Шестерня

Влад Скарнович
   Ты можешь быть связан крепчайшими узами дружбы с человеком и все-таки с ним не соглашаться. Если вы действительно близки, то разногласия не изменят этих отношений, и вы останетесь друзьями.
                Ричард Брэнсон.

Вы знаете, что существует множество рассказов про двух довольно близких, но разных людей, про людей, которые противоположны даже не по диаметральности, а вообще которые находятся в разных  психологических «фигурах», если, конечно, так можно выразиться. Если вы не поняли, то тогда объясню попонятней. К примеру, один человек имеет друга. Он его поддержит в трудную минуту и наоборот, другой поддержит своего друга, когда у него неприятности. И, конечно, чаще всего друзья любят разное, и интересы у них разные. И вообще слова «друг» и «другой»  имеют один корень в русском языке. Не случайно. Но это только в русском языке, англичанину этого никогда не понять…
…Да, я, поэтому и подчеркнул эти слова в одном из предложений выше. Из-за их связи.
Теперь поговорим о другой связи, а конкретно о связи этого всего с моим рассказом. Думаю и надеюсь (ну или, по крайней мере, надеюсь), что вы поняли, о чём будет произведение. Даю десять секунд вам, читателям, на «сложные умопомрачительные» расчёты и размышления. Те, кто догадался, пропустите счёт. Десять. Девять. Восемь. Семь. Шесть. Пять. Четыре. Три. Два. Один. Всё, уважаемые господа и дамы, время вышло. Пора озвучивать ответ.
Ответ заключается в  (барабанная дробь)… дружбе двух довольно близких, но разных людей, людей, которые противоположны даже не по диаметральности, а вообще которые находятся в разных  психологических «фигурах», то есть, короче говоря, имеющих разные типы личностей и характеров.Вот.
   Так как-то и незаметно все разложилось по полочкам. Для быстрого читателя. Но специально для простых и просто не очень умных людей пишу следующее: если вы не поняли, перечитайте все еще раз, минут сорок обдумайте и продолжите читать дальше.
Но это только для тех людей, чьи мозги при всяком удобном случае любят выполнять трюки, вроде различных сальто, предварительно завязавшись гордиевым узлом, встряхивая всю черепную коробку.
  Если вы не ощутили главный трюк писанины, заключающейся в следующих законах:
              Абсолютно секретно!!!
              Расскажите – найду!!!
1.  Делайте свои книги по формуле: «Ничегошеньки не понял, но было очень интересно».
2. Переплетайте реальность с вымыслом. По литературному это называется гротеск.
3. Не пишите слишком долго и не пишите коротко. Например, для рассказа оптимальное количество страниц – это от пяти до сорока. Для повести – от пятидесяти до двухсот или трёхсот. Для романа обычно больше.
4. Вставляйте юмор и уловки как бы равномерно, иначе у всех читателей мозги завяжутся и закипят.
5. Желательно для рассказов создавайте обычные повседневные ситуации, а их бесконечное множество, потому что Жизнь – лучший сценарист. Всякую фантастику оставьте для повестей и романов, потому что раз написали одно,  то лезет на ум второе, а хотелось написать третье. Четвертое, то есть то, что нужно было написать, обычно появляется только на следующий день. Вот так и бывает с фантастами, а всё потому, что сверхъестественное  имеет много теорий, которые нельзя применить на практике из-за того факта, что человечество ещё толком с этим не сталкивалось, а оно не столкнётся из-за множественности этих теорий. Иными словами, невозможно столкнутся со всеми идеями фантастов, потому их много, даже БЕСКОНЕЧНО!!!
Замкнутый  круг.
На момент этой строки вы, читатели, все, что нужно было знать-узнали (и даже больше). Предчувствую утечку моего опыта. Предчувствую отрицательные рецензии литераторов, поэтому для них проговорю следующее:
Мое дело написать для себя. Поэтому, хоть меня не любя, читайте, завидуйте, ведь я такой один, не хотящий  денег России гражданин.
