Чайтанья-чаритамрита, Ади 10

Виктор Самчинский
"Шри Чайтанья-чаритамрита",
Ади-лила, глава 10
Ствол и ветви древа Шри Чайтаньи
___________________________


Склоняюсь я перед святыми,
которые, подобно пчёлам,
вкушают мёд стоп-лотосов
               Чайтаньи Махапрабху.
Приняв прибежище у них,
любой тем ароматом насладится,
пусть даже этот человек
так низок, как бродячая собака. (1)
Вся слава Шри Кришна Чайтанье!
Вся слава Нитьянанде Прабху!
Вся слава Шри Адвайтачандре!
Вся слава преданным Чайтаньи! (2)
   
Не описать словами древо бхакти,
как и садовника его —
                Чайтанью Махапрабху.
Я назову лишь главных веток имена. (3)
Неисчислимы спутники Чайтаньи.
Но никого из них нельзя
считать возвышенней другого. (4)
Великие святые души
порой перечисляли
                преданных Чайтаньи,
но среди них никто не называл
кого-то старшим или младшим. (5)
   
Поэтому, склонившись перед ними,
я просто назову их имена.
И если ошибусь я в чём-то,
то не считайте это оскорбленьем. (6)
Склоняюсь я пред преданными всеми
Кришна Чайтаньи Махапрабху,
что дороги Ему необычайно.
Они все — ветви дерева желаний
неувядаемой любви к Шри Кришне,
дарующие всем плоды этой любви. (7)
   
Шривас Пандит, Шри Рам Пандит —
две ветви, что известны во всём мире. (8)
Шрипати и Шринидхи — два их брата.
Итак, четыре этих брата, все их домочадцы,
а также слуги все их и служанки —
две родственные ветви древа бхакти. (9)
На этих двух ветвях
                всех веточек не счесть.                .
И в этом доме Тхакура Шриваса
Чайтанья Махапрабху ежедневно
со всеми вместе пел
                святое имя Кришны. (10)
Четыре брата и все домочадцы
служили Господу Чайтанье.
И кроме Шри Гаурачандры
богов или богинь других не знали. (11)
   
Ачарьяратна также ветвь большая,
а спутники его — то веточки на ней. (12)
Ачарьяратну звали также
          Шри Чандрашекхаром.
И в его доме Шри Чайтанья
играл в спектакле роль
          богини Ади-шакти. (13)
   
Третья большая ветвь —
               Пундарик Видьянидхи.
Господь Чайтанья так его любил,
что плакал, его имя вспоминая. (14)
Четвёртая большая ветвь —
          Шри Гададхар Пандит.
Он — воплощение Лакшми,
и поэтому ему нет равных. (15)
А веточки на ветке той —
его ученики, ученики учеников.
И описать их очень сложно. (16)
   
Другая ветвь — Вакрешвара Пандит,
возлюбленный слуга Чайтаньи.
Охваченный блаженством непрерывным,
он в трансе танцевать мог трое суток. (17)
Однажды Сам Чайтанья пел,
а Вакрешвара, перед Ним танцуя,
припал к Его стопам и молвил: (18)
«О Луноликий!
          Дай мне тысячи гандхарвов.
Пусть запоют они, а я станцую,
и это принесет мне счастье». (19)
Ему ответил Шри Чайтанья:
«Ты как одно Моё крыло,
и если у Меня появится другое,
тогда смогу Я полететь по небу». (20)
   
Другая ветвь, Пандит Джагадананда,
подобен самой жизни Шри Чайтаньи.
Он воплощение царицы Сатьябхамы. (21)
Джагадананда непрестанно
заботился о Шри Чайтанье.
Но отрешённый Шри Чайтанья
не принимал того, что было бы
непозволительным комфортом
                для санньяси. (22)
Казалось иногда они ругались,
но эти споры были из любви.
Подробнее об этом расскажу я позже. (23)
   
Рагхав Пандит — последователь
                первый Шри Чайтаньи.
И от него пошла другая ветвь
по имени Макарадхваджа Кара. (24)
Сестра Рагхав Пандита, Дамайянти,
служанка дорогая Шри Чайтаньи,
продукты собирала круглый год
готовя яства для Чайтаньи. (25)
Те блюда, что для Шри Чайтаньи
готовила искусно Дамаянти,
Рагхав Пандит в больших мешках
носил для Шри Чайтаньи втайне. (26)
Чайтанья яства те вкушал весь год.
И те мешки были прославлены
                как «Рагхавера джали». (27)
Я опишу позднее то,
что в тех мешках носили.
Обычно слушая об этом
все преданные плачут. (28)
   
