Гаумарджос Сакартвэлос. 2018

Константин Мучник
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
Вы знаете, что такое «Ку»? Если – да, то нам с вами по пути. А мы только что взлетели прямо в небо. Мы (чвэн) это великие бабун-барабанцы-путешественники.  Состав:
- Биджико (Петр Мучник);
- Гогона (Мария Мучник);
И две мамы, но одна не настоящая, а другая деда, хотя все деды дома остались, а я лечу, хотя и мог бы быть дедом, но пока не дед. Ой… в общем запутался немного в грузинских родственных названиях.
Я вообще-то почти что нанятый корреспондент, спецкор, так сказать, всей этой истории. И мне почти что платят. Ра гхирс (сколько)? Спросите Вы и я Вам скажу: «А не скажу!». Мне за это может даже премия будет. Пулитцеровская или еще какая-нибудь. Вот.
Короче, летим мы в солнечную Грузию – Сакартвелос Гаумарджос (Да здравствует Грузия)!
И я весь такой одухотворенный, да так, что даже водитель, который нас вез в аэропорт спросил: «Домой?», на что я ответил: «Не очень. Я чуть-чуть (цотати) грузин». Хотя похож, наверное, - небритый такой и счастливый весь.
А дальше уже, когда прилетели в Тбилиси, то когда я спрашивал что-то по-грузински – мне так бегло по-грузински и отвечали. Я сдавался и признавался, что дальше я говорить могу только по-русски, ну, или английски, в крайнем случае. Иногда, правда я внимательно слушал до конца, небрежно бросал «диди мадлоба» (большое спасибо) и гордо вел своих путешественников дальше.
Долетели нормально. Доехали до места – нормально, благо все биджуки помогали нам весьма активно. Я немного нервничал – думал щас начнут предлагать выпивать и кранты…
Быстро нашли наш дом – ул. Костава, 3. Самый геодезический центр Тбилиси. Калбатоно (госпожа) Тамара была во дворе. Двор напоминал одесский, хотя в Одессе я не бывал. Квартирка довольно экзотичная, но хорошая, с двумя комнатами, мини гостиной, тубзообороной, душем и кондеем. Хорошо.
Пока Тамара убиралась, пошли прошвырнуться по пр. Руставели. В поисках Голубой галереи с Пиросмани. Жарко. Сильно жарко. Но есть питьевые фонтанчики, на улице… с водой. Когда нашли Голубую галерею, она оказалась не голубой вовсе. Насмотревшись Пиросманей и еще некоторых примитивистов (неплохо – ара цудад) и еще современных абстракционистов (см. ниже) я был преисполнен, но вдруг оказалось, что они нашли еще допзал какой-то, с Возрождением и Тицианом в главной роли. И тут я сдался. Я пить хотел. И я убежал в рядом бар и выпил холодного (ох, до сих пор вкусно) местного пива. Меня поняли и простили.
Потом мы приквартировались, переоделись и поехали в Старый город. Площадь Свободы. Это одна станция метро от нас. Спускаясь к мосту Свободы прошли через театр Марионеток. Это красиво (ламази), он весь такой кривой (Гауди отдыхает) и еще кажный час выглядывает ангел и бьет в маленький (патора) колокол. Класс. Пройдя через мост Мира, его окрестили в народе «памперсом», мы оказались в парке Рике. Много народу: от страшных дубаек, упакованных в хиджабы по самое не хочу (не хочу), со страшными белками глаз в прорезях, до, пропуская свидетелей Иеговы, милых сердцу европейцев и славян.
Погуляли по парку, а когда зажглись огни города, поехали наверх на фу-ты ну-ты кулёре. Ламази. Красиво. Но цоли (жена) схватила мне за руку и неоднократно сказала: «я вспомнила почему я не люблю фуникулер – высоко как-то». Нам с Петей нравилось. Красота.
Замок Нарикала. Ну, нормально. Ну, Замок. Потом долго спускались вниз, шли до метро. Приехали домой усталые и довольные. За дружеским ужином подводились итоги и все высказывали своё мнение:
Биджо: «Летучая мышь понравилась в парке Рике (она пролетела как по-волшебству после упоминания о них цоли) и еще холодильник – он включает свет немного поразмыслив».
Я (кхмари): «Народ остался очень приветлив, доброжелателен. Печалит бедность и некая обшарпанность территории (в метро – разруха).
Цоли: «Удивляют скульптуры, без названия, разбросанные по всему городу. Наследие Саакашвили. Радует обилие фонтанов и фонтанчиков из которых можно пить.»
Самое главное (и верное) её наблюдение: «город существует в трех измерениях и от этого сводит с ума своими траекториями по которым нам, питерским плоскатикам, сложно ходить.
