Колобок... Что мы знаем о нём?

Смольянинов Сергей
   Среди русских народных сказок трудно отыскать более известную и, в то же время, более загадочную сказку, чем «Колобок». Все мы с детства знаем её наизусть. А её герои – Старик, Старуха, Заяц, Волк, Медведь, Лиса – наши давние знакомые, которые часто встречаются и в других народных сказках, кроме... самого Колобка. Этот персонаж делает сказку единственной в своём роде. Конечно, сам по себе сюжет об «убежавшем блине» и шире – о герое, покинувшем свой родной дом, – не уникален. Приключения итальянского Пиноккио, американского «пряничного человечка», английского Джонни-пончика, грузинской «тыквы», которая «катится следом» за крестьянином, могут навести на мысль, что сказочных историй такого рода великое множество. В сущности, это всё различные  сюжеты о блудном сыне, ушедшем из дома. Но давайте сосредоточим наше внимание на  шарообразных, шароподобных персонажах, ведь именно таким загадочным «шариком» и является сам Колобок. Что же в нём такого загадочного?   
   – Мы знаем о Колобке всё! – кричат дети. Взрослые тоже склонны так считать. Но на простой вопрос: «А кто такой Колобок?» многие затрудняются ответить. Всё дело в том, что это как бы и не «хлеб», и не «человек», это одно единое целое – какой-то непонятный «хлебочеловек»... И чего в нём больше, тоже сразу не разберёшь... Так кто же такой Колобок?   
   Словари толкуют нам: "Колобок – небольшой круглый хлебец, уменьшительное от слова «колоб», «колобан» – толстая круглая лепёшка в виде хлебного кома, почти шара, разбухающая к концу выпечки...» Интересно, что «коло», «хоро» – массовая пляска у балканских народов, близкая русскому хороводу, а «колобродить» – означает блуждать, суетиться, беспрерывно двигаться... Всё говорит нам о том, что Колобок – это круглое, движущееся, блуждающее «тело» или, точнее, «тельце» из теста.
   Но мы спрашиваем: «Кто такой Колобок?» а не «Что такое Колобок?» – у нас язык не поворачивается назвать его каким-то бездушным предметом. Мы относимся к нему как к живому существу… Нам становится очень грустно, когда в конце сказки «лиса – ам его! – и скушала». А вот хлеб, который едим ежедневно, мы совершенно не жалеем... Почему? Потому что он не живой. Эта удивительная смесь живого с неживым характерна для  сказки. Но не простой, а волшебной. Поэтому здесь вся бытовая обстановка, вся цепочка событий, все герои находятся как бы на грани двух миров – материального и духовного. Здесь царствуют образы, символы, намёки... 

   Чтобы понять сказочного Колобка, нужно внимательно вчитаться в текст всей сказки. Она имеет несколько вариантов. В ней все «действующие лица» так или иначе связаны с Колобком, это его «королевская свита», которая, как известно, «делает короля». В начале сказка знакомит нас со Стариком и Старухой:

   «Жил-был старик со старухою. Просит старик: «Испеки, старуха, колобок». – «Из чего печь-то? Муки нету». – «Э-эх, старуха! По коробу поскреби, по сусеку помети; авось муки и наберётся». Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела, и набралось муки пригоршни с две. Замесила на сметане, изжарила в масле и положила на окошечко постудить.»

   В этом варианте участие Старика в «сотворении» Колобка ограничено только одной фразой: «Испеки, старуха, колобок». А всё остальное делает Старуха. Тем интереснее читать другой вариант:

   «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде прягли и на окне студили».

   Здесь активность проявляет Старик! А вместо глаголов «замесила», «изжарила», «положила», стоят глаголы: «смесили», «прягли», «студили»… В Колобка вкладывают свой труд, свою душу и Старик, и Старуха. Это плод их совместной деятельности, совместного опыта, более того – всей совместной жизни. Колобок всегда помнит об этом: «я от деда ушёл, я от бабы ушёл…»   
   Но вот вопрос: почему дед и баба делают именно колобок, почему придают тесту форму шара, ведь именно шару легче всего укатиться? Видимо, неспроста… Они знают, что Колобок может укатиться и готовы к этому… Они кладут его «на окошечко» – на грань между миром внутренним и миром внешним. В сказке никто Колобка не преследует, не догоняет, не пытается остановить. Он спокойно покидает свой дом, спокойно проходит через все испытания, добираясь до своей «конечной остановки» – Лисы. Если Дед и Баба никак не реагируют на побег Колобка, не означает ли это, что они его… и не теряли? Всё то живое, что есть в Колобке, взято от Деда и Бабы, ведь без них он просто хлебный ком. В Колобке таится весь их житейский опыт, вся их жизнь как бы в «свёрнутом» виде. Вот почему Зайцу, Волку и Медведю он не по зубам, они не могут его «съесть», то есть «ограничить» собой, «растворить» в себе. Это удаётся только Лисе.

