Григор Нарекаци Книга скорбных песнопений

Верат Олоз
Перевел Евгений Золотарев под псевдонимом Верат Олоз  -

Григор НАРЕКАЦИ
КНИГА
СКОРБНЫХ
ПЕСНОПЕНИЙ          
Изъявление мольбы неотступной
В покаянных словах полезных,
В увещаниях душеспасительных:
    О самопорицании, о раскаянии в свойствах жизненных,
    О доброхотных обетованиях,
    О невидимого открытии,
    О признании в грехах всяческих,
    О сокровенного выявлении,
    О сокрытого разглашении
    О потаенного предъявлении.
Лекарство мощное для ран неисцелимых,
Снадобье сильнодейственное от недугов незримых,
Средства многообразные от мук бедственных
Страстям подверженного всего существа нашего,
Повод для слез, причина для молитв,
Книга скорбных песнопений, в ответ на прошения
Отцов-отшельников и многих пустынножителей сотворенная
    Григором,
Нарекского монастыря монахом.


Глава 1
Слово к Богу из глубин сердечных

    1
Стенаний скорбных глас, вопль сердца, слез мотив
Я возношу к Тебе, о Тайновидец Вышний.
На огнь желаний, душу жгущий, возложив
Смердящие плоды чувств, возмутивших мысли,
Шлю их Тебе кадилом доброй воли.
Воззри и обоняй их, Милосердный,
И возлюби за искренность их боле,
Чем дым густой от приносимой жертвы.
Мои речения в коротком изложении
Прими не гневно, а с благоволением,
Пусть тучности моей могучим всесожжением
Возносится к Тебе без промедления
Из недр кельи тайных помышлений
Моей словесной жертвы вольный дар.
И пусть, когда с мольбами вперемежку
Я тяжбу заведу с Тобой, мой жар
Да не покажется Тебе таким же дерзким,
Как Иакова молитвенный расчет,
В каком Исайя усмотрел двуличье,
Иль беззаконья вавилонские, о каковых речет
Псалтири семьдесят вторая притча.
Но пусть он будет Твоей воле мил
И принят, словно ладан благовонный,
Что воскурялся в скинии Силома,
Которую Давид восстановил.
Чтобы хранить в ней новообретенный
Ковчег Завета, некогда плененный,
Чему надеюсь я ввести в сравнение
Моей души заблудшей возвращение.

    2
Но глас возмездия и Страшного суда,
Исторгнутый в отмщения долине,
Зовет к борьбе в грядущие года
Страстей противоборствующих ныне.
И я смятение в душе моей прозрю,
Где злых и добрых помыслов дружины
Во всеоружии встречаются в бою,
Чтоб сделать меня пленником кончины,
Как было прежде, пока я Твоею
Не осенен был благодатью всею,
С какой сравнив законы Моисея,
Апостол Павел сделал заключенье:
Дарованное нам Христом спасенье
Определяет выигрыш сраженья.
Но коль суда Господня день вблизи,
Как сказано в Писании святейшем,
Он не чета возмездиям прошедшим
В пределах Богом избранной земли -
Там, где течет Кедрон, сперва ущельем сжатый,
Потом долиною Иосафата.
При слабом сходстве с карой справедливой
Вечность грядущую они являют вживе –
И к Царству воплотившегося Бога
Приближен ныне я и Он находит строго
Меня повинным более других
Во многих прегрешениях больших,
Больше Эдомитян, Филистимлян и прочих
Народов варварских, заведомо порочных,
Каких постиг удар Его надзорной длани,
Но наказанье их отмерено годами,
А кара моих тяжких прегрешений
Не ведает границы завершенья.
Я «ужасом и ямой и петлей»,
Как сказано пророками, настигнут
В дверях с жестокостью стремительной, слепой,
И вечный суд меня здесь ждет, как видно.
Лишь Ты с недосягаемых вершин
Способен к чудотворным исцеленьям,
Чтоб жизни душ благословить спасеньем,
Избавив их от склонности к сомненьям,
О, Искупитель всех, лишь Ты один
В неизреченной славе бесконечной,
Ты всеми восхваляемый извечно.


