Фотография и смысловой контраст

Евгений Гольдендрут
В окружающей действительности присутствует множество различных контрастов. День и ночь, свет и тень, черный и белый, линейный и округлый – лишь малая часть из них. Взятые вместе они формируют удивительную и непостижимую природную гармонию. Подобно философскому камню, на протяжении длительного времени люди пытались отыскать скрытую «формулу» гармоничных пропорций. До сих пор результаты этих поисков широко используются в виде принципа «золотого сечения» и т.д.

Однако, почему именно контраст формирует гармонию? По всей вероятности, такова природа этого удивительного феномена. Действительно, 5 восточных стихий учения фен-шуй контрастны друг другу. Музыкальные контрасты формируют гармоничные аккорды (в отличие от «пусто» звучащих октав и квинт). Наиболее ясно свет выявляет формы объектов, расположенных на темном фоне. За приливом волн следуют отливы, а специфические черты женской природы наиболее естественным образом проявляются себя в союзе с мужскими.

Вместе с тем, контраст визуальный часто скрывает за собой значительно более глубокий смысловой. И в этом случае, именно сочетание противоположностей позволяет наиболее полно раскрыть непростые переплетения смысловых оттенков тех или иных образов. Помочь сформировать тот или иной набор символов помогает история культуры и религиозных традиций. На их основе на протяжении длительного периода времени формировались целые системы знаков, дающие возможность выстроить сложные по смыслу повествования.

Так, к примеру, живопись в стиле романтизма (наиболее ярко представленная в творчестве художника К. Д. Фридриха) апеллировала к сокрытому в природных формах божественному замыслу. В подобном образном строе сломанное дерево могло отражать бренность жизненного пути, заснеженные горы – вершины духа, ель – символизировала воскрешение и т.д. Сегодня, любое множество символов может быть включено в композицию средствами фотографии.

Зачастую, смысловое восприятие подобных сюжетов происходит на подсознательном уровне. Порой, для этого бывает достаточно лишь названия произведения. Но, в любом случае, искусство фотографа состоит в тщательном выборе сюжета и определении тех визуальных и смысловых акцентов, из которых будет формироваться требуемый образ.

23.06.2014