Бенджамин Терранео. Свет и композиция снимка

Евгений Гольдендрут
Вряд ли кто-нибудь станет отрицать значение света и композиции в искусстве профессиональной фотографии. Вместе с тем, всегда остается открытым вопрос – с какой целью следует уделять им внимание. Здесь все обстоит индивидуально.

Выгодное подчеркивание форм тех или иных предметов, визуальное расширение или углубление пространства, ассоциативность восприятия, привнесение эмоции, создание той или иной атмосферы – далеко не полный перечень творческих задач, решаемых фотографическими средствами. Но, бывает также, что свет и композиция могут стать главными «действующими лицами» на снимке. В этом случае, подбор объектов и сюжета подчиняется выбору условий съемки. Какова же цель подобной фотографии? Попробуем дать ответ на этот вопрос, исходя из привычного для человека восприятия окружающего пространства. Свет, с психологической точки зрения, дает человеку возможность видеть мир, ощущая, таким образом, жизнь вокруг себя.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро …
Библия. Ветхий завет. Бытие.

Люди (а также растения и животные) очень чутко реагируют на изменение света. Для многих из них, свет является главным (если не единственным) способом определения времени суток, года и т.д. Пробуждение жизни, как правило, активизируется с рассветом и весной, когда растет световой день. Иными словами, свет является стимулом к жизни. Аналогичным образом можно интерпретировать и свет на фотографическом снимке. Свет в кадре символизирует «оживление» (или одухотворение) материи и пространства.

Композиция также играет важную роль в процессе подготовки изображения. Она, в первую очередь, влияет на формирование сюжета. Средствами композиции можно привнести в кадр «диалог» между предметами, выстроить определенное повествование, определить те или иные приоритеты. Вероятно, не будет ошибкой утверждать, что композиция отражает субъективное видение фотографа. Таким образом, совместное использование света и композиции, как главных «действующих лиц» в кадре, может означать одухотворение сюжетного видения фотографа. В данном случае, имеется в виду «оживление» неживой материи, т.е. искусственное привнесение в кадр некоего мистического духовного присутствия. Оно может быть и псевдо-реальным (например, если кто-то извне кадра открыл окно в помещение и т.д). Иными словами, это – иллюзорное видение реальности.

Одним из мастеров, снимающих в наши дни подобные сюжеты, является профессиональный фотограф Бенджамин Терранео (Beniamino Terraneo), родившийся в 1948 г. в Италии. Вполне вероятно, что фотографии мастера, отдающего предпочтение традиционной технике дагерротипа, имеют и иную смысловую составляющую. Но, последовательное и приоритетное внимание к свету и композиции в его работах поневоле служит стимулом к тому, чтобы интерпретировать их в качестве исходной, а зачастую и главной предпосылки создания снимка.

31.10.2013