Приметы Лиссабона-мануэлино...

Ольга Сергеева -Саркисова
    Ещё одно диво, которое меня потрясло в этом замечательным городе- это МАНУЭЛИНО- стиль в архитектуре, который возник здесь в XV—XVI веках, как национальный вариант Ренессанса, и взял всё, что только было в истории архитектуры подходящего этим свободолюбивым людям, полных авантюризма, открытий, любви к путешествиям, готовым к другой жизни.
   Эпоха открытий и путешествий захлестнула Португалию. Всё будоражило кровь от открытий новых земель, до приобретённого золота и дорогостоящих специй. Португалия была в это время на пике своей морской силы и славы, в фаворе у всего мира, как морской державы, соперничая с генуэзцами и испанцами. Экономический и культурный рост, способствовали интенсивному строительству и поиску новых стилей в архитектуре и искусстве.
 Миг могущества этой страны пал на короля Мануэля I Счастливого (годы правления 1495—1521).Вот и стиль в архитектуре прославил его имя. Стиль включил в себя: изысканную готику, ажур и изящество мавританского стиля,свободолюбивые Ренессансные элементы,щедрое барокко, декор из элементов восточных храмов Индии,   о которой так многие мечтали, включая Колумба,"Восточные сладости" ажурных плетений и тайных помещений, плюс морской стиль с канатами, штурвалами, морскими узлами,астролябиями, раковинами, морскими звёздами водорослями, растительными элементами- древа жизни, листьями дуба, лавра, плюща, чертополоха, желуди, початки маиса, грозди винограда и листья, коробочки семян мака, артишоки, гранаты, цветы лотоса, сучковатые ветви, много других растений и ягод.
   Что-то в лепнине ещё напоминает знаменитые храмы любви в Индии с загадочными эротическими фигурами за занятием сексом. Но избыточность экзотической лепнины не портит, а украшает храмы. Тем не менее, мера соблюдена, вопреки всему. Казалось бы - столько излишеств, так много всего! Нонсенс! Но, такой привлекательный! Как говорили герой книги В. Орлова - «ничто не слишком!».
И знаменитое окно королевского монастыря в Томаре этому свидетельство. Его можно рассматривать часами.Откуда столько всего в одном стиле? Думаю,что это привезли из дальних странствий мореплаватели, путешественники, первооткрыватели новых земель, пираты и тамплиеры.Все принесли что-то ими увиденное, и их поразившее своё,а этот город всё вобрал в себя, и гармонично обобщил в одном незабываемом стиле- мануэлино! А под боком мавританский стиль- кружево, плитка с Востока , да и всё остальное отлично вписалось в архитектуру этой страны. Томар — бывший оплот португальских тамплиеров,прекрасных строителей-каменщиков,некогда защищавших страну от мавров. Замок перестраивался веками, и его интересно разглядывать, выискивая черты разных стилей и эпох, ковыряясь в этом слоёном торте. Это настоящая роскошь. Эти наслоения великолепны, и дают пищу для размышлений.
Здесь можно вспомнить и Гауди, его знаменитую Саграду Фамилию в Барселоне,её уже строят сто лет! Наверняка навеянную детскими играми в песок. Изумительный привет из детства...Вспомните детей, играющих в мокрый  льющийся песок,сооружая похожие здания, а потом это уже стала игра для взрослых.Гауди детские игры перенёс на взрослую почву. Но это, всё равно, абсолютно другое у него, и с ним не перепутаешь "мануэлино", хотя много общих элементов. Название само "мануэлино" появилось лишь в 19 веке.
* фото-  стиль мануэлино королевское окно монастыря в Томаре.