Число пространств в кадре

Евгений Гольдендрут
В арсенале современного фотографа имеется немало средств, используемых для повышения интереса к просмотру изображений. В данной статье мы затронем лишь одно из них, связанное с числом видимых пространств (или ракурсов) в кадре.

Как правило человек видит окружающее пространство, в соответствии с правилами линейной и воздушной перспективы. Это касается восприятия размеров и искажений объектов, а также утраты ими резкости, по мере удаления от зрителя. Таковы (в упрощенном виде) особенности нашего зрения. Сколько геометрических планов (с точками перспективного схода) это позволяет увидеть? В общем случае, принято считать, что не более 3-х (слева и справа на линии горизонта, а также сверху или снизу, в зависимости от расположения наблюдателя).

Можно ли увидеть больше? В обычных условиях, как будто бы, нет. Однако, существуют возможности для преображения видимой реальности. Для этого необходимо иметь возможность увидеть окружающее пространство из одной точки, но под разными углами одновременно. Возможно ли это? Ответ, как ни странно, лежит на поверхности. Одним из способов реализации данной задачи является использование зеркал (или любых других объектов, отражающих предметы под разными углами).

Действительно, каждый отражающий предмет дает возможность увидеть окружающее пространство под своим углом, со своей перспективой. Что это может дать фотографу? Подобное решение приумножает число сюжетов, которые можно одновременно представить (или число точек просмотра одной и той же сцены одновременно). Таким образом, плоскостное изображение на снимке сразу обретает многогранность восприятия. Скорее всего, это будет лишь визуальное (а не смысловое) приумножение, но даже оно способно заметно оживить восприятие, повышая интерес и привлекая внимание зрителей.

06.10.2014