Инверсия

Николай Александрович Жданович
Перестановка
Членов предложения,
Перестановка
Смежных слов,
Разъединенье их
И постановка вновь
В порядке уж ином,
Не в том, - обычном
И «естественном»,
А в образно другом, -
Ин-вер-си-он-ном!
И прозвучать по-новому
При новой [ремы] встрече
Тех же слов и образов
В том же предложении,
С целью усиления
Вы-ра-зи-тель-нос-ти
В экспрессивной и
Эмоциональной речи!
Задача впрямь тактическая,
Но знаем мы из следствия,
Что всё-таки, Инверсия -
Фигура стилистическая!
А каковы последствия?!
Вот материал фактический:
   «Вознёсся выше он главою непокорной
   Александрийского столпа...»
   (А.С. Пушкин);
   «Досадно было, боя ждали,
   Ворчали старики...»
   (М.Ю. Лермонтов);
   «Швейцара мимо он стрелой
   Взлетел по мраморным ступеням.»;
   «И смертью чуждой сей земли
   Не успокоенные гости.»
   (А.С. Пушкин).

Приведём примеры, где
Члены предложения
Сменили отношения:
Кто обычно первым был
В тексте стал вторым!
Кто, по нашей версии,
В «теме» по Инверсии
Был вторым - стал первым!:
  «Нет, не вьются там по ветру чубы,
  Не пестреют в степях бунчуки...»
  (А.А. Блок);
   «Роняет лес багряный свой убор,
   Сребрит мороз увянувшее поле
   Проглянет день, как будто поневоле,
   И скроется за край окружных гор.»
   (А.С, Пушкин);
   «Белеет парус одинокий
   В тумане моря голубом...»;
   «Были все готовы
   Завтра бой затеять новый.»
   (М.Ю. Лермонтов).

И обстоятельства,
А с ними дополнения, и что они,
Вдруг, встали пред словами,
Относятся к которым?
Мы знаем ведь, по правилам,
Всегда стояли после них!
   «Сначала очень была огорчена.»
   (А.С. Пушкин);
   «Мы щуку с яиц согнали,
   Мы Волгу толокном замесили.»
   (Салтыков-Щедрин);
  «Из гроба тогда император,
  Очнувшись, является вдруг...»;
  «Трудами ночи изнурён
  Я лёг в тени...» (М.Ю. Лермонтов).
  «Из сырости и шпал
  Россию восстанавливаю.»
  (М. Цветаева).

А тут определения,
Стоящие пред словом,
С Инверсией оторопели,
И встали после слова:
   «В дверях эдема ангел нежный
   Главой поникшею сиял,
   А демон мрачный и мятежный
   Над адской бездною летал.»
   (А.С. Пушкин);
   «Над ухом шепчет голос нежный,
   И змейкой бьётся мне в лицо
   Её волос, моей небрежной
   Рукой измятое, кольцо.»
   (Я.П. Полонский);
  «Вышел месяц ночью тёмной,
  одиноко глядит из чёрного облака
  на поля пустынные, на деревни
  дальние, на деревни ближние.»
  (А. Неверов).
  «Несметными ты кладами богат»
  (Гёте И.В.).

А эмфатически Инверсия
Готова выделять в стихе,
Иль фразе, в любом месте
От одного до нескольких
Важнейших слов
В любом из их контексте:
   «Сравнится ль что в моих стихах
   С нежнейшей матери слезами?»
  ( В.А. Жуковский).

Инверсия везде, всегда
Логикой своей сильна:
Между двух понятий:
«данным», «темой» -
«новым», «ремой»,
Выбираешь ты... (?!)
Первое - последнее:
Выбираешь «новое»,
Выбираешь «рему»!
(это не для школьника, -
для студента тема).
***

Больше, чем всегда,
«Звука ждала она...»,
И всё меньше, иногда,
Она ждала звука.
Ты ведь знаешь, что она
Инверсией украшена!
А как звучит по-вашему?
   «Чего ждала эта тёплая,
   Эта заснувшая ночь?
   Звука ждала она...»
  (И.С. Тургенев).

Так же и по-нашему:
Инверсия Тургенева
В конце сего творения
Впредь «данным», «темой»
И прочему всему
Представила нам «новое»,
Представила... «рему».
Концовка прозвучала,
Ну, явно по-иному, -
Никто не знал сначала
Предмета к разговору.
Ответит нам Инверсия,
Что значит «по-иному»?
- А значит то, что «впереди»,
А где и «как» и«почему»
Ты в «Правилах» смотри:
Там я, - «вперёд», «назад»,
«в конце»и«впереди»!
«Обычным» фразам говоря,
Что я и есть «рема»!
А если популярно, -
Всех перестрою справно!
   «Гораздо интереснее
   оказались морские коньки.»
   (В.П. Катаев)

(Убежало подлежащее
В предложении в конец.);
  «Сметливость его
  и тонкость чутья
  меня поразили.» (А.С. Пушкин)

(Сказуемое в предложении
Туда же движется - в конец.);
 «Досадно было, боя ждали.»
(М.Ю. Лермонтов);

(Тут дополнение на первом месте,
Признаться, мы не ожидали!);
  «Ослепительно-яркое
  Вырвалось из печи пламя.»
  (Ф.В. Гладков);

(Определение, вдруг, вырвалось вперёд,
Родное слово покидая.);
   «Все уговорились держать себя
   С нею при Степане Михайловиче ласково.»
(С.Т. Аксаков);

(Обстоятельство образа действия
Отвязано действует как-то...всё).
А дальше так же обстоятельства
С Инверсией в конец...!
   «Да, мы дружны были очень.»
   (Л.Н. Толстой);
   «Тут сгорел мой приятель со стыда.»
   (И.С. Тургенев).

Инверсию, как стил. фигуру, отличает
Экспрессия, экспрессия, экспрессия...
   «С ужасом думала я, к чему всё это ведёт!
   И с отчаянием признавала власть
   его над моей душою.» (А.С. Пушкин);
   «Вывели лошадей. Не понравились
   они мне.» (И.С. Тургенев);
   «Ведь он друг был мне.» (Л.Н. Толстой);
   «Руку мне подал на прощание.»
   (А.П. Чехов);
   «Обеды задавал он отличные.»
   (И.С. Тургенев);
   «Изумительный наш народ.»
   (И. Эренбург);
   «Душа к высокому тянется.»
   (В. Панова);
   «За два года, прожитых здесь,
   Вчера превратилось в завтра.»
  (И. Бродский).

Инверсия звучит подчас
И в ритмике, и мелодично:
   «Минул день. Укатился другой
   за хребты ледяные.»
   (А.А. Бестужев-Марлинский).
Порой так просто архаично:
   «Государь мой, читал он, -
    Александр Васильевич!
    Сколь прискорбно мне
    Ваш мирный покой тревожить...»
    (Э.Г. Багрицкий).

Согласно нашим Правилам,
Другим возможным Положениям
Сказуемое инверсировали
В конец, до точки, предложения!
Сказать приятно нам, что, без сомнения,
Инверсия - удачный стиль творения.