И еще:
Критиковать легко, писать трудней в сто раз,
Попробуйте написать хоть повесть, хоть рассказ.
ВСЕ!
Больше заострять внимание я на этом не буду, а если хотите, посвящу этому эссе.
И
Итак:               
                «ШЕСТЕРНЯ»

     Далеко-далеко от больших городов стоял некий населенный пункт. Название его я озвучивать не буду. И не стану. Ладно, не об этом речь.
     В этом поселке была мастерская. «Ну и что?»-спросит один из читателей, наверняка спросит. Я не надеюсь, я знаю. Не думаю, а знаю. Знаю, что кто-то да и задаст этот вопрос.
     Но сейчас я не собираюсь специально отвечать на этот вопрос, как и на миллионы других. Я просто пишу. Дальше и будут ответы.
     Итак, о чем я. Был далекий от городов некий поселок. Была в нем мастерская. В этой мастерской работали две пары золотых рук, прикрепленных к телам двух старых друзей. Обоим лет уже по сорок пять стукнуло. У обоих жены, у обоих дети.
     Один из друзей был мастером по электронике, другой был мастером по части автомобилей. А так они могли починить все, что угодно. Поэтому их знали во всем поселке и очень любили.
Владелец «Ламборджини», когда приехал туда, случайно  въехал в дорожный знак, а эти мастера прикрыли его, сказав, что его машина была технически неисправна, предварительно сделав его машину технически неисправной. Полиция проверила, так мол так, да, эта машина технически неисправна, а значит, он невиновен.
     Ведь машина сломалась, правда ее сами мастера и сломали, а затем починили. Не хотели, чтобы их клиент в тюрьму сел или штраф платил. Так что они и помогли. Даже капот починили. Ну там трещинки, царапинки. Тогда в народе заговорили о них как о волшебниках. Но когда это-то было? Лет десять назад, если и не больше.
     Не думаю, что кого-то эта история впечатлила, но она необходима, чтобы пройти в следующую комнату данного рассказа. Своеобразный ключ, если можно так выразиться в данном случае.
     Если же нельзя, то тогда извините за мою излишнюю образность и безграмотность. Правда, чтобы исправить сотню страниц текста, требуется час и фиг минут потом на повторное исправление всех банальных описок, которых ты пропустил или сделал. Это на бумаге. А на компьютере это вообще практически невозможно. Особенно в WORD. Как не исправь, все равно что-то да подчеркнет. Там пробел забудешь – караул! Красная волна  разбушевалась! Буквы и цифры – спасайтесь, кто может! Число раненых нейронов, поврежденных в результате кипячения мозга равно миллиарду! Да, уж! Проще факториал из 5-ти вычислить, чем сто страниц написать в WORD.
     Но эта история не о правке текстов. Даже не о такой странной штуке WORD, в котором не работает ни физика, ни грамматика. Эта история о странном заказе, который в одно поначалу чудесное утро получили наши мастера.
     Но вначале мне хотелось бы побольше рассказать о них. Чтобы вы смогли понять, что дальше случилось. Второй ключ для двери. Для двери, как бы сказать, двери их характеров. Но к черту эти образы, эту образность, давайте напишем суть.
     Итак, одного из мастеров прозвали Ильич, потому что он Илья Ильич. А в народе его все называли: Ильич. Это был среднего роста человек, коренастый, сильный и решительный, хотя не обладал гордыней. Он работал над автомобильными проблемами и был мастером своего дела. Не любил электронику, считая ее проклятием двадцать первого века и всех, кто был специалистом в электронике, называл электронщиками…
     …Любил Ильич свою работу. Никогда не отдыхал, да и не умел. Скажи, например Земле, что она должна остановиться и передохнуть, что тогда? Скажи то же самое солнцу, и что тогда?
