Анафора и эпифора

Николай Александрович Жданович
Анафора - Эпифора
Как две сестры-близняшки,
Из лона вышедши едва,
Вмиг разлетелись кто куда.
(Дотоле шли в одной упряжке)
Кто вышел первым - действует в начале,
Кто вышел следом - действует в конце.
И нет ни злобы, зависти, печали
С распределением ролей в судьбе,
Улыбки счастья, радости встречали,
Но всё как бы в одном лице.
Лицом, осанкой - близнецы,
Что до характеров, есть сложность –
Не то, что бы совсем не схожи,
А просто - противоположны,
Но в ритмах, рифмах - молодцы.
Чтобы понять, чем две сестрички,
Где каждая идёт своей судьбой,
По месту образов в стихах отличны,
Прибегнем к методам привычным -
Рассмотрим всех их по одной:
Сперва Анафору возьмём с собой.
Она, как стил. фигура,
Как женская натура
Имеет слабость на повтор
Отдельных слов иль группы слов:
В начале стихотворных строф,
В начале строк стихов,
В начале простых слов,
В начале ЗВУКОВ слов.
У нас вначале цель такая:
Начнём мы с малого,
Итак-Анафора,
Но зву-ко-ва-я!
«ГРозой снесённые мосты,
ГРоба с размытого кладбища.»
(А.С. Пушкин).
Повтор, нам явно слышен ГРом-
Преследует как яркий фон
Одних и тех же сочетаний звуков.
Ещё к нам просится пример,
Опять читаем, понимая слухом,
Анафора звучит вплоть до морфем
Или отдельных сложных слов частей, -
Морфемные основы здесь присущи ей:
«...Черноглазую девицу,
Черногривого коня!» (М.Ю. Лермонтов).

* * *


А вот пришла Анафора
Лек-си-чес-ка-я!
Что ж, мы повторим, однако,
Слова одни и те же, но
Уже в стихах лирических:
   «Не напрасно дули ветры,
   Не напрасно шла гроза.» (С.А. Есенин);
  «Клянусь я первым днём творенья,
   Клянусь его последним днём,
   Клянусь позором преступленья
   И вечной правды торжеством...» (М.Ю. Лермонтов);
   А вот ещё пример один:
   «Клянусь четой и нечетой,
   Клянусь мечом и правой битвой.»
  (А.С. Пушкин);
Пример ещё, на вкус любой,
И нами незабытый:
  «Люблю тебя, Петра творенье,
  Люблю твой строгий, стройный вид.» (А.С. Пушкин).

***

От уровня повтора тех же слов
По правилам лексическим,
Мы погружаемся в повтор
Конструкций всяческих...
Даже синтаксических.
Со страху не успели, но пора
Подумать, что нас ждёт, когда?
Как вот уже идёт она - Анафора,
Идёт как син-так-си-чес-ка-я!
  «Брожу ли я вдоль улиц шумных,
  Вхожу ль во многолюдный храм,
  Сижу ль меж юношей безумных,
  Я предаюсь своим мечтам.»
  (А.С. Пушкин).
  «Я стою у высоких дверей,
  Я слежу за работой твоей.»
  (М. Светлов).
И тот же автор нам даёт пример
Довольно сложной стил. конструкции:
  «Мы не скажем командиру,
  Не расскажем никому.»
  (М. Светлов).

* * *

Когда слово, речи элемент
В начале строф стихотворения
Звучит как повторение,
А целый речевой сегмент
Замечен точностью движения
В пространстве поэтическом,
Мы знаем: это есть, и без сомнения,
Анафора стро-фи-чес-ка-я!:
  «Земля!...
  От влаги снеговой
  Она ещё свежа.
  Она бродит сама собой
  И дышит, как дежа.
  Земля!
  Она бежит, бежит
  На тыщи вёрст вперёд,
  Над нею жаворонок дрожит
  И про неё поёт.
  Земля!
  Всё краше и видней
  Она вокруг лежит.
  И лучше счастья нет, - на ней
  До самой смерти жить.
  Земля!...» (А.Т. Твардовский).

Анафора строфическая
Плюс та же всё Анафора,
Но только синтаксическая
Равняется - Анафора
Строфо-синтаксическая.
Пример рассмотрим вместе,
Не отвлекаясь, здесь-на месте:
«Пока не жаждет пулемёт
Распотрошить людскую гущу,
Живёт и здравствует омёт
Средь мельниц, урожай жующих.
Пока не страждет командарм
Рассечь врага одним ударом.
Амбары полнятся недаром
Полей золотоносным даром.
Пока не скажет вражий гром
Своё вступительное слово,
В полях не может быть иного
Ловца пространств, чем агроном.» (Н.С. Тихонов).

