Философ Готфрид Вильгельм Лейбниц

Игорь Шавель-Гончаров
Готфрид Вильгельм Лейбниц,
Нем. Gottfried Wilhelm Leibniz,
Christoph Bernhard Francke - Bildnis des Philosophen,
Философ и ученый,
Математик, физик,
Юрист, историк,
Языковед, изобретатель,
Ученые степени:
Бакалавр искусств (декабрь 1662),
Магистр искусств (7 февраля 1664),
Бакалавр права (28 сентября 1665),
Получил профессорское звание (март 1666),
Доктор права (ноябрь 1666),
Известные ученики:
Якоб Бернулли и Иоганн Бернулли,
Награды и премии:
Член Лондонского королевского общества (1673),
Родился в Лейпциге 1 июля 1646 года,
Умер 14 ноября, в 1716 году,
В Ганновере, в Германии,
И прожил 70-т лет,
А отец его,
По сведениям из истории,
Был профессором,
Нравственной философии,
Лейбниц получил образование,
В Лейпцигском и Йенском университетах, 
Там юриспруденцию и философию изучал,
С 1676 года на службе у ганноверских герцогов был,
В качестве библиотекаря, историографа,
И тайного советника юстиции состоял,
Занимался широкой разносторонней,
Практической и теоретической деятельностью,
А особенностью жизни Лейбница,
Было стремление соединить,
Теорию и практику,
Независимо от Ньютона он открыл,
Дифференциальное и интегральное исчисление,
Счетную машину придумал,
Которая вычисления производила,
Над большими числами,
Он также вопросами занимался,
Экономики и инженерной деятельности,
При нем не существовала,
Ни одна отрасль знания,
Которую он не изучал,
И в которую не внес что-то свое,
Что-то новое,
Исторические и политические статьи писал,
Особенно его привлекала,
Научного труда организация,
В 1700 году,
По своему проекту Лейбниц основал,
Берлинскую Академию наук,
Первым президентом которой стал;
Наследие Лейбница велико,
После себя свыше,
15 000 писем оставил,
В которых философские взгляды,
Излагал,
И различным ученым и философам,
Отправлял,
И с которыми был знаком как лично,
Так и заочно,
Основные произведения Лейбница,
Следующие:
«Рассуждение о метафизике» (1685),
«Новые опыты о человеческом разуме» (1705),
«Теодицея» (1710), «Монадология» (1714).
В философии Лейбница отражение нашли,
Почти все философские идеи,
Того времени,
В европейской философии,
Его система,
Это результат многолетнего труда,
По переработке концепций философии,
Учений Платона, Августина, Декарта,
Гоббса, Спинозы,
Лейбниц завершитель,
Европейского рационализма,
К философским концепциям прошлого,
Он подходил с позиции,
Сохранения всего того,
Что представляло в них,
Несомненную ценность,
Как «большинство школ правы,
В значительной части,
Своих утверждений,
Но заблуждаются в том,
Что они не знают,
Но отрицают»,
В сфере его исследования,
Были проблемы субстанции и познания;
Изучив теории Декарта и Спинозы,
О субстанции,
Лейбниц пришел к выводу,
Об их несовершенстве,
Об их упрощенстве,
И сохранил свою,
В мнении дистанцию,
Он не принял дуализма Декарта,
В смысле разделения им всех субстанций,
Или сущностей, не нуждающихся,
Для своего существования,
Ни в ком и ни в чем,
Кроме самого себя,
С одной стороны - на высшую - Бога,
И сотворенные им,
Но независимые субстанции,
С другой - всех сотворенных,
На материальные, протяженные,
И духовные,мыслящие;
По мнению Лейбница,
Спиноза,
Соединив все субстанции в одну,
Природу-Бога,
Не преодолел дуализма Декарта,
Так как разделил все модусы,
Или единичные вещи ,
Как проявления субстанции,
На два класса,
Протяженные и мыслящие,
То есть то, что у Декарта,
Выступало двумя видами субстанций,
У Спинозы стало аналогичными,
Видами модусов,
Проявлений единой субстанции,
В противовес теории Декарта и Спинозы,
Лейбниц выдвинул теорию о монадах,
Или о множественности субстанций,
Положения данной теории,