Глава 2
Слово к Богу из глубин сердечных

    1
Коль ты рискуешь Господа молить
Устами плотскими, добра не совершая,
Витийством Его думая прельстить,
К Египту в тайне мысли обращая,
О грешная душа моя, не знаю,
С чем нас с тобою следует сравнить:
С Содомом – соучастием в грехах.
С судьей изобличенным Ниневийским.
С Царицей Южной, но в Твоих глазах
При положенье несравненно низшем,
С Хананеянами и родственными им,
Иль с Амалека варварским упорством,
Иль с Вавилоном – городом больным
Неизлечимым идолопоклонством.
Сравнить с последствиями мятежа
В предавшей веру древней Иудее.
Тир и Сидон – как ты, моя душа.
Ты хуже своенравной Галилеи.
Поистине, многогреховней ты
Капернаума вместе с Хоразином.
Ты порицаемей Вифсаиды.
Бесстыдней, чем Ефремовы седины.
И я – как Ты – воркую голубком,
Но не по кротости осознанной, примерной,-
Всегда по глупости своей безмерной,
Коварным змеем став, рожденный львом.
Наполнен желчью я, как аспида яйцо,
Я – роковой удар по Иерусалиму,
Согласно предреченью праотцев,
И гибнет скиния моя неудержимо.
И взломаны замки дверей моих,
И одарение способностью глаголить.
Строение мое замарано без них,
И оскверненное наследие я предал поневоле,
И позабыл приют, созижденный Творцом,
Как Иеремия предупреждал когда-то,
И разума, больной проказой, дом,
Осыпанный ударами заклятий,
Хоть был Евангелием оздоровлен,
Обмазан глиною смиренности послушной,
Все ж окончательно не исцелен
И вновь рукой строителя разрушен.
Его обломки были сметены
И выброшены на нечистом месте,
Без всякой жалости отчуждены
Преградой справедливою возмездий.
Грехами свои деньги я зарыл,
Как раб, неверный господину, в землю
И прибыли от них не получил,
Хотя словам Евангелия внемлю.

    2
Но Ты, Бог плоти всяческой и духов всех –
Согласно Моисееву реченью,-
Кто Долготерпелив и Многомилосерд,-
По справедливому Ионы изреченью,-
Позволь мне до конца успешно довести
Мной начатую книгу откровений –
Молитвенных и скорбных песнопений,
Чтоб, сея слезы слов на каждой из ступеней
Мне предстоящего далекого пути
К чертогам уготованным Тобою,
Я к дням страды уборочной успел
Явиться от грехов очищенным с лихвою,
Как плод снопа Твоих блаженных дел.
Не оставляй меня в бесплодии сердечном,
Молю, не иссушай мне слезников.
Услышь меня, Могучий и Предвечный,
В разумном замолении грехов,
И, прежде чем услышит землю небо,
Земля услышит хлеб, вино и ладан,
Которым Изреель услышать надо,
Ведь небожителей мольбы целебней
Моей душе, чем гибельным стихиям.
Поскольку ты – Творец, а я – лишь глина,


Благоволи, чтоб здесь грехи я
Преодолел, окрепнув, как кувшины,
По завершении сих песнопений скорбных,
Чтоб для небес разверзнувшихся вышних
Не оказался я средь непригодных
Небесный свет нести и не был лишним,
Как воск свечи, который просто тает,
И от огня бесследно исчезает.
Как нищего душа – душа моя,
А моя сила – мощь изнеможенья.
И в жизни безусловно понял я
Лишь совести ущербной угрызенья.
Но я не опытом перенесенных бед
Молю Тебя – молитвенным залогом,
Прощенья милостыню жду в ответ,
От слабого меня прими немного,
Взамен великим даром наделив,
Упрочив мое слово покаянья,
Богоявленный дух в него вложив
И истинность пресветлых притч Исайи.
И ржавый голос плоти заменив
Мне, смертному, на благодати злато,
Железо черное покорности сменив
Ливанской яркой медью красноватой.
Зачем ожесточаешь сердце Ты
Мне, низкому настолько, что я смею
Взирать без страха на Твои черты,
Каких для нас не может быть страшнее?
Да не останусь я в трудах своих ничтожных,
Словно беспечный сеятель, ни с чем,
Да не придется мне страдать тревожно
От мук предродовых и не родить совсем,
Скорбеть без слез, без вздохов размышлять,
Туманиться, дождем не проливаясь,
Поставив цель, ее не достигать,
К Тебе, Тебя не слыша, призывать,
Без Твоего вниманья оставаясь,
Стонать без состраданья, молотить,
Чтоб ничего не получить в итоге,
Без сожиганья жертву приносить,