И вообще воспринимать город».
(Я вспомнил Слиптаун, город медиантов и биоморфов, пугающий своей непонятностью конструкций, их соотношением и пространственным положением и содрогнулся).
Эта их трехмерность была отражена в одной из картин современного абстракционизма, которую мы видели (см. выше). Вообще Тбилиси нужно писать в кубистической технике Пикассо. Да. Лучше всего.
Гогона говорила так: «Много людей. Жарко. Хачапури – вкусно. Очень много по-грузински. Я устала.»
Поставили сами себе «пятерку» и быстро все заснули. Главное что был кондиционер.

ДЕНЬ ВТОРОЙ
А вот в унитазе бачок работает только если по нему стукнуть крышкой. Такая технология.
Да, забыл еще написать что понравилась церковь одна, на Руставели. Мы туда специально заходили (церковь «Родившая камень»). Так вот. Вы не представляете – там все иконы с жизнерадостными святыми и девой Марией в т. ч. Как мне объяснила жена-всезнайка, храм расписывал местный художник, который разукрашивал рестораны в 30-х годах. Молодец, короче, биджо.
С утра… ну как с утра – в полдень где-то, проснулись, хорошо выспались, поехали за билетами на разные поезда. И было нам хорошо, потому что на вокзале (садгури) прохладно и сидеть удобно. И билеты мы взяли почти до всюду.
Поехали дальше на катере кататься. На мосту Мира нас споймала Ани, такая молодая красивая гогона (всё восторгалась моим грузинским, а я её русским).
Прокатились на катерочке. Так себе. Прохладно хоть. Да! Вино давали же! Киндзмараули.
Далее прошествовали в бани и записались на 8 часов.
Перекусили мороженым и салатом. Гогона в отказке – плохо переносит жару. Эх.
Сходили посмотрели водопад и я его выпил (см. фото).
Бани. Необычно. Горячо. Вода горячо. Тбили. И пахнет.
В результате я сделал три захода 10мин, 5мин, 5мин. А эти бултыхались как им вздумается. Петя только под конец во вкус вошел – уходить не хотел.
Когда вышли был дождь и прохладно. Хорошо (каргат).
Ужинали в ресторане «Дом хинкали». Резюме:
Хинкали – вкусные (я), шашлык – долгий, апхазури – острый, крабовый салат был потыркан Машей и оставлен в покое.
Но голодным никто не остался. Пошли баинькать.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ
Опять очень хорошо спали. Я ночью выпил всю воду и заморозил цоли.
NB! А вот 16:40, время местное. Остановись мгновенье – ты прекрасно!
Собрались с мыслями и телами и поехали в Мтацминду. Такой это парк у них типа нашего ПЦКО, только наверху, на горе. Серпантинная дорога туда. Здорово.
Приехали. Всё чисто, аккуратно, скауты ходят с барабанами. Аура великолепная, приятно одним словом. Именно здесь я и словил кайф (см. выше, курсивом).
Фуникулерная станция.
Петя сказал: «Эта станция древней тебя, а выглядит лучше».
Спустились к Пантеону. Могила Грибоедова и Нины Чавчавадзе, многих великих грузинских деятелей – Чиковани, Чхеидзе, Бараташвили…
Удивительное, возвышенное место.
Возвышенные и одухотворенные спускались вниз, в город.
Хотелось писать стихи. Жалко, что не умею.
Вечером у нас запланирован (ого!) национальный балет Сухишвили.
Балет.
В парке Рике.
Мы очень долго ждали, час и даже больше. Но оно того стоило. River Dance отдыхает.
Назавтра, когда уже ехали в поезде батоно Давид сказал по этому поводу – «это могут», и это еще слабо сказано.
На обратном пути взяли бутылочку хорошего вина, вах! Саперави. Ужин удался. А вот вечер не очень. Все были заняты сборами в путь. Ну как все, Ксюша собиралась, а мне пришлось допивать за нее вино. Я ответственный.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ
Утром встали. Но не проснулись. Дети-то проснулись и встали, а мы только встали.
Поехали на вокзал. Я всё беспокоился - не отключат вдруг эскалатор (накануне отключили), А ведь с чумоданом же. Но пронесло и доехали до вокзала без приключений.
Поезд такой старенький, советский. Ехали стоя, шучу, сидя, иногда лёжа. Плацкарт сидячий.
Был батоно Давид-строитель. Угощал пивом (луди). Показывал в окошко разные Мцети. Хороший, говорливый. Но вышел весь в 12-00 на станции и я откинул верхнюю полку и заснул. А цоли не спала и измучилась. Из-за этого потом вяло гуляла по центру Кутаиси, когда мы его нашли. Нас встретил батоно Зураб. Большой такой. Весомый. И тоже хороший. Когда Ксения легла спать в семь часов, мне вина дал вкусного.
