Щедрая душа поэта. Наталья Тихоненко

Любовь Сушко
ЩЕДРАЯ  ДУША  Н.ТИХОНЕНКО

http://www.stihi.ru/avtor/tikhonenko

Надо начать с того, что с Натальей  мы познакомились в реале, а не на сайте Стихи ру, как это обычно бывает, в аудитории Пушкинской библиотеки, совсем как в старые добрые времена, когда знакомство с поэтами именно так и происходило, других вариантов и не было.
Когда попадаешь в незнакомый коллектив, то трудно сразу кого-то выделить, но это не о Наташе, она до такой степени теплый,  внимательный и очаровательный человек, что увидев раз, не забудешь никогда. И  на этой же встрече прозвучали ее стихотворения, когда каждый читал что-то свое.
Подкупило то, что и стихотворения были  почти безупречны по форме, все-таки на слух не все улавливается, а уж о содержании и говорить нечего.
Я сразу же услышала там интонации Игоря Царева, его открытость и незащищенность перед миром, и конечно тонкое и музыкальное описание природы, чувств и переживаний человека. Да и вообще давно убедилась, что поэта  отличить от стихоплета можно с первой ноты.
Тогда как раз  в конкурсе Памяти И.Царева  мы искали не просто хороших поэтов, но и поэтов созвучных, а это вовсе не так просто сделать,  ведь уровень у Игоря невероятно высок, и вдруг с первого раза я ее услышала. Тогда я еще не знала, что у Наталии  абсолютная грамотность и безупречный вкус. Физик по образованию, она не только  изучила основы поэтики и стихосложения, но и читала лекции для членов СП, потому что всей душой переживает за то, какого качества будет текст в газете или альманахе, в  собственной книжке поэта.
Нет предела совершенству, но многие ли к нему стремятся? Фраза о том, что мне небо диктовало, а вы тут пытаетесь что-то править - самая  распространенная среди тех, кто пытается что-то писать, как-то опавдаться.
И понятно, что если в  писательской организации есть такой  человек, то работать остальным значительно легче и проще.
Но вот и стихотворения самой Натальи, вы поймете о чем я говорю.

Щедрая осень
Наталья Тихоненко
Расщедрилась солнышком ранняя осень,-
Отправила в отпуск дождливое лето,
Позолотила ладошки берёзам,
БантЫ завязала на школьных букетах,

Летние краски используя смело,
Блёклое небо забрызгала белым,
Развесила шишки на соснах и елях,
Раскрасила клумбы цветной акварелью;

Витрины киосков заполнила грузом
Солнечных дынь, полосатых арбузов,
Жестом широким размашисто, броско
Фрукты рассыпала на перекрестках;

И говорит нам: "Имейте ввиду,
Я - самое лучшее время в году!
А если, а если решите иначе,-
Обижусь на вас и дождями заплачу..."
Ну разве это не полотно художника, где вместо кисти используется слово, но как живописно и ярко все вокруг. И эти плавные переходы от лета к осени, и эта смена тонов и красок.
Не часто встретишь поэтов среди художников, но  я даже заглянула на страничку ее биографии, уж не было ли у нее и художественного образования тоже.
Кстати, о физиках, довелось с ними пообщаться на уборочной, более грамотных и эрудированных ребят в литературном творчестве я не встречала даже среди филологов. Мы ничего не могли сказать о физике, они же о литературе знали все, что подтверждается и тут, когда мы говорим о Наталье.
Но не только  о живописи вспомнила я,   листая  поэтический сборник Натальи « И шелест листьев на ветру», который был щедро подарен уже на той, первой встрече. Здесь возникают и музыкальные композиции тоже
It is snow
                (Вспоминая Френка Синатру "Let it snow")

Снова и снова:
"It's snow...It's snow..."
Неделю за окнами падает снег,
Деревья стоят в белоснежных коронах,
Витает над городом призрачный свет.

Снова и снова:
"It's snow...It's snow..."
Под серыми тучами дни коротки,
Слились воедино асфальт и газоны,
Сугробы похожи на горные склоны,
Сквозь снежные стены не видно ни зги.

Затихли все звуки...
Под снежным покровом
Исчез горизонт в завываньях пурги,
Лишь голос Синатры пригрезился словно:
"... it snow", и снова
"It's snow...It's snow..."