   «Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям… дальше и дальше», – говорится в одном варианте сказки. В другом  всё
просто: «Колобок соскочил и убежал».
    Давайте вспомним, что в сказках может катиться, кроме Колобка? В первую очередь, это, конечно, клубочек. Откуда же он прикатился в наши сказки? Вероятнее всего, из древнегреческого мифа. Академик Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет: «Обработка и распространение мифов было делом «волхвов-кощунников», достаточно образованных для того, чтобы знать греческий фольклор… Сказителей называли также «баянами», «обаятелями», что связано с глаголом «баять» – рассказывать, петь, заклинать. Благодаря этому и дошли до нас от поколения к поколению древние сказания, превратившиеся в «волшебные» сказки… » (с.771)

   Клубок ниток и меч дарит герою Тесею дочь критского царя Ариадна. Этот клубок даёт герою возможность войти в запутанный лабиринт и выйти из него. Здесь клубок играет роль путеводителя, путеводной нити. Эту же роль играет он и в немецкой сказке «Шесть лебедей»: «…подарила ему (королю) одна ведунья клубок волшебных ниток; а был тот клубок такой, что стоило бросить его перед собой, как он сам разматывался и указывал путь-дорогу». Мы видим, что в Европе хорошо знали о клубке-путеводителе. А у нас? В русских народных сказках этот волшебный клубочек тоже можно встретить, и довольно часто – «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Пёрышко Финиста ясна сокола»… В клубочек могут свернуться целые царства: «…а те царства свернулись клубочками, да за ними ж покатились» (Афанасьев, «Три царства – медное, серебряное и золотое»). Оказывается, клубочек может вмещать в себя целое царство, целый живой, особенный, неповторимый мир! Колобок – тоже своего рода клубочек, катящийся по дорожке и он тоже вмещает в себя мир своего «царства». Это «царство» – внутренний мир Старика и Старухи в свёрнутом виде. Можно сказать, он вмещает в себя мир Человека, прошедшего определённый путь развития.    
   В сказке «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» Андрей-стрелок бросает перед собой колечко. Оно катится, Андрей идёт за ним «полями чистыми, мхами-болотами, реками-озёрами…» Колечко приводит его в дремучий лес, в глубокий овраг и, как выясняется, «на тот свет». Затем Андрей получает и «клубок ниток», который приводит его к бабе-яге. Мы видим, что колечко в сказке играет ту же роль путеводителя, что и клубочек.
   А в грузинской сказке «Дочь Солнца» говорится: «Дала ему (мужу, зятю Солнца) жена яблоко и сказала: – Покати это яблоко и иди за ним следом, приведёт оно тебя куда надо». Яблоко приводит его на лесную поляну. Оно тоже играет роль путеводителя. И во всех случаях герой оказывается в лесу... Колобок – не исключение. Он символизирует путь человека в чувственном мире. Попавшего сюда обступают дикие лесные звери… Что же такое сказочный лес и его обитатели? 
   Лес… Его зелёные сумерки вызывают ощущение чего-то бескрайнего, таинственного и опасного. Это образ зыбкого мира чувств, где можно легко потерять верную дорогу, сбиться с пути, заблудиться… Лесные звери – страсти, которые выходят навстречу!   
   Каждый раз перед новым испытанием Колобок говорит: «Не ешь меня…» и начинает петь свою песенку. Каждый раз перед нами разворачивается вся его жизнь, начиная «от печки»… И каждый раз невидимая внутренняя сила позволяет Колобку преодолеть страсть в облике зверя на своём пути.

   «Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц: – Колобок, колобок! Я тебя съем».