Шри Гангадас Пандит
безмерно дорог Шри Чайтанйе.
Памятование о нём способно
оковы бытия мирского уничтожить. (29)
Шри Пурандар Ачарья —
постоянный спутник Шри Чайтаньи.
Шри Гаурангасундар называл его
                Своим отцом. (30)
   
Другая ветвь — Шри Дамодар Пандит.
Он обладал такой великою любовью
                к Шри Чайтанье,
что даже отчитал Его однажды. (31)
Подробней я об этом позже расскажу.
Упрёком этим полностью довольный,
Чайтанья в Надию отправил Дамодара. (32)
   
Другая ветвь — Шанкар Пандит,
                брат младший Дамодара.
«Сандалии Чайтаньи» это также его имя. (33)
Другая ветвь — Садашива Пандит —
всегда желал служить стопам Чайтаньи.
Сам Нитьянанда в его доме жил. (34)
Другая ветвь — Прадьюмна Брахмачари.
Он поклонялся Шри Нрисимхадэву,
и потому Чайтанья его имя изменил,
назвав Нрисимханандой Брахмачари. (35)
   
Другая ветвь — Нарайяна Пандит.
Он был великодушен, благороден.
Помимо стоп-святынь Чайтаньи
не ведал он прибежища иного. (36)
Другая ветвь, Шриман Пандит,
слуга ближайший Шри Чайтаньи.
Держал он факел, когда танцевал Господь. (37)
   
Другая ветвь, Шукламбар Брахмачари,
был в высшей степени удачлив,
поскольку Сам Чайтанья его пищу
порой просил и ел, порою воровал. (38)
Другая ветвь, Нандан Ачарья,
известен тем, что Шри Чайтанья
однажды вместе с Нитьянандой
от всех скрывались в его доме. (39)
   
Другая ветвь — Мукунда Датта.
Он Шри Чайтаньи школьный друг.
Когда он пел в санкиртане,
Чайтанья Махапрабху танцевал. (40)
Другая ветвь, Шри Васудэва Датта,
великая душа и преданный слуга Чайтанйи.
Его возвышенный характер
не описать и тысячью устами. (41)
Он пожелал взять на себя
грехи живых существ со всей вселенной,
страданья ада ощутить, но всех спасти. (42)
   
Другая ветвь — Шри Харидас Тхакур.
Его деяния дивны необычайно.
Он ежедневно триста тысяч раз
неутомимо повторял
                святое имя Кришны. (43)
Неисчислимы все достоинства
                Тхакура Харидаса.
Я лишь немного их раскрою.
Его так почитал Адвайтачарья,
что первому из всех ему Он дал вкусить
остатки поминальных подношений. (44)
Подобно знаменитому Прахладу,
все добродетели его
     с несчётными волнами схожи.
Он даже бровью не повел,
когда наместник мусульманский
его казнить пытался. (45)
   
Когда же он покинул этот мир,
то Сам Чайтанья Махапрабху
на руки тело Харидаса взял
и танцевал в великом ликованьи. (46)
Вриндаван дас в “Чайтанья-бхагавате”
дал описанье многих игр Харидаса.
Я опишу позднее в этой книге
те игры, что он не раскрыл подробно. (47)
Одна из веточек на ветке Харидаса —
все жители селения Кулинаграма,
что получили милость Харидаса.
И Сатьяраджа Кхан — их лидер. (48)
   
Другая ветвь — это Мурари Гупта.
Он полон чувств божественной любви.
И от его покорности смиренной
само собою тает сердце Шри Чайтаньи. (49)
Не принимал он ни даров, ни денег
ни от кого, включая даже близких.
Он содержал семью работая врачом. (50)
Когда лечил больных Мурари Гупта,
они по милости его освобождались
от всех недугов —
          как телесных, так духовных. (51)
   
Другая ветвь на древе бхакти —
почтенный Шриман Сэн —
один из главных слуг Чайтаньи.
Помимо стоп-святынь Чайтаньи
не знал он ничего иного. (52)
Другая ветвь — Шри Гададхара дас.
Он лучший среди слуг Чайтаньи,
поскольку побудил
                всех мусульманских кази
произносить святое имя Бога. (53)
   
