митрополитов Московских. В этот период к Московии были присоединены земли Поволжья и Сибири, где зазвучала христианская проповедь, а Католической Польше удалось разорвать Русскую Церковь, отторгнув от неё юго-западные и западные епархии. Там разворачивалась масштабное гонение на православную веру и героическое стояние за неё православного русского народа. Своеобразной кульминацией этих событий сделалось насильственное насаждение Брестской Унии (1596), а достойным итогом – присоединение Киевской митрополии к Русской Церкви в 1686 году.

Патриарший период (1589 – 1700) охватывает весь «Бунташный» XVII век. Начавшийся с учреждения патриаршества в 1589 году, когда на патриарший престол Русской Церкви был избран святитель Иов (ок. 1525 – 1607), и Смуты (1598 – 1613) и закончившийся неоднозначными преобразованиями Петра I (1672 – 1725), этот период богат различными событиями. Героическая оборона Троице-Сергиева Монастыря (1608 – 1610) и подвиг священномученика патриарха Гермогена (1530 – 1612). Избрание на царство Михаила Романова (1596 – 1645) и первые книжные исправления при патриархе Филарете (1554 – 1633). Начало церковно-богослужебной реформы при патриархе Иосифе (†1652) и боголюбческое движение, в котором принимали участие многие выдающиеся деятели эпохи, в том числе царь Алексей Михайлович (1629 – 1676) и будущий патриарх Никон (1605 – 1681). Это время преподобных Иринарха Ростовского (1547 – 1616), Дионисия Радонежского (ок. 1570 – 1633), Елеазара Анзерского (†1656). В этот период произошла величайшая трагедия Русской Церкви – Раскол (1666), разделивший православных на старообрядцев и новообрядцев. Это годы Соловецкого сидения (1668 – 1676) и страдания за старую веру пустозерских узников (†1682) во главе с протопопом Аввакумом (1620 – 1682). Конец эпохи ознаменован учреждением Славяно-Греко-Латинской Академии (1685, преподавание с 1687) – ставшей колыбелью русского духовного и светского образования.
 
Синодальный период (1700 – 1917) – противоречивое и неоднозначное время в Истории Русской Церкви. Упразднение патриаршества (1721) и учреждения синодального управления при Петре приводит к окончательному подчинению Церкви государственной власти. В этот период император – глава Церкви, а сама Церковь – «Ведомство православного исповедания». Секуляризация монастырской собственности (1764) при Екатерине II (1729 – 1796) и закрытие множества монастырей сопоставимо по масштабам с деятельностью богоборческой власти в XX веке. Но при этом наблюдается значительный количественный и качественный рост духовного образования, успешная миссионерская деятельность внутри Российской Империи и за её пределами (Северная Америка, Япония, Корея, Китай и проч.), попытка преодоления Раскола через учреждение Единоверия (1800) и возрождение монашеской жизни. Этот период даровал Русской Церкви святителей Димитрия Ростовского (1651 – 1709) и Тихона Задонского (1724 – 1783), Игнатия Кавказского (1807 – 1867) и Феофана Затворника (1815 – 1894), Филарета Московского (1783 – 1867) и Николая Японского (1836 – 1912), преподобных Паисия Величковского (1722 – 1794) и Серафима Саровского (1754 – 1833). Это время Оптинских старцев, праведного Иоанна Кронштадского (1829 – 1909) и многих других подвижников благочестия, выдающихся пастырей, миссионеров, учёных, благотворителей. Парадоксально, но в кипящий котёл революционных потрясений Русская Православная Церковь вошла на духовном подъёме.
 
Новый Патриарший период (с 1917 и до наших дней) – эпоха государственного богоборчества, время гонений, мученического и исповеднического подвига Русской Православной Церкви. Поместный Собор 1917 – 1918 гг., восстановил патриаршество, избрав на это служение святителя Тихона(1865 – 1925), и пытался провести преобразования в церковной жизни, но большевики не позволили их осуществить. Ограбленная и оболганная Русская Церковь продолжает вести своих верных чад к Богу, преодолевая разобщение Гражданской войны, устроенный властями Обновленческий раскол, наполняя собой тюрьмы, лагеря и ссылки. Камнем преткновения для многих православных становится знаменитая Декларация (1927) митрополита Сергия (1867 – 1944, патриарх с 1943), утверждавшая, что в СССР нет гонений на религию, и не все понимали, что местоблюстителя патриаршего престола вынудили её подписать.
В годы Великой Отечественной Войны (1941 – 1945) советская власть пересматривает своё отношение к верующим. Открываются храмы и монастыри, организовываются пастырские курсы и семинарии, звучит проповедь. Сталин даже планировал в 1948 году созыв «Вселенского собора» в Москве, но этим планам не суждено было осуществиться и вскоре гонения возобновились.
Жизнь Церкви в этот период не замерла. Русская Православная Церковь дарует автокефалии Поместным Православным Церквям: Польской в 1948 г., Чехословацкой в 1951 г., Американской в 1970 г. На соборе 1971 года были отменены клятвы Большого Московского собора 1666 – 1667 гг. и других соборов XVII века на старые обряды. В 1988 году было состоялись торжества, посвящённые 1000-летию Крещения Руси, в праздновании которых неожиданно приняло участие и Советское государство. Так, истерзанная, но непобеждённая Русская Православная Церковь вошла в новую эпоху, история которой пишется сегодня.

Современное служение Русской Православной Церкви многоразлично. Ведётся неустанная работа по преодолению церковных разделений. Так, в 2007 году состоялось объединение Русской Православной Церкви с Русской Православной Церковью за границей. Образуются задуманные ещё в конце XVII века (собор 1682 г.) и запланированные собором 1917 – 1918 гг. митрополичьи округа. Идёт восстановление порушенных храмов и монастырей, осуществляется подготовка образованных пастырей, регентов, иконописцев, организуется миссионерская деятельность, духовно-просветительская работа в армии и флоте, в вузах и школах, совершается духовное окормление больниц и тюрем. Набирает силу церковная благотворительность. Но главным во всём этом служении является – тяжкий подвиг возрождения Православного Христианства в умах и сердцах российского народа.

В подготовке данной статьи использовался материал сайтов:
Азбука Веры, Православие.Ru, Патриархия.ру, НА ГОРЕ.ру, Википедия

Кострома, 14.10.2019 г.