Опыт осознания сознания Чеховская грусть

Вадим Вохнин
                Чеховская грусть

Чехов очаровал Россию,  а может и не только Россию, разочарованием.
Очарование разочарования, разочарование очарования как нечто привлекательно пахнущее, но не попробуешь, смутно и загадочно видимое, но не разглядишь, нечто мелькающее, но неуловимое.
Заманчивые меха, в которые можно вливать сколько угодно толкований. Это и привлекает  в его творчестве на протяжении столетия театральных и кино режиссёров всего мира.
Вообще чем можно привлечь внимание человеческого сознания? Только чем-то ему резонансным, только чем-то, что содержится в самом человеческом сознании. Слово, являвшееся средством накапливания и  передачи  образов явлений окружающей действительности, при своем развитии приобретает способность обратного воздействия, т.е. с его помощью можно конструировать образы в сознании без связи с явлениями, т.е. фантазировать.
Вся палитра эмоциональных оттенков находится в сознании, но самым сильным и привлекательным для него является минорный оттенок. Этим изобилует и литература, и сценическое искусство, и живопись, и музыка. Чувство утраты - жертвенное чувство, оно сродни умиранию.
Удивительна привлекательность смерти, которой так злоупотребляли в своих пьесах и античные Чехов А.П.

Чехов очаровал Россию,  а может и не только Россию, разочарованием.
Очарование разочарования, разочарование очарования как нечто привлекательно пахнущее, но не попробуешь, смутно и загадочно видимое, но не разглядишь, нечто мелькающее, но неуловимое.
Заманчивые меха, в которые можно вливать сколько угодно толкований. Это и привлекает  в его творчестве на протяжении столетия театральных и кино режиссёров всего мира.
Вообще чем можно привлечь внимание человеческого сознания? Только чем-то ему резонансным, только чем-то, что содержится в самом человеческом сознании. Слово, являвшееся средством накапливания и  передачи  образов явлений окружающей действительности, при своем развитии приобретает способность обратного воздействия, т.е. с его помощью можно конструировать образы в сознании без связи с явлениями, т.е. фантазировать.
Вся палитра эмоциональных оттенков находится в сознании, но самым сильным и привлекательным для него является минорный оттенок. Этим изобилует и литература, и сценическое искусство, и живопись, и музыка. Чувство утраты - жертвенное чувство, оно сродни умиранию.
Удивительна привлекательность смерти, которой так злоупотребляли в своих пьесах и античные авторы, и средневековые, и рисующий красками смерти самые разнообразные страсти человеческие Шекспир. Но и при утратах каких-то честолюбивых надежд на приобретение достойного места под солнцем или достойного места  в чьей-то жизни, даже при утрате какого-то чувствования возникает ощущение отмирания чего-то в себе. Любое изменение в нас и вокруг нас в первую очередь воспринимается как исчезновение чего-то привычного, вдруг оцениваемого как очень дорогое.
Творчество Чехова пронизано музыкой подобных утрат, он маг и волшебник мелодий разочарования.
Например, надорванный жизнью бесконечно усталый Иванов, не способный вернуть былую энергию и по этой причине не могущий помочь вниманием своей больной умирающей жене, не в состоянии переносить скуку и пошлость окружения. Даже влюблённость Саши не придаёт ему сил. И всё это воспринимается читателями и зрителями как скука и пошлость самого времени существования его героев, и они начинают очаровываться разочарованием в этом времени да и в других временах, и воспринимать это как глубочайшую писательскую правду и искренность. Таким же духом проникнуты и пьесы “Чайка”, “Три сестры”, “Вишневый сад”, многие его повести и рассказы.
По существу Чехов отказал даже высокоразвитому интеллигентскому сознанию своих героев в праве на счастье, свободу, душевный мир, покой и художественно обосновал полную безнадежность попыток к этому.
Если воспринимать это как критику человеческого сознания, то следует признать,что критика эта совершенно не конструктивна.