* * *

Расстанемся с Анафорой.
Где ль встретимся потом?
Поговорим с Эпифорой,
Сестрёнкой - близнецом!
Процесс обратных действий
«без печали»
В характерах сестёр
мы отмечали.
Кто делает и что и как
и где:
Что было у Анафоры
в начале,
звучало у Эпифоры
в конце.
И по сей день звучит
Без лишних слов,
Не нарушая правил и основ:
В конце стихов и строк,
В конце двух-трёх стихов,
В конце колонов, строф,
В конце и группы слов!
Звучит также в конце
Произведений разных,
Фраз прозаических в конце:
  «И самой справедливостью
  является тот закон времени,
  чтобы оно пожирало своих детей, -
  Так проповедовало безумие.
  Нравственно всё распределено
  по праву и наказанию. Ах, где же
  избавление от потока вещей
  и от наказания «существованием»?
  Так проповедовало безумие.
  Может ли существовать избавление,
  если существует вечное право?
  Ах, недвижен камень «было»:
  вечными должны быть все наказания.
  Так проповедовало безумие.»
 (Ф. Ницше. «Так говорил Заратустра»),
 Ещё пример из прозы,
Никак его не обойти:
  «... Фестончики, всё фестончики:
  пелеринка из фестончиков,
  на рукавах фестончики,
  эполетцы из фестончиков,
  внизу фестончики, везде фестончики.»
(Н.В. Гоголь. «Мёртвые души.»)

Уйдём от прозы мы пока,
К родной поэзии вернёмся.
Повтором слов в стихах
Скорей займёмся:
  «Лес не тот!
  - Куст не тот!
  -Дрозд не тот!» (М. Цветаева);
  «Самое лучшее
  И дорогое -
  Родина.
  Горе твоё -
  это наше
  горе,
  Родина.
  Правда твоя -
  это наша
  правда,
  Родина.
  Слава твоя -
  это наша
  слава,
  Родина!»
(Р. Рождественский);
  «Я мещанин, я мещанин,
  Я, слава богу, мещанин,
  Нижегородский мещанин»
  (А.С. Пушкин);
Вот так в стихотворении,
Всё каждая строфа в конце
Звучит не более, не менее,
Как мещанин в душе.
И для подъёма настроения
Ещё примеры по душе:
  «Деточка,
  все мы
  немного лошади,
  Каждый
  из нас
  по-своему
  Лошадь» (В.В. Маяковский);
  «Милый друг, и в этом тихом доме
  Лихорадка бьёт меня.
  Не найти мне места в тихом доме
  Возле мирного огня» (А.А. Блок);
  «...Когда подымет океан
  Вокруг меня валы ревучи,
  Когда грозою грянут тучи,
  Храни меня, мой талисман.
  В уединенье чуждых стран,
  На лоне скучного покоя,
  В тревоге пламенного боя
  Храни меня, мой талисман...»
(А.С. Пушкин)
Во всех стихотворениях,
Что мы сейчас прочли,
Мы слышим вдохновение
Лексической Эпифоры!
А дальше коль пойдём,
То след строфической Эпифоры
Мы обязательно найдём:
  «В час томительного бденья,
   В час бессонного страданья
  О тебе мои моленья,
  О тебе мои страданья
  ... Отчего в часы томленья,
  В ночь бессонную страданья
  О тебе мои моленья,
  О тебе мои стенанья?» (А. Григорьев).
Мы видим повторенье здесь
Заключительных стихов
Для первой и последней строф!
Эпифора, если в настроении,
Без всяких там инструкций
Может стать и параллельной
Синтаксической конструкцией!:
  «Я обманывать себя не стану,
  Залегла забота в сердце мглистом.
  Отчего прослыл я шарлатаном,
  Отчего прослыл я скандалистом?
  <...>

  И теперь уж я болеть не стану.
  Прояснилась омуть в сердце мглистом.
  Оттого прослыл я шарлатаном,
  Оттого прослыл я скандалистом.»
  (С.А. Есенин).
Для нужд ознакомления,
А может и употребления,
Возьмем в стихотворении
Лишь первый и финальный стих
И образно посмотрим на него,
Встречался ли в поэзии когда?
Там очень выразительна Эпифора,
И очень убедительно кольцо -
Повтор перво-финального стиха,
В поэзию нередко является оно.
Могли бы обойтись мы и без них,
(И без эпифоры, и без кольца)
Но слишком привлекательна Она!:
  «ПАРОХОД, ПАРОХОД, ПАРОХОДИК
  Красным лезвием режет плакат,
  Пассажиры по бортику в ряд,
  Опершись о перила, стоят,
  Путешествию кто же не рад?
  Очень рад и стальной пароходик!
  <...>
  Помолюсь за стальной пароходик.
  Шепчет на ухо ангел: «Не так
  Ты молитву читаешь, чудак.
  Повторяй потихоньку за мной:
  Со святыми Господь упокой
  ПАРОХОД, ПАРОХОД, ПАРОХОДИК.»
  (Ю. Одарченко)
Что подчеркнуто в стихах,
Крупным, жирным шрифтом,
То Кольцом является,
Остальное - от Эпифоры:
В стихотвореньи повторяется
Слово «пароходик», но в конце
Первого - последнего стиха
Каждой в нем строфы.