     Вот. Приблизительно так и думал Ильич, когда его жена говорила ему, мол, отдохни, перестань работать. Но мастер Ильич был непреклонен. Он с усердием, без устали выпахивал двенадцатичасовой рабочий день, с одним получасовым перерывом.
     А иногда даже оставался на работе на ночь.  Ничего странного.  В мастерской была комната отдыха с кроватью и прочими, «отдыхальными прибамбасами» - как говорил Ильич.
     Ильич был другом второго мастера, по прозвищу Кипарис, данным ему за его необыкновенно высокий рост и за худобу.  А рост у Кипариса был свыше двух метров при весе шестьдесят стаком килограммов. С «таком» я говорю, потому что его вес постоянно менялся, и поэтому оповещать его точный вес не имеет больше смысла, чем делить на ноль, хотя некоторые  из читателей знают, что это будет стремиться к бесконечности. Почему? Сам не знаю. Сложно это. А, да, мы опять отошли от главной темы. Ну ладно, я думаю, что главное, если мы и к этой теме придем.
     Так, Кипарис.
     Кипарисом, как вы помните, его прозвали за худощавость и за очень высокий, двухметровый рост.
     Его характер – точная противоположность Ильича.
     Он застенчивый, робкий, мягкий (от силы и мудрости), закончил два университета: факультет философии и физмат. Не найдя себя в философии, он двадцать лет назад нашел себя в электронике и был единственный специалист в этой области, который не получает в свой адрес «электронщика». Интересно, но его имя вписывается в его характер. Его зовут Евгений. Или, как его называет Ильич, Евг. Просто и со вкусом. Их юмор тоже отличается. Если у Ильича юмор простой, часто обретающий  формы сатиры, насмешки, то у Евга юмор сложно воспринимающийся, философский, наполненный размышлениями о Вселенной, о жизни, о Судьбе и вообще о таком.
    Еще у Евга своя вера – в Судьбу. Она может послать добро и зло, она богиня Всего и в то же время Судьба – богиня случайностей. Ильич пытался Евга много раз переучить, «ввернуть» в православие, но бестолку. Евг продолжал  верить в Судьбу.
А еще у Евга была странная внешность: щетина, баки и странно вьющиеся европейские усики. Из века так девятнадцатого, если не восемнадцатого. Вот так. И усы уже начали седеть, хотя их владельцу это было все равно. «Главное, чтоб не выпали» - шутил он. Ильич поддакивал, хотя имел такое отношение к своей густой бороде и не любил усы. Даже ненавидел. Ильич считал, что русские носить могут только бороду. В крайнем случае – баки.  Но усы подчеркивают замудренную натуру, которая присуща только европейцам, не видавшим Сибирь.
     Конечно, звучит это в высшей степени забавно. И не буду скрывать, что я думаю, что это – полный бред. Но так мыслил Ильич, а он вырос в Сибири, и когда у них появился телевизор, по нему и показывали европейцев и американцев, всех с такими усами . И говорили про них как про образцы вредоносной западной богемы. Европейцы и американцы, в свою очередь, демонстрировали русских бородачей как символ русской простоты, глупости и тупизны всего СССР.
     Вот и бытует мнение, что из-за этого и началась холодная война.
     Правда, все остальные думают об этом мнении скептически. Думают, что это следствие холодной войны, а не ее причина. Кто знает, кто знает.
     «Получается» - подумает читатель – «….., что Кипарис и Ильич относятся к подшучивающему типу друзей, основанному на стереотипах».
     Совершенно верно.
     Они и вправду глумятся друг над другом иногда.
     Совершенно несовершенства равны. А иногда еще и верны.
     Вот так мы и подошли к основной части. Почему-то всегда дополнительное больше основного. Это, вероятно, закон действительности.

Шесть утра. В спальне Евга звонит телефон. После минуты безрезультатных попыток заснуть, он неохотно встает и берет трубку.
     - «Алло?» - говорит Кипарис сонно.
