Авиационно-космическому пятьдесят

Вера Снарская
           (Из газеты "АВИАСТРОИТЕЛЬ" № 33 от 7 декабря 2006 года)

      В ноябре этого года Авиационно-космический факультет ТГАИ отпраздновал 50-летний Юбилей со дня основания. Именно здесь когда-то начинался путь высоких технологий машиностроения Узбекистана.
    
                1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ.

     История факультета неразрывно связана с развитием нашего Объединения. Ни один из ВУЗов Узбекистана и Средней Азии до 1956 года не готовил специалистов для  авиационного завода, и в начале пятидесятых стало ясно, что нужно срочно организовать подготовку  своих инженеров-самолётчиков в Ташкенте. В те годы завод готовился перейти от выпуска трудяги военных лет. транспортного самолёта Ли-2, к производству пассажирского лайнера Ил-14. Поэтому основанное в сентябре 1956 года вечернее отделение по специальности "Самолётостроение" при механическом факультете Ташкентского политехнического института спустя четыре года было преобразовано в самолётостроительный факультет ТашПИ, который называют факультетом №1.
     Первыми преподавателями специальных дисциплин на факультете были работники
авиационного завода: главный металлург завода Н.В.Мышак, его заместитель Т.И.Ферштат, а также В.К.Каль, М.Л.Трилесский, Х.Р.Сарымсаков, А.И.Табачник. А в создание и развитие самого факультета и его лабораторий много сил вложили бывший  директор завода С.Н.Кадышев и главный инженер К.С.Поспелов. Отдача была огромной.
Многие из выпускников факультета стали крупными руководителями на ТАПОиЧ. Это: А.С.Сысцов, М.Г.Шакирзянов, М.С.Галеев и многие другие. Для получения высшего образования без отрыва от производства на факультете был открыт поток "Организаторы производства", через который прошли многие руководители со средне-техническим специальным образованием.

                2. КАФЕДРЫ И ЛАБОРАТОРИИ.

      За 50 лет факультет претерпел много преобразований, открывались и переименовывались кафедры. В связи с тем, что здесь начали подготовку кадров для Центра космических исследований (КБ "КОСМОС"), его переименовали из Авиастроительного в Авиакосмический, а на кафедре ТПЛА открылся научно-производственный центр "РАКЕТА" действующий в рамках конверсионной программы, где были разработаны опытные образцы модельных ракетных двигателей. Сегодня на кафедре функционируют 3 учебных лаборатории: "Сборочных работ", "Заготовительно-штамповочных работ" и "Метрологии и технических измерений". Даже в трудные времена наше предприятие нашло возможность помочь их оборудовать.
      Поддерживается и обратная связь. Объединением задумано новое авиационно-конструкторское бюро для проектирования самолётов силами специалистов Узбекистана. А на кафедре "Конструкция и проектирование летательных аппаратов уже более десяти лет разрабатывают модификации лёгких самолётов. В действующее при этой кафедре научно-исследовательской лаборатории "САПР самолётов" в период с 1997 по 1999 год была выпущена полная документация на сборку лёгкого многоцелевого самолёта. Кроме того, при факультете работает студенческое конструкторское бюро, где занимаются спортивным авиамоделизмом. Это одарённые ребята, не раз занимавшие первые места в республиканских соревнованиях. Растёт хорошая смена заводским инженерам-конструкторам.
      Здешнее стремление к космическим далям подчёркивает подвешенная под самым потолком модель станции "Союз-Апполон" на кафедре "Аэродинамика и испытание летательных аппаратов", заведует которой доктор технических наук, профессор В.П.Кучеров. Он же является руководителем работ по теме "Исследование лётно-технических характеристик самолёта ИЛ-114 на основе метода объективного контроля", активное участие в которых принимает старший преподаватель факультета Л.С. Ермакова. Работа эта проводится на ЛИСе лётно-экспертной группой под руководством В.Н.Проценко, А.М.Иванова и А.Н.Ермаковой, а участвуют в ней многие работники 36 цеха.

                3. ПЕРСПЕКТИВЫ ОБНАДЁЖИВАЮТ.

      Пережив вместе с факультетом нелёгкие времена, руководство нашего предприятия очень заинтересовано в получении квалифицированных специалистов. По договорённости с Объединением при прохождении производственной практики многие студенты АКФ работают на полставки дублёрами технологов, контролёров и авиатехников. Неплохое подспорье к стипендии! При этом практику по инициативе декана факультета А.Х.Якубова, удлинили , а чтобы учебный процесс не прерывался,студенты полдня слушают лекции по многим специальностям в Учебном центре на территории завода. Это позволяет привлечь к преподаванию ведущих специалистов предприятия. При этом некоторые лекции читают преподаватели Факультета, которые выезжают для этого на завод. В выигрыше все: при таком методе связь между учебным процессом и производством усиливается.
       После долгого  перерыва завод заключил с АКФ пять хозяйственных договоров на проведение научно-исследовательских работ на общую сумму около 30 млн.сумов. Есть кому и где опробовать свои идеи, а значит непременно будут и результаты.

                (Вера Снарская)