С парапутами смотрели Джеки Чана. Кажется до конца.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ
С утра нам приготовили огромный объедательный завтрак. Было неловко, потому что мы столько не можем есть. Нас простили.
Батоно Давид довез нас до ботанического сада. Мы там гуляли. Встречались ливийцы, бирмингемцы, поляки. Они со мной разговаривали. Я плакал. Плакал от счастья общения. А мои со мной не разговаривали. Вот такие они люди!
Посетили потом музей Спорта, в основном там борцы, Нона Гаприндашвили. Я спрашивал про Кобу Цакадзе (его нет в музее), сказали, что он не дал свое согласие тут быть.
Опять они увидели какой-то дурацкий музей живописи и всё. Всё, Вы понимаете меня? Надоели эти музеи хуже людей Х. Сижу теперь нормально на скамейке, пью пиво, размышляю. Сейчас меня заберут.
Забрали. Пошли в кафешку перекусить. Я – хинкали, а дети – пельмени. Они в восторге, ведь пельмешки не острые и как дома.
Вечером сб. России по футболу (детская) выиграла у местных (детских) в футбол 10:9. Ура.

ШЕСТОЙ ДЕНЬ
С утра поехали в огромное путешествие. Зураб нас повез на машине. А Ксения отказалась брать с собой вино. Не захотела. Ну и зря.
Вот, едем так. По-сухому.
Честно говоря, потом, по прошествии времени, это путешествие, этот день, оказался одним из самых для нас значащих. По форме и содержанию.
Прежде всего – пещера Прометея. Огромная, сосульковая, мышачья вся такая. Впечатляет безмерно. Не хватало только соответствующей музыки Э. Грига. Я лично был впечатлен.
Это под землей.
Далее поехали на горную речку с водопадом (см. фото).
Красота опять же. Но вся сложность в том, что к водопаду, с берега, толком ни подплыть , ни пройти. Зураб спросил: «Физподготовка есть?», «А то!» - сказал я.
И вот я, как речная черепаха (ку), доставлял парапутов к этому водопаду. А Маша – молодец. Практически сама до него добралась. И мы все кричали от радости – «ку». (См. фото).
Это было в воде.
И наконец, хотя – нет, не наконец. Сначала заехали в менгрельскую хинкальню. В деревушке. Там было всё вкусно, но остро. И там впервые нас обсчитали на 5(пять) лари. Это у них в крови. Но об этом ниже.
И поехали мы в женский монастырь. И поднимались на гору. И когда поднялись, то окунулись в облако благодати и умиротворения. Ибо сказано: «Да светится имя Твоё, да приедет царствие Твоё», ну или как-то так.
Тишина. Покой. Часовенки. Храм. Людей почти нет.
В храме к нам подошел служка. Очень добрый человек. Погладил Петю по голове, спросил как его зовут. Перекрестился, дотронулся до иконы. Я смотрел на него как завороженный. Он сказал нам много доброго. Перед нашим уходом, он подошел ко мне и тихо попросил назвать фамилию. Я назвал. Он сказал: «я понял» и склонил голову. У меня внутри стало пусто.
Это было в небесах.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ и последующие
И вот мы едем на электричке чух-чух в Батуми, вернее, в Махинджаури.
Ура. Море. Стационар. Можно ничего не делать и никуда не ходить!
Так мне думалось в электричке. Я разговаривал с русским парнем у которого на руках были наколки «Непьющий» «Русский». Я улыбался. Кивал ему и во всем соглашался. Внутри у меня было приятно и тепло.
Приехали на место. Очень хорошие апартаменты. Хозяева более, чем радушные. И котята!
Петя с Машей их сразу же полюбили. Особенно Петя. Уголек и Серенький (нам так девочка одна сказала).
И вот мы на море!
Да, но прежде чем попасть на море нужно преодолеть полосу препятствий. Двух- (!)полосную трассу.
Происходит это так: все собираются на пешеходном переходе, я поднимаю руку, через некоторое время некоторые машины начинают притормаживать, тогда я с прижатой к сердцу рукой (в знак признательности) начинаю движение через дорогу со всеми парапутами, дойдя до середины, поворачиваю туловище вправо, с прижатой же рукой и мы двигаемся дальше к морю.
Море. О, Talassa! Оно всегда прекрасно и ужасно. В нашем случае еще и каменисто.
Еще на море есть Нико. Он угощает вином. Он в кафе – шеф и повар.
Море освежает. Но слегка. Жара стоит неимоверная и влажность хуже, чем в Питере. Ходишь постоянно мокрый, независимо в море ты, только что искупался или вообще стоишь на берегу. Дома есть кондиционер. Он спасает. Но нужно аккуратно.
