Иностранный язык в Вальдорфской школе

Андрес Сальминк
Позвонили не так давно  из одной из частных школ и предложили чтобы я провел урок немецкого языка. Школа эта необычная для российских стандартов образования, так как обучение в ней проходит без учебников. "Дети в своих тетрадях создают каждый свой учебник, уникальный,"- объяснили мне. Выслали  программу с определениями целей педагогики этой школы, которой необходимо было придерживаться. Согласно которой детям нужно было постепенно вкладывать в голову знания, которые выработало человечество.
Процитирую некоторые  моменты из этой программы:" В преподавании родного языка (немецкого) можно использовать средневековый эпос «Парсифаль» в качестве примера романа развития (Entwicklungsromans).
В иностранных языках на первый план выступает чтение великих поэтов и драматургов (в случае английского языка в первую очередь Шекспира). Кроме этого могут рассматриваться в измененном виде и в виде игр на иностранном языке темы, затрагиваемые в преподавании родного языка."  Поэтому к занятию я старался готовиться серьезно, приготовил для урока балладу Иоганна Вольфганга Гёте "Saenger" и  современную песню-балладу "Schwanenkoenig" в интерпретации рок-группы "Карат", популярной в Германии. Захватил на урок и классическую гитару для аккомпанемента при многократном проговаривании- пропевании отдельных кусков текста. Класс был небольшой, девять человек. На слух текст не воспринимал. Поэтому начал писать на  темно-зеленой доске образца исполнения  прошлого века мелком, который постоянно крошился и если стирался  написанный текст- последующий записывался уже в менее отчетливой форме и, соответственно, хуже воспринимался. Дети не успевали. У меня, естественно, возник вопрос:"Как при такой технологии, без учебника (где  один и тот же изучаемый текст транслировался-синхронизировался бы перед глазами всех учеников в удобной напечатанной форме), без современной доски,  можно на уроке что-то успеть сделать? Выучить и впитать в себя  баллады Гёте, Шиллера, Гейне, Новалиса, стихи современных авторов и научиться современной немецкой речи? При такой технологии? В течении урока продолжительностью 40 минут? И только при периодичности два раза в неделю?"
Да никак! Практически никак! Только немногие люди, в многочисленных занятиях,домашних и недомашних, затратив неисчислимое количество времени, имея перед глазами многие-многие учебники,справочники и тексты под рукою, многократно, стократно, тысячекратно повторив изучаемые фразу- могут добиться прогресса в овладении языком! И уже потом читать в подлиннике тексты из средневекового эпоса "Парсифаль" или поэму "Фауст".
Очень хорошо что взял с собой гитару; что  очень помогло при проведении урока- это  пропевание баллады "Schwanenkoenig"  и помощь гитары. Когда нечто пропеваешь или играешь со старанием- это, как правило, всегда лучше воспринимается, чем простая речь. И вносит разнообразие в монотонную ткань урока. С музыкой жизнь становится однозначно веселее. Прошло некоторое время после проведения урока. Перед глазами остались лица учеников, оставили след в памяти в памяти их имена и фамилии. Осталось ощущение проживания в  этом классе последующих уроков, стала отчетливо и ясно восприниматься  придуманная мной задача выращивания, воспитания своих экспертов в области культуры и искусства, науки, природы, животного мира- из учеников класса! Но в где-то в последующей жизни! Где все мечты и задуманное обязательно сбудутся! И во что надо обязательно верить! "Вам надо иметь более взрослых учеников, герр Сальминк, не таких как в нашей школе"- примерно так было сказано мне.Так  вперёд, к новым временам! К взрослым Ученикам! Будем жить и учиться жить!

Фото из свободных источников интернета.