Страсти по Матфею

Вит Уйманов
       Я не любитель, тем более, не знаток современного кино, но на днях посмотрел фильм Павла Лунгина "Дирижёр", представленный на ТВ по случаю юбилея режиссёра, и до сих пор нахожусь под впечатлением от увиденного, а главное, от услышанного. Дан взгляд на жизнь под присущим "авторскому кино" ракурсом, отличным от обычного, приниженного, житейского, бытового.
      Лейтмотивом, музыкальным фоном, смысловой и этической основой фильма является постоянно звучащая Оратория «Страсти по Матфею», сочинённая Митрополитом Иларионм, где в музыкальной форме передаются события Страстной недели по Евангелию от Матфея. Впервые услышав это произведение в исполнении симфонического оркестра и хора, испытываешь потрясение, поражаясь мощью и трагической красотой музыки, и сразу, и безоговорочно ставишь его для себя в один ряд с произведениями Баха!
      Фильм затрагивает многие стороны жизни: социальное неравенство, конфликт поколений, религий, "высокого" и "низкого" - смысл самой жизни. Ответы на вопросы, на которые, казалось бы, нет окончательных ответов, даны опосредованно через слова Евангелия в сопровождении грандиозной музыки. Сила музыкального воздействия в сочетании с изобразительным рядом картины помогают критически отнестись к "суетности нашего мира", не впадая при этом  в религиозный экстаз.
24.07.19.
                __________

Внимаю хора голоса -    
Они мощнее труб органа,
Из дымной глубины экрана
Являют веры образа.               
 
Пусть убеждённый атеист,
Через звучание хорала
Реальностью та жизнь предстала,   
В которой жил Евангелист.
 
Я вижу Гефсиманский сад,
Представил Тайную вечерю,
Страстную пережил неделю
Тысячелетия назад,

Иуды лживость поцелуя,
И тяжесть чувствую креста,
И слышу возглас «Аллилуйя!»,
И - воскрешение Христа…
       _________
 
Какая сила духа, веры,
В гармонии воплощена,     
И сопричастности волна -
Подобны редкие примеры.

Митрополит Иларион –
Пускай рутинно слово «гений»,  
Других я не приемлю мнений –
Он к сонму лучших приобщён.

Его познал через кино*,
Услышав «Страсти по Матфею»**,
И рядом с Бахом в галерею
Означил место для него.
__________
*Павел Лунгин, к/ф «Дирижёр»,
** Митрополит Иларион (Алфеев), Оратория «Страсти по Матфею» (часть 1).
Прослушивание оставляет неизгладимое впечатление: поражает грандиозностью и инструментовкой. Понимаешь, что лучший музыкальный инструмент - это человеческий голос.
Вот что пишет о своем сочинении сам митрополит Иларион:
Музыка Баха для меня – ориентир, эталон, потому и отдельные баховские интонации естественно вплетаются в музыкальную ткань моего сочинения. Но старую форму «Страстей», восходящую к до-баховской эпохе (вспомним замечательные «Пассионы» Шютца), я наполнил новым содержанием. -  (Инт.)

14.07.19.

Ил. - Николай Ге, "Голгофа" (фрагмент).