   Ни в одной сказке Заяц так не говорит. Он никого не может съесть, наоборот, обижают и съедают всегда его. Лиса выгоняет Зайца из собственного домика и «зайчик опять идёт да плачет» (Афанасьев, «Лиса, Заяц и Петух»). В сказке «Звери в яме» Волк, Медведь и Лиса съедают зайца в первую очередь: «Вот начали тянуть голос; один заяц отстал… Взяли зайца, разорвали и съели». И только в сказке «Царевна-лягушка» происходит нечто странное – заяц разрывает… зайца! «Выбежал из сундука заяц… а за ним уж другой заяц гонится, нагнал, ухватил и в клочки разорвал. Вылетела из зайца утка…» Так что же,  всё-таки,  скрывается за этим зверем?
   Заяц в сказках всегда жертва, причём жертва довольно трусливая… Говоря одним словом, он символизирует трусость. Эта страсть, этот жалкий порок останавливает Колобка и говорит: «Я тебя съем». Конечно, Колобка может съесть не Заяц, а именно трусость, которую он символизирует. Сказка хочет сказать: «Если ты трус, как и Заяц, то тогда ты в его власти, полезай к нему в рот!» Но Колобок смело отвечает: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, от тебя, зайца, подавно уйду!»  То есть, я от тебя независим и ты, Заяц, меня не съешь, потому что я не трус! Откуда у Колобка эта сила, эта уверенность в себе, ведь он, можно сказать, только-только родился? Эта сила – от дедушки и бабушки. 

   «И покатился себе дальше, только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк: – Колобок, колобок! Я тебя съем!»

   Очередная страсть останавливает Колобка и смотрит, не найдёт ли в нём чего-то своего. Что же это за страсть? Это – чревоугодие. Волчье чрево может вместить и жеребца, и тёлку, и шестерых козлят, и Красную Шапочку вместе с бабушкой… В сказке «Старая хлеб-соль забывается» бирюк (волк) хочет съесть мужика, который выручил его из неволи
(капкана): «А что, мужик, я тебя съем!» Любимая волчья еда – баран. « Принёс волк барана, ободрал шкуру и стоит в раздумье…» (Афанасьев, «Кот и Лиса»). Правда, в сказке «Иван-царевич и Серый Волк» происходит нечто действительно сказочное – Волк говорит Ивану-царевичу: «Так и быть – коня твоего съел, буду тебе служить верой-правдой. Садись на меня…» Но в основном волк – это обжора,  чревоугодник. Он думает лишь о том, как бы поесть, как бы набить себе брюхо и при этом неважно, чем. В сказке «Волк-дурень» он говорит кобелю: «Съем тебя со всей шкурой и с костями…»
   Мы не задумываясь говорим: «волчий аппетит», «я голоден, как волк», уподобляя себя этому ненасытному зверю. Конечно, в том, что Волк хочет съесть Колобка, нет ничего удивительного. Удивительно другое – как Колобок с лёгкостью уходит от него: «От тебя, волк, подавно уйду! И покатился по дороге…»
   Снова возникает вопрос: откуда у Колобка эта уверенность в себе? Ведь Волк не Заяц, он глядит на Колобка, как удав на кролика и никто ему не мешает проглотить его в одно мгновенье! И всё-таки Волк бессилен… Он не может его съесть, то есть, образно говоря, растворить в себе, в своём страстном чревоугодии, уподобить себе, своей сущности, своей природе… Почему? Потому что Колобок – не чревоугодник. Эта страсть над ним не властна. Откуда у него это? От дедушки и бабушки!

   Надо ли говорить о том, что вся история в точности повторяется с ещё одним лесным зверем – Медведем? Мы все прекрасно знаем, что Колобок ушёл и от него. Медвежья сила и хватка тоже оказались беспомощны перед маленьким Колобком. Он легко преодолевает «медвежьи объятия», которые, впрочем, так и не состоялись… Почему?  Да потому что «обнять», «съесть», растворить в себе, сделать частью себя Медведь Колобка не в силах!  И это самый сильный лесной зверь! Чудеса! Чем же побеждает его Колобок? Тем, что он преодолел в себе основное медвежье качество – невежество. В фильме-сказке «Морозко» Иван читает на каменной плите слова, написанные для него: «Не был бы ты невежей – не ходил бы с мордой медвежьей!» Он ревёт на весь лес от отчаяния – у него как раз вместо человеческой головы настоящая медвежья голова… Так наказал его старичок-лесовичок за невежество. В других сказках Медведь обидчив, глуп и даже труслив… Он может завалить быка, но при этом дрожит перед Котофеем Ивановичем (Афанасьев, «Кот и Лиса»). Грубая сила сочетается в нём с каким-то детским простодушием и боязливостью: «Медведь испугался крика петуха… бежал, бежал, от страху упал и умер» (Афанасьев, «Медведь и Петух»). Жителям теремка (Мышка, Лягушка, Заяц, Лисица и Волк), каким-то немыслимым образом поселившимся в лошадиной голове, Медведь говорит: «А я всех вас давиш!» После этих слов, недолго думая, «сел на голову и раздавил всех» (В.П. Аникин, «Русский фольклор», «Теремок»). В другом варианте этой сказки Медведь «горшок раздавил и всех зверей распугал». Перед нами во всей своей «красе» грубое, неуклюжее, косолапое невежество, в облике Медведя…
   И Колобок, ничуть не робея, поёт ему свою песенку, которую заканчивает словами: «От тебя, медведь, подавно уйду!» И уходит. Медведь бессилен…