Монадологии следующие:
- Весь мир состоит,
Из огромного количества субстанций,
Имеющих не дуалистическую,
Двойственную,
Как у Декарта и Спинозы,
А единую природу;
- Данные субстанции называются монадами,
В переводе с греческого,
"Единое", "единица",
- Монада проста, неделима,
Не имеет протяжения, не является,
Материально-вещественным образованием;
- Монада обладает четырьмя качествами:
 Стремлением, влечением,
Восприятием, представлением;
- По своей сути монада — это деятельность, единое,
Непрерывно меняющее свое состояние;
- В силу непрерывности своего существования,
Монада осознает себя;
- Монады абсолютно замкнуты,
И независимы друг от друга,
По мнению Лейбница:
"Не имеют окон,
Через которые что-либо могло бы войти туда,
И оттуда выйти";
Все существующие монады Лейбниц  делит,
На четыре класса:
- "Голые монады",
Лежат в основе неорганической природы:
Камней, земли, полезных ископаемых;
- Монады животных,
Обладают ощущениями,
Но неразвитым самосознанием;
- Монады человека, души,
Обладают сознанием, памятью,
Уникальной способностью разума мыслить;
- Высшая монада, это Бог;
Чем выше класс монады,
Тем больше ее разумность,
И степень свободы;
Лейбниц, наряду с проблемами бытия,
И учением о субстанциях, монадах,
Занимался гносеологией,
Философией познания,
Лейбниц попытался примирить эмпиризм,
И рационализм,
И сделал это таким образом:
- Все знания разделил на два вида:
"Истины разума" и "истины факта";
- "Истины разума" выводятся из самого разума,
Могут быть логически доказаны,
Имеют необходимый и всеобщий характер;
- "Истины факта",
Это знания,
Полученные опытным путем:
- Магнитное притяжение,
- Температура кипения воды,
- Температура плавления,
Данные знания лишь констатируют сам факт,
Но не говорят о его причинах,
Имеют вероятностный характер;
Но несмотря на то, что опытное,
"Истина факта",
Знание вероятностное,
А не достоверное,
Подобно "истинам разума",
Тем не менее его нельзя игнорировать,
В качестве знания,
И познание может осуществляться,
Не только путем получения,
Только одного вида знания,
Либо рационального,
Либо опытного,
А их обоих видов,
Причем одно из них,
Рациональное,
Полученное на основе разума,
Будет носить достоверный характер,
А другое, основанное на опыте,
Лишь вероятностный,
Таким образом:
Лейбниц не был согласен,
Со многими философами,
Возражал против,
Декартовского дуализма,
Не принимал тезис,
Карт о врожденных идеях,
Положение Спинозы о субстанции,
Считал, что это означает,
Омертвление действительности,
Лейбниц критиковал произведение Локка,
«Опыт о человеческом разумении»,
Не согласившись с излагаемыми,
Там положениями,
Он выступил со своим трактатом,
«Новые опыты о человеческом разуме»;
В 1666 году,
Лейбниц написал сочинение,
«Об искусстве комбинаторики»,
«De arte сombinatoria»,
Опередив время на два века,
21- ти летний Лейбниц,
Проект задумал,
Математизации логики,
Будущую теорию,
Которую он не завершил,
 Но называл,
«Всеобщая характеристика»,
Все логические операции включала,
Свойства которых он ясно представлял,
Для Лейбница был идеал,
Создание такого языка науки,
Найти такую нить,
Которая позволит заменить,
Содержательные рассуждения,
Исчислением,
На основе арифметики и алгебры:
«… С помощью таких средств можно достичь…
Удивительного искусства в открытиях,
И найти анализ, который в других областях,
Даст нечто подобное тому,
Что алгебра дала в области чисел»,
Задачу «математизации» формальной логики,
Лейбниц решал,
При этом арифметику, геометрию,
И комбинаторику применял,
Собственную конструкцию арифмометра,
Лейбниц создал,
Гораздо лучше паскалевской,
Умела она выполнять,
Умножение, деление,
Извлечение квадратных,
И кубических корней,