     - «Евг, это я, Ильич» - раздается голос на том конце трубки. «Тут заказ странный пришел. Этому мажору, заевгень его кипарис, шестеренка понадобилась. Оденься и приходи, буду ждать. На месте буду подробнее рассказывать».
     - «На каком таком месте, заильей его Ильич?» - не врубился Евг, улыбаясь, потому что ранил Ильича его же оружием.
     - «В МАСТЕРСКОЙ!» - зычно ответили ему, но, смягчившись, добавили: «А где же еще, мастер задавать сверхинтереснейшие вопросы?». И повесили трубку.
     Да, похоже, его шутку не оценили. Ну, ничего, бывает. Хуже, чем когда всегда тебя хвалят. Станешь хвалезависимым или, проще, честолюбцем. И не сможешь трезво судить о себе. Тогда ты труп, отсроченный во времени. Как человек на крыше, которому неожиданно завязали глаза без возможности развязать. Когда-нибудь ты все равно упадешь. Лучше сразу упасть, не мучаясь, чем потом, промучаясь. Согласны?
     Согласившись, мы можем перейти к фабуле.
     В общем, постараюсь покороче, если это возможно.
Евг подходил к мастерской спустя минут двадцать – двадцать пять после вызова. По дороге он успел забежать в ближайшую  кофейню, его любимую, и теперь шел довольный, допивающий свой капучино.
     Выбросив стаканчик в стоявшую на его пути мусорку, он собрался физически и морально и зашагал дальше.
Евг очень редко испытывал минуты уверенности и душевного спокойствия, а когда испытывал, то его несло. В натуральном смысле. Проще говоря, Евга заклинивало.
     Знакомые (которые недавние) его не узнавали, и правда: обычно робкий и стеснительный, задумчивый и серьезный великан становился решительным и многоречивым, гордым и легкомысленным.
     Вот эти кардинальные изменения происходят из-за того, что сквозь его философские, бесконечные размышления в отдел деятельности проходит электрический импульс, посылающий  небольшое мысленное СМС, говорящее примерно вот что:
     «Внимание, внимание! Прошу вас  стать решительней, более гордым и не забываться среди философских мыслей.
     Короче говоря, перестань быть тряпкой и стань нормальным человеком, в конце концов!
     Немедленно!
     Проще залезть в Кремль, чем отмотать время вспять. Увы».
     Именно так. Все правильно…
     …Ильич покуривал на ступеньке, когда увидел Евга. Радостным. Решительным. С улыбкой на лице.
     Сложно сказать, что подумал Ильич, когда увидел такое. Скорее всего, если бы я написал, то цензура не пропустила бы.
     Поэтому у меня истории получаются неполными, словно пустой шкаф распилили надвое, одну половину убрали, а чтобы компенсировать это, шкаф склеили с роялем. Но чтобы история вообще была, ее надо продолжать!
     Так вот. Когда Кипарис подошел к мастерской, то Ильич уже не курил, а просто вздыхал. Ильич уступил дорогу Евгу, и они вошли.
     Ильич испытующе посмотрел на Кипариса, и тот согласился пойти в подвал мастерской. Спустя полчаса Евг нашел то, что им было нужно. Спустя еще полчаса они вдвоем вынесли машину обката. А что это такое? Что за машина обката?
     В общем, чтобы сделать шестерню, нужно положить колесико такого же размера на машину, настроить ее на размер и на количество зубьев. Потом запустить, и колесо будет вращать, как бы обматываясь  вокруг ленты с зубьями, которые делают на колесе выступ за выступом, обрезая колесо.
     И получается шестеренка.
     Итак, они достали эту машину, легко сделали на ней шестеренку, даже не буду рассказывать, как это происходило, потому что это скучно и неинтересно.
     Сделали они шестеренку. Но сказал им заказчик: разукрасьте как-нибудь.
     Думают друзья, думают. Каждый хочет разукрасить по-своему, и несогласие перешло в спор, спор в ссору, а ссора в обиду.
Евг не выдержал первым и демонстративно зашагал к выходу.