Другая ветвь — Шри Шивананда Сэн —
слуга ближайший Шри Чайтаньи.
Он опекал всех преданых, что шли
увидеть Махапрабху в Джаганнатха Пури. (54)
Собрав всех преданных бенгальских,
он каждый год на встречу шёл
со Шри Чайтаньей в Джаганнатха Пури,
в пути заботясь обо всех их нуждах. (55)
   
Господь Чайтанья к преданным Своим
тремя путями милость проявляет:
когда присутствует Он с ними лично,
когда кого-то наделяет Своей силой
или когда незримо для других
                Он к ним приходит. (56)
Когда все преданные видят Бога
и в этом восприятии они единодушны,
то эта милость именуется ‘сакшат’.
Тогда как проявление особой силы,
как в случае с Накулом Брахмачари,
является примером милости ‘авеша’. (57)
   
Прадьюмны Брахмачари имя
Господь Чайтанья изменил,
назвав его Нрисимханандой. (58)
Ему Чайтанья Свою милость даровал,
в нём проявившись в форме ‘авирбхавы’.
Такие проявления редки и необычны.
И так Господь приоткрывает
Свои различные аспекты. (59)
А Шивананда Сэн вкусил все проявленья
особой милости Чайтаньи Махапрабху
(такие как ‘сакшат’, ‘авеша’, ‘авирбхава’).
И это трансцендентное блаженство
я опишу подробней позже. (60)
   
Все сыновья и слуги Шивананды Сэна
то ветвь, растущая от его ветви.
Они все — слуги верные Чайтаньи. (61)
Три сына Шивананды Сэна:
Чайтанья дас, Рамдас и Карнапур
были бесстрашными святыми,
всецело преданными Шри Чайтанье. (62)
Шриваллабх Сэн и Сэн Шриканта —
то веточки на ветви Шивананды.
Они его племянниками были,
что безраздельно преданны Чайтанье. (63)
   
Говиндананда и Говинда Датта —
две ветви древа Шри Чайтаньи.
Говиндананда очень дорог был Чайтанье.
Говинда Датта первым был певцом
санкиртаны Чайтаньи Махапрабху. (64)
Другая ветвь — Шри Виджай дас —
один из главных киртаний Чайтаньи.
Переписал он для Махапрабху
множество важных книг вручную. (65)
Служением довольный этим,
Чайтанья дал Виджаю имя «Ратнабаху»,
что означает «золотые руки».
Другая ветвь — Акинчан Кришнадас —
был также очень дорог Шри Чайтанье. (66)
   
Другая ветвь — Шридхар, что торговал
корой и мякотью банановых деревьев.
Он был слугою дорогим Чайтаньи,
и Тот подшучивал над ним частенько. (67)
Чайтанья ежедневно отнимал плоды,
цветы и сердцевину пальмы у Шридхара,
и из его разбитого железного кувшина пил. (68)
Другая ветвь — Шри Бхагаван Пандит,
возлюбленный слуга Чайтаньи.
Он в своей прошлой жизни был
великим преданным Шри Кришны. (69)
   
Другие ветви — Джагадиш Пандит
                и Махашой Хиранья.
Хиранье Шри Чайтанья в детстве
явил Свою большую милость. (70)
Чайтанья в их домах просил
ту зерновую пищу, что в экадаши
на алтаре Шри Вишну подносили,
а после Сам её вкушал. (71)
Другие ветви — Пурушоттам и Санжай,
две величайшие святые души.
Они грамматике учились у Чайтаньи. (72)
Ванамали Пандит прославлен в этом мире.
В руках Чайтаньи видел он
                златую палицу и плуг. (73)
   
Другая ветвь, Шри Буддхиманта Кхан,
был очень дорог Господу Чайтанье.
Он был одним из главных Его слуг,
поскольку был всегда готов исполнить
любые наставления Чайтаньи. (74)
Другая ветвь, Гаруда Пандит,
пел постоянно имена святые Бога.
И пение его такою силой обладало,
что яд змеи ему был не опасен. (75)
Другая ветвь, Шри Гопинатха Симха
был преданным слугой Чайтаньи.
Господь его Акрурой называл шутя. (76)
   
