Трубадур

Асет Адамбек
Благословляю тебя! –
Пусть хранит тебя мой талисман!
Конь боевой, пусть выносит тебя из сражений живым –
Всегда.
Крепкой рука, и разящим пусть будет твой меч –
Дюрандаль!*
Бодрой рукой, натяни тетиву арбалета – в жарком бою.

Благословляю тебя! –
Пусть удача идет за тобой!
Яркой звездою победы, пусть будет твой путь озарен –
Всегда.
Рыцарь в бою, идет до конца, несмотря на битвы итог.
Храбрость и смелость, почтит похвалой на Суде даже 
Бог.

Ждет тебя путь – средь гор и дремучих лесов,
Ждут тебя: зной, холод и град,
Песни ветров и горячий песок.
Гордость да храбрость, и честь – не пустые слова!
Тот, кто теряет их в жизни – в битве падет.
Скоро падет.
Навеки падет.


 Август 2013 г.


Примечания: Трубадуры (франц. тroubadours) – средневековые поэты и музыканты-инструменталисты.
*Дюрандаль – меч легендарного рыцаря Роланда, главного героя эпических сказаний и легенд  средневековой Франции. Главный источник повествований о Роланде, это конечно же - раннесредневековый франкский эпос «Песнь о Роланде» 11-12 веков.
        В августе 778 года, франкский отряд под предводительством графа Роланда, племянника императора Карла Великого гибнет в Ронсевальском ущелье. Отряд составлял арьергард франкского войска возвращавшегося из завоевательного похода в Испанию. Нападавшими были баски – коренной народ Испании и мавры-сарацины. Это историческое событие,   стало главным сюжетом этого раннесредневекового эпического произведения «Песнь о Роланде». Известны только 9 рукописей «Песни о Роланде», на старофранцузском языке, которые сохранились до наших дней.

P.S.   Рыцарская тема, так или иначе, часто преследует меня в творчестве. Может это зов из прошлого, – не знаю. Стихотворение «Трубадур» сложилось в моем сознании очень быстро, мгновенно, буквально в готовом виде, – я просто записал текст, и все. Я даже и не помышлял об этих строках. Мысль не приходит из ниоткуда. Идея – тоже. Пишу стихи о рыцарях не потому, что как-то идеализирую, или даже люблю это давно ушедшее время.
       Эпоха рыцарства – неотъемлемая часть истории человечества, ее не вычеркнешь и не забудешь. В веках рыцарства можно найти одновременно как светлые образы, так и не очень, ну а темного в этой эпохе тоже, – хватает. История написана кровью, к сожаленью.
       Но как-бы то ни было тема рыцарства всегда привлекала к себе писателей, поэтов, романистов. Это скорее всего оттого, что само явление «рыцарь» гораздо шире своей  исторической обусловленности. Оно скорее всего идеалистическое, так как рыцарь – это прежде всего воин, –  борец со злом и несправедливостью, он прежде всего верен своей рыцарской клятве, верен своему сюзерену, верен отечеству, предкам, он также, предан даме своего сердца и т.д и т.п.
       Идея рыцарства была скомпрометирована и извращена крестовыми походами европейских воинов-крестоносцев на Ближний Восток (1096-1270 гг.). Западно-европейское рыцарство под предлогом «защиты веры» было превращено в политическую дубинку королей и духовенства Запада искавших новые рынки сбыта на Востоке, расширения сфер влияния и политико-экономического господства в средиземноморском регионе.
       Рыцарь – защитник слабых и угнетенных, защитик веры, родной земли - в идеальном смысле этого слова, теперь превратился в агрессивную машину политических воротил, западноевропейских монархов и клерикалов средневековья - преследовавших свои корыстные, политические цели.
    ...Рыцарская эпоха, сражения, турниры, походы тех далеких от нас времен, покажутся «детской забавой», «игрой младенцев» - в сравнении с нашим технологичным веком, когда судьбу всего мира может решить всего лишь одна - дистанционная кнопка ядерного чемоданчика... Поэтому, –  не будем смотреть на времена угасшего в веках рыцарства слишком строго.

Источник иллюстрации: "Песнь о Роланде". Фрагмент рукописи 12 в.,"СЭ"-Советская Историческая Энциклопедия.: Изд-во "Советская энциклопедия", М.–1968 г, Том II, стр.74.