Рифма и её разновидности Лекция 2

Наталья Тихоненко
    Рифмой можно называть ПОВТОРЕНИЕ  более или менее сходных сочетаний звуков в окончании стихотворных строк  или внутри них.    В русском классическом стихосложении признаком рифмы является совпадение ударных гласных, но одного такого совпадения бывает недостаточно, хотя это сочетание допустимо отнести к неточным, т.н. бедным рифмам, когда совпадают один или два звука в сочетаемых словах. Чем больше гласных и согласных звуков сочетаются или совпадают, тем более точной и богатой получается рифма.
   Со школьной скамьи всем известны пары сочетающихся звуков:
 
Гласных   А-Я,  Э-Е,  У-Ю,  О-Ё,  Ы-И;
 
Согласных   твёрдых и мягких   Т-Ть, С-Сь, Р-Рь  и т.д.;
 
Согласных глухих и звонких   П-Б,  Т-Д,  К-Г,  Ш-Ж,  С-З  и Х-К;
 
Хорошо отзываются и комбинации этих глухих-звонких  по две-три пары,  например:  П-Т-К  с  Б-Д-Г;    Ф-С-Ш  с  В-З-Ж   и т.п.
 
  По ритмическому звучанию рифмы подразделяются на следующие основные виды:

1)   Мужская рифма (окончание строки на ударный слог),
2)   Женская рифма  (окончание  строки на безударный слог, предшествующий – ударный),
3)   Дактилическая рифма (два безударных слога после ударного в конце стихотворной строки),
4)   Гипердактилическая рифма (три безударных слога после ударного в конце строки),
5)    Очень редко встречающаяся гипердактилическая рифма с четырьмя безударными слогами после ударного слога в конце строки.

Внутри стихотворений все эти виды рифм могут чередоваться между собой в различных комбинациях, например, мужская и женская, мужская и дактилическая, женская и дактилическая и т.д. Встречаются и стихотворения, в которых используется только какой-нибудь один вид рифмы – сплошь мужской или только женский.
 
         
       СИСТЕМЫ  РИФМОВКИ
 
    Строки в четверостишиях могут связываться различными способами рифмовки:
 
1)   Смежная – рифмуются  рядом стоящие строки попарно,
2)   Перекрёстная – рифмуются  строки 1-ая с 3-ей и 2-ая с 4-ой,
3)   Кольцевая – рифмуются строки 1-ая с 4-ой и 2-ая с 3-ей,
4)   Сквозная – рифмуются все строки с 1-ой по 4-ую,
5)   Внутренняя - рифмуются внутренние слова в строке с окончанием одной из
     предыдущих или последующих строк.

   Сплетённая  рифма – общее наименование более сложных  видов рифмовки в строфах, имеющих свыше четырёх строк.  Такая рифма представляет собой разнообразные комбинации ранее перечисленных   способов рифмовки.
 
   Полезно отметить, что не всегда следует строго придерживаться   канонических форм и шаблонов. В поэзии, как и в любом виде искусства, ценится новизна и оригинальность, однако  не мешает удостовериться,  что это новое не является следствием простого отсутствия знаний основ стихосложения. Разумеется также, что не стоит по возможности пользоваться банальными, избитыми рифмами вроде:  кровь-любовь, розы-слёзы-морозы и примитивными глагольными. Читать подобные стихотворения просто неинтересно.
 
   Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:
 
- богатые рифмы, в которых совпадает опорный гласный звук, например, упор на звук А:
 
     Любви, надежды, тихой славы
     Недолго нежил нас обман,
     Исчезли юные забавы,
     Как сон, как утренний туман.
 
- бедные рифмы, где частично совпадают один ударный гласный и заударные звуки;
 
- ассонансные рифмы, в которых совпадает только гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
 
- диссонансные рифмы, где не совпадают ударные гласные, пример:
 
     Было
     Социализм –
     Восторженное слово!
     С флагом,
     С песней
     Становилась слева,
     И сама
     На головы
     Опускалась слава.            
 
- составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх или более слов, как во второй и четвертой строках Н. С. Гумилёва:
 
     Ты возьмёшь в объятья меня
     И тебя, тебя обниму я,
     Я люблю тебя, принц огня,
     Я хочу и жду поцелуя.
 
- усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук или
звук Й (т.н. йотированная рифма) в одном из рифмующихся слов:
 
     Мчатся тучи, вьются тучи;
     Невидимкою  луна
     Освещает снег летучий;
     Мутно небо, ночь мутна…
 
   Существуют и другие реже используемые приёмы рифмовки, такие как  панторифма, когда рифмуются все слова в первой и последующей строке и эхо-рифма,   когда вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
   
В качестве примера использования  разнообразных методов рифмовки всего в четырёх строках, могу привести удивительное четверостишие, встреченное мной на просторах Стихиры. Автор этих строк Мариам Шейхова использует перекрестную рифмовку в конце строк 1-3-2-4, внутреннюю в середине первых трёх строк     "голос-колес-колос" и звукопись в повторяющихся слогах оло-оло-лю-оле-ло-оло-ли, ой-ой-ей-ой.
 
 Один мой голос-золотой -
 Им правлю колесницей,
 Он словно колос налитой,
 Созревшая пшеница.
   
   Примером для домашнего задания по поиску разновидностей рифмовки и звукописи может послужить прекрасное стихотворение известной в конце прошлого века поэтессы  Юнны Мориц:

     * * * * *
Ночами август ярок и прохладен,
Над морем льются звёздные дожди,
Зелёный свет стеклянных виноградин
Горит листвы узорной посреди.
Ты всех моложе, всех великолепней,
Любимей всех, талантливее всех,
Увенчаны легендой, мифом, сплетней
Твоя судьба, твой блеск, твой сладкий грех.
А с набережной пахнет эвкалиптом,
Там в чебуречной общество не спит
За столиком, сухим вином облитым,
Где мачта бреда гнётся и скрипит.
На этой мачте закипают флаги
Надежд на извержение чудес,
Поскольку силой накачались маги
И август ночью звёзды льёт с небес.
Продли блаженство, невесомость плоти,
Плыви сквозь ливни звёздные времён,
В оконном издавайся переплёте,
Где ты любим безумно и влюблён.