Ветвь бхакти, Дэвананда Пандит,
жил чтением “Шри Бхагават-пураны”.
Но милостью Вакрешвара Пандита
и по особой милости Чайтаньи
он понял, что суть Бхагаватам это бхакти. (77)
Мукунда дас (Шрикханды житель),
и Рагхунандан (его сын),
Нарахари, Сулочан, Чиранджив —
они все — ветви древа Шри Чайтаньи,
что щедро всюду раздавали
божественной любви плоды с цветами. (78–79)
   
Пурушоттам и Рамананда, Сатьярадж,
Шанкар и Видьянанда, Ядунатх —
все были из селения Кулинаграма. (80)
Все жители Кулинаграма
с их лидером, Шри Ванинатхом Васу,
служили преданно Чайтанье,
считая Его своей жизнью и душою. (81)
Промолвил как-то Шри Чайтанья:
«Что Я могу сказать о жителях Кулинаграма,
если Мне даже пёс любой там очень дорог. (82)
Не описать удачу
               жителей Кулинаграма.
Там даже подметальщики,
которые свиней разводят,
Шри Кришну прославляют». (83)
   
Шри Рупа, Шри Санатан и Шри Анупам —
три ветви с западного бока древа бхакти. (84)
Шри Рупа и Санатан —
                две большие ветви.
Тогда как Анупам, Джива Госвами,
Раджендра и другие бхакты
как веточки на тех ветвях. (85)
   
По воле сладостной садовника Чайтаньи
так разрослись две ветви Рупы-Санатана,
что западные земли все собой покрыли. (86)
Разросшись с Инд-реки до Гималаев,
те ветви Индию всю охватили,
включая все места святые,
такие как Вриндаван и Матхура. (87)
Плоды любви, что на ветвях тех появились,
везде и всюду преданные щедро раздавали.
Вкусив нектар этой любви, все люди опьянели. (88)
   
Обычно люди западных провинций
были глупы и беспринципны.
Но проповедь Шри Рупы
                и Санатана Госвами
всем этим людям дала пониманье
как жить благочестиво
               в преданности Кришне. (89)
Согласно указаниям святых писаний,
те два Госвами обнаружили
                забытые места святые
и утвердили поклоненье
               Божествам во Врадже. (90)
   
Другая ветвь, Шри Рагхунатха дас,
был дорогим слугой Махапрабху.
Отрёкся он от всех своих богатств,
чтобы найти прибежище у стоп Чайтаньи. (91)
Отдал Чайтанья Рагхунатха даса
на попечение Сварупа Дамодара.
Так помогал он совершать Сварупе
служенье сокровенное Чайтанье. (92)
Шестнадцать лет он возносил
служенье близкое Чайтанье.
После ухода Господа Чайтаньи
          и Шри Сварупа Дамодара
он удалился во Вриндаван. (93)
   
Он думал, что увидев стопы
двух братьев (Рупы-Санатана),
затем расстанется он с жизнью,
вниз спрыгнув с Говардхана. (94)
С такой решимостью пришёл он
                во Вриндаван,
и встретив Рупу и Санатана Госвами,
в почтеньи к их стопам склонился. (95)
Но двое братьев умереть ему не дали,
и жить с собой оставили,
                считая третьим братом. (96)
Шри Рупа и Санатана Госвами
любили слушать постоянно
из уст Шри Рагунатха даса
рассказы о деяних Чайтаньи,
как всем известных,
так и самых сокровенных. (97)
   
Шри Рагхунатх дас отказался
от пищи и воды, и от всего другого.
Лишь пригоршню пахты мог выпить в день. (98)
Он каждый день тысячу раз
склонялся ниц пред Господом Всевышним,
сто тысяч раз произносил Его святое имя
и кланялся двум тысячам вайшнавов. (99)
И днем и ночью мысленно
служил он Шри Шри Радхе-Кришне
и ежедневно три часа
беседовал об играх о Шри Чайтаньи. (100)
Он утром, днём и вечером
ходил омыться в Радха-кунде.
Когда встречал вайшнавов Враджа,
он обнимал их с искренним почтеньем. (101)
   
Он ежедневно двадцать два часа
стремился поклоняться Кришне.
Не больше двух часов он спал,
порой о сне и вовсе забывая. (102)
Любой приходит в изумленье,
услышав о его решимости
               в служении Шри Кришне.
Владыками своими я считаю
Шри Рупу и Шри Рагхунатха даса. (103)
Я позже опишу подробней,
как эти преданные все
со Шри Чайтаньей повстречались. (104)
   
