Фотография и система знаков

Евгений Гольдендрут
По всей вероятности, многие согласятся с тем, что большинству графических видов искусства присущ элемент повествовательности. Иными словами художественная картина или фотографический снимок являются отражением определенной сюжетной линии, предметной композиции и т.д. Попробуем разобраться с тем, что лежит в основе их построения.

Выбирая идею создания снимка автор чаще всего заранее не знает, каков будет результат его усилий. Работа может быть ориентирована на студийную или пейзажную съемку, где возможно планирование условий ее проведения и т.д. Однако, непосредственно сюжет, как правило, представляет собой «terra incognita» (в переводе с латыни – область неизвестного). Это обстоятельство представляется уникальным, поскольку хранит в себе тайну. А разгадывать тайны всегда интересно.

С другой стороны, идея снимка (а также, та или иная, повествовательность) отражает определенный образ мышления и (или) эмоциональное состояние. Известно, что в основе мышления человека лежат разнообразные образы, а также их взаимосвязи. В то же время, образы допустимо уподобить определенным знакам, наделенным смысловым значением. В свою очередь, совокупность знаков (с точки зрения лингвистики) формирует язык.

«Исследовать язык — значит проникнуть в «зеркало разума».
Цитата

Таким образом, можно сказать, что идея фотографического снимка (если таковая имеется) подобна логически завершенному фрагменту языкового повествования. Но, чтобы подобное явление могло осуществиться, необходимо придерживаться определенной системы. По языковой аналогии можно сказать: чтобы фраза могла быть воспринята необходимо, чтобы она была изложена в доступной для понимания форме, неся в себе определенное смысловое содержание.

Установив связь идеи снимка и языкового изложения подумаем о том, что необходимо сделать, чтобы снимок обладал чертами повествовательности. Для этого еще раз обратимся к лингвистике. Какие фразы воспринимаются проще всего и (вместе с тем) лучше сохраняются в памяти? Скорее всего, это – короткие цитаты, афоризмы и т.д. В подобных феноменах языка в концентрированной форме присутствуют: содержательность, образность, а также (как правило) эмоция и аллегория.

Таким образом, можно определить критерии для фотографической повествовательности. Их представляют: образное богатство, эмоциональность, содержательность (в той или иной форме) и аллегория. Освещают ли подобные критерии современные фотокурсы? Скорее всего, нет. Почему? Дело в том, что работа фотографа, как правило, носит сугубо прикладной характер. Иными словами, она посвящена лишь внешней стороне восприятия.

С точки зрения фотографического ремесла содержательность снимка, преимущественно, отражает его сюжет. Если в кадре представлен натюрморт, это – композиция, если портрет – выражение лица, поза и особенности одежды. Для репортажной съемки сюжетом может послужить результат того или иного действия, выделенного из потока событий. Однако, если обратиться к определенным ранее критериям, окажется, что (по крайней мере) 2 из них остаются незадействованными. Это – образность и аллегория.

Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала. Википедия.

Как следует из определения образа, данное понятие отражает форму представления тех или иных объектов, с точки зрения эстетического идеала. Иными словами, это – способ соотнесения объектов (съемки) с индивидуальным представлением о красоте и гармонии (или их антиподах).

Аллегория (иносказание) — художественное сравнение идей (понятий), посредством конкретного художественного образа или диалога. Википедия.

Таким образом, аллегория представляет собой художественное сравнение, достигаемое посредством использования образа. Поэтому, для создания выразительного повествования фотографический снимок должен также включать в себя представление автора об эстетическом совершенстве (образе), отраженное посредством художественного сравнения (аллегории).

17.10.2014