Фита

Дмитрий Муравкин
Фиту с Фертом в грамоте нужно знать,
Чтоб их в именах и числах писать.
В произношении сиплива Фита,
Но может украсить и лист, и уста.
В святых именах Фиту мы встречаем
Достойный пример для себя примечаем.
Пристально начни на себя смотреть,
Чего хочет Бог от тебя иметь.
Дан тебе разум и способность к речи,
Прославляй творца, ставь к иконам свечи.

Как мы уже отмечали, в кириллической азбуке было две буквы для звука «ф» – Ферт и Фита. Обе имели греческие прототипы, изначально обозначавшие разные звуки. Несмотря на то, что по замечанию Кариона Истомина Фита «сиплива в произносе гласа», русский язык так до конца её и не освоил. Со временем фонетические образы Фиты и Ферта соединились, и во время петровской реформы делались попытки одну из букв упразднить. В английском языке другая ситуация: звук, соответствующий Тете имеется, но буквы для его письменной фиксации не придумали. Как и в некоторых других европейских языках, он передается сочетанием букв th.

Правила, диктующие, какой же все-таки буквой изображать заимствованные слова, имеющие в оригинале Тету, сформировались в русском языке не сразу. В XVIII веке в России говорили «феатр», «вивлиофика», «феория», «афеизм». После исключения Фиты из алфавита, в некоторых случаях на ее место встала буква Твердо, и со временем люди стали не только писать, но и говорить подобающим образом: «театр», «библиотека», «теория», «атеизм».
Слова, пришедшие в русский язык через церковнославянский, отражают фонему «ф»: «анафема», «фарисей», «Вифлеем», «Голгофа», «Вифания». Если же слово заимствовано из другого европейского языка, где на месте Теты звучит «th», то в русском появляется «т»: «термометр», «термос», «эстетика», «анестезия», «метаболизм». В результате разных путей заимствования возникают параллели: «пафос» – «патетика». Особенно много их среди православных и католических имен: Феодор – Теодор, Фома – Томас, Марфа – Марта, Фёкла – Текла, Феофания – Тиффани, Степан – Стефан. Имя Мефодий связано со словом «метод». Ему соответствует Methodius (лат., англ., нем.), в болгарском языке Методий. Церковная форма имени Матфей, в русском языке получившая озвончение Матвей, на Западе имеет вид Мэтью.

Среди святых, изображенных в букваре Леонтием Буниным, – Феона, Феопент, Феофилакт, Феодор. Всех их можно с большой долей достоверности отождествить.
Феопент и Феона вошли в святцы парой. Феопент был епископом в Никомидии при Диоклетиане. Однажды призванный к царю, он отказался выполнить его требование поклониться идолу Аполлона. По приказу правителя Феопента бросили в раскаленную печь, но он остался жив. Ночью царь с отрядом воинов пошел к печи и там действительно увидел святого живым и молящимся Богу. Приписывая свершившееся чудо действию волхвования, Диоклетиан приказал морить епископа голодом и жаждой, но и тут мученик не пострадал.
Тогда царь призвал известного волшебника Феону и приказал разрушить «чары», которыми, как он предполагал, обладает епископ. Феона приготовил для Феопента яд, вложил в лепешку и предложил ему съесть. Отрава не подействовала на священника. Феона испытал на мученике действие еще более сильного яда, но, видя, что святой Феопент остается невредим, сам уверовал в христианского Бога. Его бросили в темницу вместе с епископом, который его и окрестил.
Утром Диоклетиан призвал святого Феопента и вновь убеждал отречься от Христа, но, видя непреклонную твердость священника, велел его обезглавить. Феону, отказавшегося принести жертву идолам, заживо закопали в глубокий ров. Считается, что произошло это в Никомидии в 303 году.

Вероятно, что святой Феофилакт, изображенный в букваре, это –епископ Никомидийский, живший в IX веке. Возглавляя Никомидийкую церковь, он заботился о вверенной ему пастве: строил храмы, больницы, странноприимные дома, щедро раздавал милостыню, опекал сирот, вдов и больных, сам ухаживал за прокаженными.
Когда императорский трон занял Лев V Армянин, в стране началась иконоборческая кампания. Император издал эдикт, согласно которому любая икона могла быть уничтожена без малейший последствий для того, кто это сделал. Множество произведений византийского искусства погибло. Иконы разбивались топорами и сжигались на площадях.
Присутствовавший на переговорах императора с патриархом епископ Феофилакт, обличая еретиков, предсказал Льву Армянину скорую гибель. За смелое пророчество святитель был отправлен в ссылку в крепость Стровиль в Малой Азии, где провел тридцать лет и скончался около 845 года.

Четвертый святой неслучайно изображен в воинских доспехах – скорее всего, это святой Феодор Стратилат, почитающийся покровителем христианского воинства. В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата. Согласно обобщенной версии, Феодор был талантливым, храбрым, красивым юношей и служил в армии императора Ликиния.
По одной из версий слава о воинской доблести Феодора распространилась после того, как он убил змея. Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства. После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство.
Большая часть горожан была обращена Феодором в новую веру. Об этом доложили императору Ликинию, который послал за ним сановников, чтобы пригласить к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам. Император прибыл в город с восемью тысячами воинов, было привезено множество золотых и серебряных изваяний эллинских богов. Феодор попросил взять их на ночь для личного жертвоприношения, пообещав утром следующего дня поклониться богам прилюдно. Ночью он разбил статуи, а части раздал нищим.
На следующее утро Феодор Стратилат пояснил свои поступки верой в Христа и неверием в языческих богов. Император был оскорблён и велел казнить непокорного военачальника. Его подвергли многодневным пыткам, затем заточили в темницу и морили голодом, а потом ослепили и распяли. Согласно преданию, благодаря Божьему заступлению ночью к Феодору явился Ангел и воин сделалсял невредим. В результате этого чуда весь город уверовал во Христа.