А также возведение в степень,
Предложенные Готфридом,
Ступенчатый валик,
И подвижная каретка,
Легли в основу арифмометров,
До XX столетия,
В 1673 году, в Лондоне,
На заседании Королевского общества,
Лейбниц  продемонстрировал,
Свой арифмометр,
И его избрали членом Общества,
От секретаря Общества Ольденбурга,
Он получил изложение,
Ньютоновских открытий:
Анализа бесконечно малых чисел,
И теории бесконечных рядов,
Он вывел первый ряд,
Для числа {\displaystyle \pi } \pi,
В 1675 году,
Лейбниц завершил,
Свой вариант анализа,
Тщательно продумав,
Его символику и терминологию,
Отражающую строго, во многом,
Существо дела,
И многие,
Лейбница нововведения,
Укоренились в науке,
И только термин «интеграл»,
Ввел Якоб Бернулли (1690),
Сам же Лейбниц,
Называл его просто суммой,
Позже выяснилось,
Что символика Лейбница,
В отличие от ньютоновской,
Отлично подходит для обозначения,
Многократного дифференцирования,
И частных производных,
В 1676 году,
На службе у герцога,
Эрнеста-Августа,
Брауншвейг-Люнебургского,
Он одновременно выполнял,
Обязанности советника, историка,
Библиотекаря и дипломата,
Этот пост он не занимал,
До конца жизни,
По поручению герцога,
Лейбниц работать начал,
Над историей его рода,
Рода Гвельфов-Брауншвейгов,
Более тридцати лет,
Трудился он над историей,
В то-же время Лейбниц,
Исследования продолжил,
«Основную теорему анализа»,
Открыл,
И с Ньютоном несколькими,
Любезными письмами обменивался,
Просил разъяснить,
Неясные места,
В теории рядов,
 И уже в 1676 году,
Лейбниц в письмах,
Основы мат. Анализа,
Сам изложил,
Объем его переписки,
Колоссален:
Достигала она,
Примерно 15 000 писем,
В 1682 году,
Лейбниц основал,
Научный журнал «Acta Eruditorum»,
Значительную роль он сыграл,
В распространении в Европе,
Научных знаний,
Готфрид Вильгельм поместил,
В журнале множество статей,
По всем отраслям знаний,
По юриспруденции, философии,
И математике,
Он печатал в нем
Извлечения из разных редких книг,
А также рефераты и рецензии,
На научные сочинения,
И содействовал привлечению,
Новых сотрудников и подписчиков,
Впервые «Acta Eruditorum»,
Опубликован в Лейпциге был,
Лейбниц к исследованиям привлекал,
Своих учеников,
Братьев Бернулли,
Якоба и Иоганна,
В 1698 году умер,
Герцог Брауншвейгский,
Его наследником стал,
Георг-Людвиг,
Будущий король Великобритании,
Лейбница на службе он оставил,
Но относился к нему,
Пренебрежительно,
В 1700 году Лейбниц, 
Через королеву,
Софию Шарлотту основал,
Берлинскую Академию наук,
И ее первым президентом стал,
Тогда же он избран был,
Членом Французской Академии наук,
В 1697 году,
Во время путешествия по Европе,
Русский царь Петр I,
Познакомился с Лейбницем,
Это была случайная встреча,
В ганноверском замке,
Коппенбрюк,
После поражения,
Русской армии при Нарве,
Лейбниц,
В честь шведского короля,
Стихотворение сочинил,
В котором надежду выразил,
Что Карл XII победит Петра I,
И раздвинет шведскую границу,
«От Москвы до Амура»,
В 1711 году,
Состоялась их вторая встреча,
И имела большое влияние на царя,
В следующем году Лейбниц имел,
Более продолжительные встречи,
С Петром I,
И по его просьбе,
Его в Теплице и Дрездене сопровождал,
Это свидание было важным
И привело к созданию,
В Петербурге Академии наук,
От Петра Лейбниц получил,
Тайного советника юстиции титул,
И пенсию в 2000 гульденов,
 И Лейбниц предложил,
Продвижения научных знаний,
В России,
Предложил проект изучения,
Магнитного поля Земли,
Также Лейбниц,
Предложил проект движения,
За объединение церквей,
Под эгидой русского императора,
Лейбниц очень доволен был,
Своими отношениями с Петром I,
Он писал:
«Покровительство наукам,
Всегда было моей главной целью,
Только недоставало великого монарха,