   Наконец, перед Колобком появляется нечто такое, чего он никак не ожидает… Ласковая, приветливая «лисица, баять мастерица» попадается ему навстречу. Колобок уже привык к тому, что его всё время хотят проглотить, а тут вдруг он слышит вкрадчивый голос: «Здравствуй, колобок! Какой ты хорошенький…», «Куда бежишь, колобочек, скажи мне, дружочек, мой милый свет!» Лиса не пугает, не угрожает, не говорит «я тебя съем», она прельщает Колобка своими сладкими речами. Её «оружие» – лесть. В басне Крылова «Ворона и Лисица» эта рыжая плутовка всего лишь делает вид, что поражена и восхищена красотой Вороны. Её цель – сыр. А здесь её цель – Колобок. Вот, в сущности, и вся разница. Приём, которым Лиса добивается своего, в обоих случаях один и тот же – обольщение. Но она ещё и притворщица… По части притворства Лиса не знает себе равных. И это действительно её природное свойство – она охотится, часто притворяясь мёртвой. Когда жертва подходит к ней почти вплотную, лиса вскакивает, хватает и… дело сделано! Сказочная Лиса притворяется кроткой и безобидной, иногда «хворою» и невинно пострадавшей… Она живёт притворством, обманом, хитростью, лестью и ничуть не страдает от этого.               
   Колобок, спев свою песенку, опять слышит вкрадчивый голос: «Ах, песенка хороша, да слышу я плохо…» Далее следует приглашение сесть «на мою мордочку», «на носок», и даже «на верхнюю губу». Колобок, очень довольный тем, что его похвалили, поёт снова (уже в пятый раз!) свою песенку. И снова слышит: «Славная песенка, ещё бы послушала!» Обольщение ещё не закончено, но Колобок уже потерял над собой контроль и уже наполовину съеден… Все три варианта сказки говорят о лисьем языке как о последнем месте, куда Колобок «сдуру прыг…»   

   Почему же наш герой не выдерживает испытания лестью? Видимо потому, что Человек, как единое телесно-душевно-духовное существо, при всём своём богатом жизненном опыте (Старик и Старуха), всё-таки слаб… Его прекрасно символизирует Колобок, гордый своими победами над  трусостью (Заяц), над чревоугодием (Волк) и над невежеством (Медведь). Но лесть для него – непреодолимая преграда. Она «съедает» его. Да, Колобок ещё слишком тщеславен, слишком любит хвастаться, слишком самоуверен… Да, бывает и так, что для преодоления всех этих страстей, тесно связанных с эгоизмом, мало даже целой жизни!  Так глубоко проникли они в человеческое сердце. Вспомним мудрые слова Крылова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

   Сказка кончилась. Печальная, в сущности, история! Кому не жаль Колобка? Конечно, всем жаль! Особенно маленьким детям. Но если как следует поразмыслить, то выходит, что Колобок сам во всём виноват… Нельзя же быть таким тщеславным и честолюбивым хвастуном! Нельзя доверять Лисе! Иначе «ам!» – и всё…

   В «Рассказе блаженной Феодоры о мытарствах» есть такие строки: «Затрепетала бедная душа моя…Ангелы взяли меня и мы по воздуху пошли на восток, поднимаясь к небу.» После того, как были пройдены празднословие, ложь, осуждение и клевета, «мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи… Эти духи, как псы, обступили нас... Одни ревели как скоты и звери, другие лаяли как собаки, иные выли как волки… Все они грозились, скрежетали зубами, как будто желая меня съесть…» Невольно вспоминаются образы Волка и Медведя…
   Бывает и так, что «бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное…» А ведь это образ прелестной, хитрой и коварной Лисы!
 
   Примечание

   Скрытый смысл образов-символов (трактовка):

Старик со старухою – Человек в целом (как творение Бога).
Колобок – старик со старухою «в свёрнутом виде», (человек, прошедший
определённый путь развития через испытания, искушения, соблазны и т. д.)
Лес – мир чувств, страстей, опасностей (душевная сфера).
Заяц – трусость (пугливость).
Волк – чревоугодие (ненасытность, алчность).
Медведь – невежество, (грубая сила, наивность).
Лиса – лесть, (коварство, хитрость, притворство).