     - «Ну ладно, Кип, не кипятуй!» - попытался пошутить Ильич. Но, увы, юмор  - это штука сугубо факультативная. Приведу пример: допустим, ты немного порезался, и тебе заклеили ранку пластырем. Вот что такое юмор. А если рана большая, то пластырь не поможет. Можно использовать йод, который сильно жжет и не нравится. Это  сатира. Она, конечно, полезна как йод, но по жжению в это трудно поверить. Вот и пластырь обратился в йод, все испортив.
Евг остановился, обернулся и смерил Ильича  обидчиво – презрительнымвзлядом. Это длилось секунд пять, не больше. Потом Евг отвернулся и ушел. Сильно хлопнула дверь. Закрывшись, она застонала и мучительно заскрипела.
     Но это не самое удивительное. Удивительно то, что Ильич заскрипел вместе с дверью…
…Евг серьезно обиделся на Ильича. Зашел в кофейню, взял самый крепкий кофе, пришел домой и лег на кровать – был весь его порядок действий.
     Так и было. Но вдруг затренькал телефон, тем самым нарушив построение следующих планов.
     Звонил Ильич.
     «Евгений, слушай! Я придумал некий компромисс, который разрешит все вопросы, ой, то есть, несогласия. Подойди к мастерской».
Евг озадачился. Ему вдруг расхотелось обижаться. Может, потому что Ильич в первый раз назвал его Евгением?
     …Евгений подошел к мастерской. Снова.
     Ильич опять ждал его на ступеньке и опять  покуривал. Ильич посмотрел на Евга. Теперь не на радостного. На обычного, чуть грустного Евга, погруженного в свои размышления. Кипарис подошел к Ильичу и холодно пожал его протянутую руку. Они вошли. Подошли к столу, где лежала шестеренка.
     - «Что ты хотел, чтобы было на шестеренке? В смысле, какой узор, рисунок, фигуру?» - нежданно-негаданно начал Ильич.
     - «Синее бескрайное море. И лодка вдали плывет. А ты что?»
     - «Солнце» - ответил Ильич, понимая, что это хитрость.
     -«Так можем же объединить рисунки, не правда ли?» -витиевато спросил Евг.
     - «Я так и хотел»- сухо ответил Ильич и добавил: «Это и есть компромисс».
     - «Так  давай!»
    - «Что?» - не понял Ильич.
    - «Начинать!» - пояснил Кип.
     -«Давай!?» - произнесли они одновременно, только Евг произнес вопросительно, а Ильич утвердительно, восклицательно. Они засмеялись.

     Через два дня рисунок был готов.
     - «Красиво» - сказал Ильич и добавил: «Думаю, что компромисс в острых ситуациях всегда выигрывает. Это, вероятно, закон действительности».
     - «Пожалуй, соглашусь» - подумав, сказал Евг.
     - «Тогда лайкостук» - ответил Ильич и протянул лайк Кипу.
     - «Сделай то же самое. Соприкосни  вначале свой кулак с моим, а потом мы соприкоснем пальцы» - пояснил Ильич.
     Кипарис нерешительно сделал это, а потом спросил: «Откуда это?».  И получил ответ: «Сын придумал».

     Чуть позже пришел заказчик. Ему шестерня не понравилась. Он сказал, что ее портить будет жаль. Пришлось мастерам отдать обычную шестерню. Когда покупатель ушел, Евг спросил: «А кто это в лодке? Мы?»
     - «Да!» -последовал ответ.
    - «А что я такой высокий?»
     - «Стоишь»
 - «Это, вероятно, закон действительности…»
(А о законах действительности я напишу не в этом рассказе).
     - «Что?» - спросил Ильич. Он не слышал из-за дрели.
     - «Это, тоже, вероятно, закон действительности» - сказав, подумал Евг.
Евг не получил ответа. Ильич спешил к другому покупателю.
     - «Кстати, это ведь тоже, вероятно, закон действительности» - подумал Евг.