Другая ветвь, Гопал Бхатта Госвами,
одна из самых величайших.
Он в обществе Шри Рупа-Санатана
о чистой любви к Богу вёл беседу. (105)
Другая ветвь — Шанкараранья.
Из этой ветви веточки отходят:
Мукунда, Кашинатх и Рудра. (106)
   
Другая ветвь — Шринатх Пандит,
что милость получил Чайтаньи.
И каждый в трех мирах был изумлён,
увидев как он поклонялся Кришне. (107)
Другая ветвь, Шри Джаганнатх Ачарья,
возлюбленый слуга Чайтаньи.
По указанию Чайтаньи Махапрабху
он поселился рядом с Гангой. (108)
   
Другие ветви — Вайдья Кришнадас,
Пандит Шекхар и Кавичандра,
а также киртания Шаштхивар. (109)
Шрирам, Ишан и Шубхананда, Шринатх Мишра,
Шри Гопикант, Шринидхи, Мишра Бхагаван. (110)
Субуддхи Мишра, Камаланаяна, Хридайянанда,
Махеш Пандит, Шрикар, Шри Мадхусудан. (111)
Пурушоттам, Шри Галима и Джаганнатха дас,
Шри Чандрашекхар Вайдья, Двиджа Харидас. (112)
   
Рамдас, Шри Гопал дас и Кавидатта,
Саранга дас Тхакур и Бхагавата Ачарья. (113)
Джаганнатх Тиртха и Гопал Ачарья,
Шри Джанакинатх и брахман Ванинантх. (114)
Три брата — Мадхав, Васудэв, Говинда.
Когда они самозабвенно пели киртан,
Чайтанья с Нитьянандой танцевали. (115)
   
Другая ветвь, Рамдаса Абхирам,
охвачен дружеской любовью к Богу.
Он сделал флейту из бамбука
с шестнадцатью узлами. (116)
По указанию прямому Шри Чайтаньи
в Бенгалию отправился Шри Нитьянанда,
и вместе с Ним трое преданных пошли. (117)
Те трое преданных — Рамдаса,
Мадхав и Васудева Гхош.
Говинда Гхош остался с Шри Чайтаньей,
и этому был рад необычайно. (118)
Бхагаватачарья, Чиранджив, Шри Рагхунандан,
Мадхавачарья, Шри Ядунандан, Камалаканта. (119)
   
Другие ветви две — Джагай с Мадхаем.
Великую им милость даровал Чайтанья.
Два этих брата — подтверждение живое
Чайтаньи как Спасителя всех падших. (120)
Так вкратце я поведал имена лишь
бенгальских преданных Чайтаньи.
Не сосчитать всех преданных Его. (121)
Все эти преданные Шри Чайтаньи
сопровождали Господа повсюду,
служа Ему в Ориссе и в Бенгалии
по мере сил различными путями. (122)
   
Сейчас я кратко перечислю преданных,
что жили в Джаганнатха Пури. (123)
Среди всех преданных, что с Господом
общались близко в Джаганнатха Пури,
Парамананда Пури и Сварупа Дамодара
для Шри Чайтаньи были самой жизнью и дыханьем.
Там также были Гададхар, Джагадананда,
Шанкар, Харидас Тхакур, Вайдья Рагхунатх,
Дамодар Пандит, Рагхунатх дас и Вакрешвар. (124–126)
Все эти преданные Шри Чайтаньи
и прежде Господа сопровождали.
Когда Чайтанья в Пури поселился,
они остались там Ему служить. (127)
   
А преданные, что в Бенгалии остались,
ходили в Джаганнатха Пури каждый год
увидеть Шри Чайтанью Махапрабху. (128)
Теперь позвольте перечислить мне
тех преданных, что шли на встречу
с Чайтаньей в Джаганнатха Пури. (129)
Другая ветвь большая —
Сарвабхаум Бхаттачарья.
А муж его родной сестры —
Шри Гопинатх Ачарья. (130)
   
Другие ветви — Каши Мишра,
Прадьюмна Мишра, Бхавананда Рай.
При встрече с ними Шри Чайтанья
был просто вне себя от счастья. (131)
Обняв Шри Бхавананду Райя,
Господь Чайтанья произнёс:
«Ты прежде царём Панду был.
Пять сыновей твоих — Пандавы. (132)
Шри Рамананда Рай, Паттанаяка Топинатх,
Каланидхи, Субханидхи и Наяк Ванинатх. (133)
Мне очень дороги твои пять сыновей.
А с Раманандой Я един,
и лишь наши тела различны». (134)
   