...It snow... 
Сразу вспоминаются строчки В.Высоцкого « Я только малость расскажу  в стихе». Хотя здесь не малость, тут целая симфония звучит, вырастая из знаменитой песни Френка Синатры. Разве это не удивительно?
Наверное, только Б.Ахмадулина умела вот так легко взять чужое, сложное для поэзии произведение и  сотворить из него стихотворение яркое, неповторимое, незабываемое. И вы сами, перечитывая эти  строки,  можете убедиться в том, что музыка звучит, вплетаясь в стихотворение, ее уже от него не отделить, не убрать.
Поэты часто бывают прямолинейны и боятся обращаться к другим видам искусства, не зря же восклицал  Н.Заболоцкий «Любите живопись, поэты, лишь ей единственной дано». А  музыка и вовсе царица всех искусств, и куда без нее поэзии нашей многострадальной.
Ну и моя любимая тема, неразрывно связанная с Омском, тема Адмирала Колчака. Наверное, ни в одном другом городе о нем не писали больше, чем мы на берегах  Иртыша, и тем интереснее ее взгляд на судьбу нашего адмирала.
А. Колчак Третья столица
Наталья Тихоненко
Мечтал от бунта уберечь Россию,
Но всё пошло в истории не так:
Империи спаситель и мессия,
Иль неудачник, адмирал Колчак?

Военный, путешественник, учёный,-
В нём - благородство и казачья стать,
На подвиги судьбою обречённый,
Готов был за державу жизнь отдать.

О чём он думал, с Набережной глядя
На гребни волн седого Иртыша,
Когда не на войне или параде
К чему стремились мысли и душа?

Провинциален Омск, Иртыш - не Волга,
И не морского флота торжество:
Союзники, не сомневаясь долго,
В пути коварно предали его.

Смерть Колчака - не случай, неизбежность...
Почувствуем ли это мы сейчас,
Как быть, когда дорога - неизвестность,
А за спиною - "Золотой Запас"?

История правительства гонимого
В прошедшем растворилась навсегда...
Осталась песня, Колчаком любимая:
"Гори, сияй, моя звезда!"
.У Натальи в стихотворении нет моей любимой мистики, нет  тени адмирала, нет мифов, связанных и с расстрелом и с  невероятной любовью к Анне – эти и общие и одновременно самые притягательные факты его удивительной биографии, но возможно тем оно и прекрасно. Факты биографии и горькие размышления о судьбе России. Я думаю, что он был слишком хорош для этого времени, и те, кто были  на другой стороне, просто должны были с ним расправиться. Но здесь этой субъективной оценки нет, Наталья скорее летописец, который пытается отразить все,  как есть, оставить право нам самим считать, что подло, а что свято. Но в финале все-таки звучит лирическая нота знаменитейшего романса, слова которого очень часто самому адмиралу и приписывают. Ведь известно, что и его Анна писала стихотворения пронзительные и неповторимые, и так любя ее, он не мог не отвечать тем же. Не оттого ли  романс звучит как слишком личное, пережитое и прекрасное. И он –последняя точка в судьбе адмирала в стихотворении Натальи.
Я уже сказала, что знаю Наташу лично, чем очень горжусь, когда самозваный Председатель ставит нас в один ряд – это прямо бальзам на душу, но он мне явно льстит,  ведь  с такой добротой, с таким теплом никто не относится к людям.
В этом можно было убедиться при проведении поэтического конкурса «Омские улицы», когда работали члены жюри, Наталья была в Америке, и оттуда через скайп она полноценно работала со всеми с нами. Хотя я лично с трудом представляю, как такое может быть, она читала и оценивала текст и страшно переживала за каждого участника. А вот на подведении итогов она была уже дома, и без нее не было бы и части того внимания и тепла ко всем собравшимся в Музее миниатюрной книги А.Коненко, где  и вручались дипломы и призы.
Но хочется снова погрузиться в удивительную вязь ее стихотворений, которые я лично очень люблю. Стихотворение  «Первый снегопад» прямо  о сегодняшнем дне, но читается оно почти как Илиада Гомера. Ну что еще   можно  прибавить к тому, что уже звучит? Только то, что  все гармонично в тексте и жизни,  и мы ее очень и очень любим и ждем всегда.
Первый снегопад

Срывает холодный ветер с деревьев последние листья,
Клочья тумана клонятся парусом за горизонт,
Сырое, хмурое небо синью уже не лучится,
И обнажённым веткам снится хрустальный сон.

Тусклое солнце смотрится в зеркало луж застывших,
Дворник сгребает золото к огненным языкам,
В воздухе опустевшем звон паутины слышен,
А с неба белыми звёздами посыпались облака...

И с каждой упавшей снежинкой шаги становятся тише,
От снежной щемящей свежести кружится голова,
Над пёстрым асфальтом улиц сутулятся мокрые крыши,
Растаявший снег роняя, как слёзы или слова.

Кстати, с ней работал и мифический наш С.П.Денисенко, могу свидетельствовать, что далеко не каждому удавалось пережить общение с Мастером, когда речь заходит о наших текстах, хотя в жизни он добрый и веселый человек.
Наташа не только осталась жива, но ее тексты были опубликованы  в журнале, где он ведет литературную страницу, и это можно зачесть ей как подвиг, я знаю о чем говорю, уж поверьте