Такого как Петр I,
Который достаточно интересовался бы этим делом»,
В 1716 году,
Незадолго до своей смерти,
В последний раз,
Петра I он встретил,
Об этом свидании он,
Следующее писал:
«Я воспользовался несколькими днями,
Чтобы провести их с великим
Русским монархом,
Затем я поехал с ним в Герренгаузен,
Подле Ганновера,
И был с ним там два дня,
Удивляюсь в этом государе,
Столько же его гуманности,
Сколько познаний,
И острых суждений»;
В 1708 году вспыхнул,
Печально известный спор,
Лейбница с Ньютоном,
О научном приоритете открытия,
Дифференциального исчисления,
Известно, что Лейбниц и Ньютон,
Работали над этим исчислением,
Параллельно,
И что в Лондоне,
Лейбниц ознакомился,
С неопубликованными работами,
И письмами Ньютона,
Но пришел к тем же результатам,
Самостоятельно,
Известно также,
Что Ньютон создал свою версию,
Математического анализа,
«Метода флюксий»,
«Флюксия» (англ. fluxion),
Термин Ньютона,
Первоначально обозначалась,
Точкой над величиной,
Термин «флюксия»,
Означает «производная»,
Не позднее,
1665 года,
Хотя свои результаты опубликовал,
Лишь много лет спустя,
Лейбниц же первым,
Сформулировал и опубликовал,
«Исчисление бесконечно малых»,
И символику разработал,
Которая оказалась такой удобной,
Что ее используют,
И в наше время,
В 1693 году,
Когда Ньютон опубликовал,
Первое краткое изложение,
Своей версии анализа,
Он обменялся с Лейбницем,
Дружескими письмами,
Ньютон сообщил:
«Наш Валлис присоединил к своей «Алгебре»,
Только что появившейся,
Некоторые из писем,
Которые я писал к тебе в свое время,
При этом он потребовал от меня,
Чтобы я изложил открыто тот метод,
Который я в то время скрыл от тебя,
Переставлением букв,
Я сделал это коротко,
Насколько мог,
Надеюсь, что я при этом не написал ничего,
Что было бы тебе неприятно,
Если же это случилось,
То прошу сообщить,
Потому что все же,
Друзья мне дороже,
Всех математических открытий»,
После подробной публикации,
Анализа Ньютона,
Математическое приложение,
К «Оптике», 1704,
В журнале Лейбница,
«Acta eruditorum»,
Появилась анонимная рецензия,
С оскорбительными намеками,
А адрес Ньютона,
Рецензия ясно указывала,
Что автором нового исчисления,
Является Лейбниц,
Но сам Лейбниц отрицал,
Что рецензия составлена им,
Однако историки нашли черновик,
Написанный его почерком,
Ньютон проигнорировал,
Статью Лейбница,
Но его ученики возмущенно ответили,
После чего и разгорелась,
Приоритетная война между ними,
А 31 января 1713 года,
Королевское общество,
Получило письмо от Лейбница,
Содержащее формулировку:
Об его согласии, что Ньютон,
Пришел к анализу самостоятельно,
«На общих принципах, подобных нашим»,
Ньютон потребовал создать,
Международную комиссию,
Для прояснения приоритета,
Лондонское королевское общество,
Рассмотрев дело, признало,
Что метод Лейбница в сущности,
Тождественен методу Ньютона,
И первенство было признано,
За английским математиком,
24 апреля 1713 года,
Был произнесен этот приговор,
Огорчивший Лейбница,
Лейбница поддерживали,
Братья Бернулли,
И другие математики континента,
А в Англии и во Франции,
Поддерживали Ньютона,
Каролина Бранденбург-Ансбахская,
Безуспешно,
Пыталась примирить противников,
Она писала Лейбницу:
«С настоящим прискорбием вижу,
Что люди такой научной величины,
Как Вы и Ньютон,
Не могут помириться,
Мир бесконечно мог бы выиграть,
Если бы можно было вас сблизить,
Но великие люди,
Подобны женщинам,
Которые ссорятся из-за любовников,
Вот мое суждение о вашем споре, господа!»
В своем следующем письме она писала:
«Удивляюсь, неужели,
Если Вы или Ньютон,
Открыли одно и то же одновременно,
Или один раньше, другой позднее,
То из этого следует,
Чтобы вы растерзали друг друга!