Вечером в четверг поехали в Батуми.
Прокатились на 4-х местном велокабриолете и, кажется, посмотрели три площади. Аджарский хачапури оказался суперсоленым и невкусным. Ксения пила турецкий кофе у мечети и ей понравилось. Говорит, было хорошо. А я у наших хозяев беру местное вино, оно вкусное, недорогое и его много.
Душно.
Море слегка спасает. Дети здорово там плещутся, особенно Маша – она как дельфин плавает. Да.
Запланировали на воскресенье Ботанический сад и в субботу я начал активно пить минералку.
Утром мы отправились в БС. Он хоть и рядом, но добираться до него непросто. Водитель маршрутки привез нас, потом объяснил, что еще лучше может привезти, за допоплату и привез еще раз куда-то не совсем хорошо. Немного жульничества. Добрые, гостеприимные они, но что касается денег…
Бот Сад – мощный. Даже я был впечатлен, хотя ходил там как воздушный шарик (минералка же, газики).
Вы не представляете! Деревья всякие разные. Много их. Даже ходить не жарко.
Форчунья – волосатое такое, нам оч понравилось. Ребятам еще Мимоза Стеснительная понравилась – она, дотронешься, листья сворачивает. Ха! Лох колючий, это и так понятно (см. фото). Бамбуки всякие разные – маленькие (патора), большие (диди). Японский садик был… Нет-нет, всё очень мощно и ходили почти полдня. Уф.
Во вторник замыслили ехать в Уреки. Это где чорный-чорный песок.
Станцию ж/д, откуда ехать мы знали, а вот как билеты взять – не могли найти, не могли даже найти у кого спросить как билеты взять! Новый-то ж/д вокзал большой, красивый! Но закрыт. Нашли нач. станции в избушке, рядом. Он дремал, закинув ноги по-американски на стол. Но, увидев нас, быстро восстановился в своем положении и помог нам в плане что да как. Поезда туда два раза в день ходят, билеты в вагоне и т. д.
И мы едем в Уреки. А погода после воскресенья, надо сказать, стояла хорошая, облачная. Когда в Уреки поехали, так вообще дождь пошел, ну, Вы знаете, всегда так бывает. Не сильный правда, нормальный. Мы по дороге познакомились с семьей, тоже из СПб, и ехали уже веселее, ввосьмером.
Уреки хорошие, только мокрые. Мы все равно искупались, но в песок закапываться не стали. Он больше грязь напоминал. Лечебную. Пообедали в ресторанчике – неплохо. Я там попробовал чачу – весьма неплохо! Поговорили, да и вернулись в родные Махинджаури.
Впереди оставался еще выезд в Батуми и все, потом домой.
Надо сказать, что мы перешли уже на сосиски и пельмени, особенно дети. Но и рыбку вкусную ели (ням-ням). И фрукты. И тут дальше: море, дом, фильмы, лежать, иногда в нарды и карты играть. «Люди Х». Даже не говорите мне про них, слышать не могу.
Так как в субботу был заключительный день – прощание с морем и все такое, в пятницу поехали затариваться подарками в Батуми.
Я, к удивлению своему, обнаружил, что это очень интересный и красивый город. С эклектичной архитектурой (едва ли можно найти два одинаковых дома), разными памятниками, соборами, мечетью (а, да! Там же Ксюша кофе пила). Отличный город оказался. Мы погуляли хорошо, хорошо поели (классный шашлык в набережном ресторанчике) и хорошо затарились. Плохо только, что попали под ливень. Но не сильно промокли и, счастливые, вернулись в Махинджаури.
Впереди было прощание с морем.
Прощание с морем получилось штормовое. Нас туда не пустили (и никого не пустили). Мы помочили ножки, бросили монетки и стали собираться в обратный путь. Батуми-Тбилиси-СПб.
Обратный путь выдался тяжелым: ночной переезд скоростным поездом Stadler, спать в нем было невозможно и всех почему-то мутило; утром, по прибытии, едем в аэропорт и детям нехорошо; всем жарко и жалко уезжать. Что делать?
И вот тут Петя оказался террористом.
При входе в аэропорт у нас в чумадане обнаружился неизвестный металлический предмет.
Таможенник строго сказал: «Откройте!». Мы открыли. Таможенник обнаружил в чумадане ШЕЛЕЗЯКУ.
- Что это?
- Шелезяка, - сказали мы, - её вот этот мальчик взял.
- Зачем? – еще строже спросил таможенник.
Мы затруднились ответить зачем, но убедили таможенника, что очень нужно.
- Ладно, - смягчился он, - только чемодан в багаж сдайте.
Мы облегченно вздохнули и, улыбаясь, пошли в самолет. Мы возвращались домой.