Строфы в современном стихосложении Лекция 3

Наталья Тихоненко
   Строфа - это группа стихов (строк) с определённым расположением рифм, обычно повторяющимся в других равных группах. В большинстве случаев строфа являет собой законченное синтаксическое целое.
   Наиболее распространенными  строфами  в классической поэзии прошлого были: четверостишия, октавы, терцины. Наименьшей из строф является дистих (двустишие). Современные поэты не ограничивают своё творчество только классическими видами строф и в своих поэтических произведениях используют разнообразно выстроенные строфы с количеством стихов (строк) от двух до четырнадцати и более, а то и вовсе отсутствует деление стихотворений на строфы.
   На просторах интернета удалось найти следующие классические названия строф:
- дистих, бейт (2 стихотворных строки);
- терцина или терцет (3 строки);
- катрен или четверостишие (4 строки);
- секстина (6 строк);
- септима (7 строк);
- октава, балладная строфа, восточная газель (8 строк);
- одическая строфа (10 строк);
- онегинская строфа (14 строк).
 
 То, что среди вышеперечисленных строф отсутствуют строфы с количеством строк 5,  9, 11, 12, и т.д. не означает, что такие строфы не используются в стихосложении, просто их название можно образовать  из количества строк с добавлением звукосочетания «стишие», например, пятистишие, девятистишие  и т.д.  Конечно, допустимо представлять эти «…стишия» как некие комбинации дистиха, терцин или катренов, но это далеко не всегда оправдано в  связи с тем, что мы определяем строфу как законченную смысловую и синтаксическую конструкцию.
   Следует отметить, что в некоторых видах классических строф жёстко закреплён и порядок используемых рифм, а так же количество стоп в строках.  Например, в    балладной  строфе, обычно состоящей из восьми строк, четырёхстопные и трёхстопные строки чередуются одна за другой  и рифмуются перекрёстно. 
В одической (10 строк) строфе строки рифмуются следующим образом:
- первые четыре строки – перекрестная рифма,
- пятая и шестая строки – смежная рифма,
- с шестой по десятую строки – кольцевая рифма.
      Обычная практика построения стихотворного текста говорит о том, что строфы стихотворения строятся по единому размерному шаблону и в рифмах так же выстраивается определённое единообразие.  Стихотворения могут состоять как из одной, так и из нескольких строф. В случае построения стиха более чем из одной строфы, несколько отличаться от других строф могут первая, последняя и строфа, расположенная на золотом сечении произведения. Это отклонение от шаблона организуется автором для усиления впечатления от заложенного в стихотворении смысла и чувств.      
               
                РАЗНОВИДНОСТИ  СТИХОТВОРЕНИЙ
 
  Прежде, чем мы начнём обсуждать разновидности стихотворных форм, хотелось бы вспомнить строки Леонида Мартынова о поэзии:

«Поэзия отчаянно сложна,
И с этим очень многие боролись…»

  Действительно, за время развития поэтического слова спектр разнообразия стихотворных форм значительно расширился. Странно было бы, если бы дело обстояло иначе, ведь только на сайте Стихи.ру в настоящий момент опубликовано около сорока миллионов стихотворений, написанных почти миллионом авторов, и это далеко не единственная литературная интернет-площадка. Постараемся систематизировать разновидности стихотворений в  порядке возрастания количества строк, а затем перечислим виды стихотворений, организованных по другим принципам и не привязанным к количеству строк в стихотворении.
   Некоторые формы стихов имеют несколько названий, возможно различающихся и по другим признакам, кроме количества строк. Мы будем по ходу дела уточнять их дополнительные отличия. Вполне допускаю, что удалось найти не все существующие разновидности стихов, поэтому, по мере нахождения и изобретения новых стихотворных конструкций, список может дополняться.
   Приведение конкретных примеров – это отдельная большая поисковая работа, и кроме того их наличие в данном контексте сильно затруднит запоминание материала, поэтому предоставим желающим найти примеры в интернете по названиям форм стихов, а так же соберём примеры в приложении к данной статье в другом уроке.
   Итак, удалось систематизировать следующие разновидности стихотворений:
- моностих (стих, однострочник);
- дистих, бейт  (стихотворение, состоящее из двух строк);
- терцет, терцина, хоку  (стихотворение из трёх стихов (строк));
- катрен, четверостишие (содержит четыре строки);
- пятистишие, лимерик, танка (содержит пять строк);
- восточная газель и её европейские имитации (восемь строк)
- рондо (разновидность канцоны – лирического любовного стихотворения, состоящее из  8, 13 или 15 строк, разделенное на две или три строфы  соответственно);
- сонет (общее число строк 14, существует два вида: итальянский и английский);
- четверик (состоит из четырёх катренов, где каждая первая строка 2, 3, 4 катренов взята из первого и номер катрена совпадает с номером повторенной строки);
- венок сонетов (состоит из 15 сонетов, в одном из которых осмысленно собраны первые строки из  14 остальных).
  Ниже приведены несколько видов стихотворений, для которых количество строк не является основным показателем, и группируются они по другим признакам, кратко расшифрованным в скобках:
- акростих (стихотворение, в котором начальной буквой каждой строки является буква из имени, фамилии, географического названия или другого, выбранного автором, слова);
- мезостих (по аналогии с акростихом, только искомое слово или фраза образуются из средних букв каждой строки);
- телестих (аналогично мезостиху и акростиху, но искомое слово составляется из последних букв строки);
- крипто-стих  (стихотворение, которое можно разделить по цезуре (середине строки) на два разных стихотворения);
- белый  стих (написан обычно классическими четверостишиями и главным  его отличием является сохранение классического ритма при отсутствии рифм, но могут чередоваться ударные и безударные окончания строк, как и в рифмованном стихотворении);
- вольный стих (силлабо-тонический стих с перепадами стопности, т.е. может    меняться количество стоп в строке и перемежаться стопы из двух и трёх слогов);
- смешанный стих (гармонично собранный стихотворный текст с использованием нескольких методов стихосложения в одном тексте таких как: наличие или отсутствие рифмы, чередование двух- трёхсложных стоп, использование  строф с различным количеством строк, дополнительных пауз в строке и т.п.);
- верлибр  (современная система стихосложения на границе между стихом и прозой, часто используется как при переводах  с сохранением ритма и поэтического смысла исходного произведения, и как самостоятельный способ стихотворчества);
 Ведущими свойствами верлибра являются ритм, образность и музыкальность текста.
- стихи в прозе  ( промежуточная художественная форма,  произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме - в начале 20 века его однозначно относили в поэзии).
 Лирическое произведение, как правило, небольшого объёма, повышенной эмоциональности, но метрических признаков стиха в нём нет.

Следует заметить, что некоторые современные авторы используют для концентрации внимания читателя даже намеренно сделанные грамматические ошибки, отсутствие знаков препинания, соединения из нескольких слов в одно, построчное разделение слова на отдельные слоги, сленг и тому подобное словотворчество. Всё это допустимо, если не оскорбляет чувств читателя, и не демонстрирует безграмотности автора.