Вы оба — величайшие люди нашего времени,
Доказывайте Вы нам,
Что мир не имеет нигде пустоты,
Ньютон и Кларк пусть доказывают пустоту,
Мы, графиня Бюккебург, Пелльниц и я,
Будем присутствовать,
И изобразим в оригинале,
«Ученых женщин» Мольера»,
С лета 1713 года Европу наводнили,
Анонимные брошюры,
Отстаивали они,
Приоритет Лейбница,
И утверждали,
Что «Ньютон присваивает себе честь,
Принадлежащую другому»,
Брошюры обвиняли Ньютона в краже,
Результатов Гука и Флемстида,
Друзья Ньютона,
Со своей стороны,
Обвинили в плагиате,
Самого Лейбница,
По их версии,
Во время пребывания в Лондоне (1676),
Лейбниц в Королевском обществе,
Ознакомился,
С неопубликованными работами,
И письмами Ньютона,
После чего изложенные там идеи,
Лейбниц опубликовал,
И выдал за свои,
Спор между Лейбницем и Ньютоном,
О научном приоритете,
Известен стал,
Как «наиболее постыдная склока,
Во всей истории математики»,
Эта распря двух гениев,
Дорого обошлась науке:
Английская математическая школа,
Вскоре увяла на целый век,
А европейская проигнорировала,
Многие выдающиеся идеи Ньютона,
Переоткрыв их намного позднее;
Последние годы жизни Лейбница,
Прошли печально, беспокойно,
Король Георг I Лейбница не любил,
Он смотрел на него,
Только как на своего,
Придворного историографа,
Стоившего много денег,
Лейбниц хотел быть приглашенным,
К лондонскому двору,
Однако он встретил,
Упорное сопротивление,
Английских ученых,
Поскольку печально известный спор,
Который он с Ньютоном вел,
Очень ему во взгляде англичан повредил,
Лейбниц пытался примириться с королем,
Но Георг I постоянно,
Лейбницу выговоры делал,
За неаккуратное составление,
Истории его династии,
И этот король обессмертил,
Себя рескриптом,
Ганноверскому правительству,
В нем было официально,
Выражено порицание Лейбницу,
И знаменитый ученый публично был,
Назван человеком,
Которому не следует верить,
На этот рескрипт Лейбниц ответил,
Полным достоинства письмом,
В котором писал:
«Никогда не думал,
Что первым моим актом,
По восшествии Вашего Величества,
На престол английский,
Будет апология»;
Лейбниц очень много работал,
И его зрение страдало,
От архивных занятий,
Которые были тяжелы ему,
В связи с возрастом,
Но король утверждал,
Что Лейбниц ничего не делает,
И свои обещания забывает:
Ему досадно было,
Что история не доведена,
До его собственного царствования,
Хотя работа была почти закончена,
Последние два года жизни в Ганновере,
Были для Лейбница,
Особенно тяжелыми,
Он находился в постоянных,
Физических страданиях,
«Ганновер — моя тюрьма»,
Сказал он однажды,
Приставленный к Лейбницу помощник,
Георг Экгардт,
За Лейбницем следил,
И докладывал королю,
И его министру Бернсторфу,
Что Лейбниц по дряхлости,
Недостаточно работает,
Когда Лейбниц заболел,
Экгардт писал:
«Ничто более не поставит его на ноги,
Вот если царь и еще дюжина монархов,
Дадут ему надежду на новые пенсии,
Тогда сразу начнет ходить»;
В 1716 году, в августе,
Лейбницу простудился,
У него был приступ подагры,
И ревматические боли в плечах,
Из всех лекарств Лейбниц,
Лишь одному он доверял,
Которое ему подарил,
Один приятель, иезуит,
Но на этот раз Лейбниц принял,
Слишком большую дозу,
И почувствовал себя плохо,
Его врач счел положение,
Настолько опасным,
Что сам отправился,
В аптеку за лекарством,
Но во время его отсутстви,
Готфрид Вильгельм умер,
Никто из свиты,
Ганноверского герцога,
Лейбница в последний путь,
Не проводил,
За гробом только шел,
Его личный секретарь,
Берлинская академия наук,
Основателем и первым президентом,
Которой он был,
Не обратила внимания,
На его смерть,
Однако год спустя,
Бовье де Фонтенель,
Произнес известную речь,
В его память,
Перед членами,
Парижской академии наук,
В своей речи,
Бернар Ле Бовье де Фонтенель,
Его одним из величайших ученых,
И философов всех времен,
Признал,
«Он любил наблюдать,
Как расцветают в чужом саду растения,
Семена которых он предоставил сам»,
Фонтенель утверждал,
Позднейшие поколения,
Английских философов и математиков,
Воздали должное,
Достижениям Лейбница,
Компенсировав тем самым,
Пренебрежение его кончиной,
Со стороны Королевского общества,
А Дени Дидро,
В «Энциклопедии» отметил,
Что для Германии Лейбниц был тем,
Чем для Древней Греции были,
Платон, Аристотель и Архимед,
Вместе взятые,
Норберт Винер говорил,
Что, если бы ему предложили выбрать,
Святого - покровителя кибернетики,
То он бы Лейбница выбрал.