Кто был главным историком на Руси в 17 -ом веке

Дмитрий Шарко
Иннокентий Гизель (1600-1683) ректор  Киево-Могилянского коллегиума, архимандрит Киево-Печерского монастыря, автор знаменитого «Киевского синопсиса», который 200 лет был главным учебником истории в Российской империи.
«Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа» - это  обзор истории Юго-Западной Руси, изданный впервые в 1674 году в типографии Киево-Печерской Лавры, а в последний раз в Киеве в 1861 году .
В книге говорится о единстве Великой и Малой Руси, о едином русском, «православнороссийском», народе.
Интересно, что сам Гизель родился в городе, который ныне называется Калининград, он был пруссаком. В юно­сти пришел в Ки­ев, стал православным монахом и окон­чил Кие­во-Мо­ги­лян­ский кол­ле­ги­ум.
Он был так умён, что Митрополит Ки­ев­скоий Пет­р Мо­ги­ла послал Гизеля учиться дальше в Европу. По воз­вра­ще­нии Инокентий преподавал философию в Кие­во-Мо­ги­лян­ско­м кол­ле­гиу­ме и строго стоял на страже интересов православной церкви защищая её от иезуитов и униатов.
Инокентий вы­сту­пал за ук­ре­п­ле­ние связей с Москвой.
После объединения Малороссии и Великороссии в 1654 году Гизель встречался с ца­рём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем и про­сил под­твер­дить пра­ва и при­ви­ле­гии малоросийских  мо­на­сты­рей и ар­хие­рей­ских до­мов.
Гизель так же хо­да­тай­ст­во­вал о со­хра­не­нии под­чи­не­ния  Киевской митрополии Кон­стан­ти­но­полю видя как реформы, которые начал в Великороссии московский патриарх Никон ведут к расколу русской церкви и не доверяя властолюбивому Никону.
Не смотря на это Гизель неоднократно награждался царём Алексеем Михайловичем подарками и пользовался его уважением за преданность православию и Русскому царству.
Главная для нас сегодня идея изложенная в Киевском синопсисе состоит в том, что слова "россы" или "россияне" есть самоназвание жителей Киевщины и Гетманщины в целом.
Слова "россы" или "россияне" употребляется в том же значении во всех малороссийских текстах того времени: Патерике, Густинской летописи, "Житиях святых"  Димитрия Туптало, и других.
Самое главное, что и Москва для Гизеля также являлась Россией: «....избраша Россы Григориа, прозвищем Цемивлака; и оттуду начаша быти два Митрополиты в России, един в Киеве, а другий в Москве, яко о том, в древних Летописцех Российских обретается».
Попытки украинских националистов представить Россию чем то отдельным и чужеродным Руси. Не выдерживают простой проверки документами. И Малороссия и Великороссия всё это с точки зрения учёных и простых людей 17 го века единая страна.
Митрополит Киевский Инокентий не разделял Россию на Московию и Украину. Украины для него не существовало. А была Единая Россия, часть которой оказалась временно  под властью иноверцев.
Более того немец Гизель лучший ученик Петра Могилы и образцовый православный иерах, считал всех славян единым народом: «И тако РОССЫ от россеяния своего прозвашася, а от Славянов [других]именем точию разнствуют; по роду же своему едино [с ними]суть, и яко един и тойжде народ Славенский, нарицается Славеноросский или Славноросский».