Другие ветви — царь Пратапарудра,
Парамананда Махапатра, Кришнананда, Шивананда,
Шри Шикхи Махити, Брахмананда Бхарати,
Мурари Махити и Бхагаван Ачарья. (135–136)
У Шикхи Махити была сестра Мадхавидеви.
Она была служанкой Радхарани в прошлом. (137)
   
Кашишвар Брахмачари и Говинда
были учениками Шри Ишвары Пури. (138)
Перед своим уходом Шри Ишвара Пури
велел Кашишваре и Шри Говинде
отправиться на встречу
с Шри Чайтаньей в Джаганнатха Пури. (139)
Чайтанья оказал почтение обоим,
приняв их как духовных братьев.
И также из почтения к веленью
Ишвары Пури, гуру Своего,
Он дал служение обоим. (140)
   
Говинда стал заботиться
о теле Шри Чайтаньи,
а Кашишвар шёл впереди,
когда Чайтанья отправлялся
увидеть Джаганнатха в храме. (141)
Могучий Кашишвар
          толпу руками раздвигал,
чтобы никто не мог
          коснуться Шри Чайтаньи. (142)
   
Рамай вместе с Нандаем непрестанно
Говинде помогали совершать
служение Чайтанье Махапрабху. (143)
Рамай водою ежедневно
больших кувшинов
два десятка наполнял,
а Нандай помогал Говинде. (144)
   
Почтенный брахман Кришнадас
был родом из семьи благочестивой.
Когда Чайтанья в странствие
по Южной Индии собрался,
его Он взял с Собой. (145)
Шри Балабхадра Бхаттачарья
сопровождал как брахмачари
Чайтанью по пути в Матхуру. (146)
Два киртании — Бада Харидас
и Чхота Харидас — также всегда
сопровождали Шри Чайтанью. (147)
   
Среди тех преданных Чайтаньи в Пури
были Симхешвар, Рамабхадрачарья,
Тапан Ачарья, Рагхунатх и Ниламбар. (148)
Сингхабхатта, Камабхатта и Шивананда.
Еще там был Кашалананда, что служил
в Бенгалии Чайтанье прежде. (149)
Ачьютананда — сын Адваитачарьи.
Пришёл он в Пури и остался там,
приняв прибежище у стоп Чайтаньи. (150) .
И среди тех, кто жил с Чайтаньей в Пури
были Нирлома Гангадас и Вишнудас. (151)
   
Я расскажу о преданных трёх в Варанаси:
врач Чандрашекхар, Тапан Мишра
и сын Шри Мишры — Рагхунатха Бхаттачарья. (152–153)
Когда пришёл Чайтанья в Варанаси,
Он жил два месяца у Шри Чандрашекхара,
а принимал прасад Он в доме Тапан Мишры. (154)
Тогда ребёнком Рагхунатх служил Чайтанье.
Он мыл посуду и массировал Чайтанье стопы. (155)
   
Когда подрос он, то пришёл
увидеться с Чайтаньей в Пури
и восемь месяцев там оставался.
Порой готовил он обед для Шри Чайтаньи. (156)
Позднее, по велению Чайтаньи,
отправился он во Вриндаван.
Так он во Врадже жить остался,
приняв прибежище Шри Рупы. (157)
Он “Шримад-Бхагаватам” вслух
читал для Шри Рупы Госвами.
И так, по милости Чайтаньи,
стал Рагхунатха Бхатта опьянён
божественной любовью к Кришне. (158)
   
Я перечислил здесь лишь часть
бесчисленных бхакт Шри Чайтаньи.
Никто не может описать их всех. (159)
Из каждой ветви проросли
десятки, сотни тысяч
ветвей учеников и их учеников. (160)
Все эти ветви и побеги
усыпаны плодами и цветами.
Они любовью к Кришне
          мир весь наводняют. (161)
И каждая ветвь древа Шри Чайтаньи
неимоверной силой обладает.
Не описать и тысячью устами
их достославные деянья. (162)
   
Так описал я кратко преданных Чайтаньи.
Даже Господь Ананта Шеша
не может всех их перечислить. (163)
Я возношу молитвы лотосным стопам
Шри Рупы и Шри Рагхунатха.
Всем сердцем уповая на их милость,
Я, Кришнадас, “Чайтанья-чаритамриту” пишу. (164)