Пространство и время в кадре

Евгений Гольдендрут
Современный человек живет в большом, но, зачастую, ограниченном пространстве. Особенно остро это ощущается в среде крупных городов. В их черте взгляд регулярно «упирается» в те или иные визуальные препятствия (стены домов и переходов, фигуры людей и т.д.). Исключение, пожалуй, представляет лишь небо (в тех местах, где оно доступно для обозрения). Немного утрируя можно сказать, что городской житель является визуальным «заключенным» среды обитания. Какое отношение все это может иметь к фотоискусству? Как ни странно, самое непосредственное, поскольку работающий в современной городской среде фотограф неизбежно сталкивается с подобной проблемой.

Сюжет снимка, представляющий ограниченное со всех сторон пространство, трудно чем-либо «оживить». Исправить подобную ситуацию может лишь включение в кадр области неба, воды или растительности (когда это представляется возможным). Однако, пространство в кадре представляет не только его непосредственный сюжет. Существуют еще: смысловое и эмоциональное пространства, а также мир аллегорий. Таким образом, фотографический кадр можно уподобить многослойному изображению, где сквозь один слой «просвечивают» другие.

Вопрос об оценке времени в кадре также довольно непрост. На первый взгляд, фотография представляет собой лишь мгновение, запечатленное автором. Вместе с тем, это мгновение способно сохранять многочисленные смысловые и визуальные связи с окружающим. Их представляют: жесты, взгляды, эффекты движения, а также различные предметы, связанные с недавним действием. Таким образом, время в кадре может иметь весьма большую смысловую протяженность. И это лишний раз отражает то, что к наиболее удачным снимкам хочется возвращаться снова и снова.

02.10.2014