Тебя увидеть и свернуть с дороги.
Услышь моих молений тихий звук
Ты до того, как помощь попрошу я.
Не воздавай мне карой вечных мук
По дней числу, в которые грешу я.
Меня, Сочувствующий, оживи,
Всемилосердный, выслушай злотворца,
Всеблагий, сострадание яви
И исцели усильем чудотворца,
О Долготерпеливый, пощади
И защити, Пристанище Дающий,
Всепобеждающий, освободи,
Облагодетельствуй, о Всемогущий,
И от щедрот великих награди
И подними меня, как прочих падших,
О Неисповедимейший и Страшный,
Небесный Царь, невежду просвети,
Грехи, Неизреченный, отпусти,
О Беспорочный, умиротвори,
О Возрождающий, дай жизни мне нетленной,
Прими, Немстительный, и удовлетвори
Всех кредиторов, о Благословенный.
Коль в будущее взор свой устремив,
Увижу две опасности в день смерти,
Твой взгляд меня спасет в судьбе посмертной,
И если ввысь глаза свои вперив,
Увижу путь ужасный я, на коем
Для душ людей умерших нет покоя,
Пусть Ангел мирный Твой мне встретится на нем.
Яви с последним вздохом смертным днем
Не душу чистую кого-то из блаженных,
Летящую ко мне, светясь нетленно,
С бесценным даром неземной любви.
Но, может быть, в сопутники мои
Пришлешь ты одного из Совершенных,
Из Праведных и Боговдохновенных.
Нежданной милостью в отчаяния час
Мне, нечестивому, которому Ты – Спас.
Да не допустишь Ты, Спаситель всех и вся,
В проводники своей овце паршивой
Кого-то из отпетого зверья,
Ты, Благостный и Долготерпеливый.
Ты для меня, умершего в грехах,-
Жизнь беспорочная, без всякого сомненья,
Ты для меня, погрязшего в долгах,-
Великое и вечное спасенье.

   3
Возможно ль, чтоб от дел благих отстал.
Чтоб милосердием пренебрегать Ты стал,
Чтоб человеколюбию Ты изменил когда-то,
Чтоб в возрождении кому-то отказал,
Чтоб Твоя милость злом была чревата.
Души моей Оплот и Плод Блаженный,
Предвечный Попечитель Неизменный,
Возможно ль, чтоб Ты дал когда-нибудь
Цветку благоволения поникнуть,
Или в могущества Божественного суть
Хоть капельке порочности проникнуть,
Возможно ль, чтоб Себя преобразил,
Венец сияющий волос не сохранил?
Коль милосердие – блаженство, а Ты – царство,
Что жаждой милосердия полно,
Ужель не всем прошедшим сквозь мытарства
Даруешь Ты спасение одно,
Ужель не каждому бальзам от ран даруешь,
И слабому мне язв не зарубцуешь,
Ужель во тьме Ты не откроешь свет
Мне, кто Тебе привержен без предела,
Ты, жизнь дарующий, которой нет
Ни с чем сравненья во вселенной целой?
Единственный Ты славой наделен
По естеству Твоей предвечной жизни
Вне мыслимых всем светом трех времен,
Из коих всеми безусловно признан.
Приснохвалим и нескончаем, Боже,
Дальше пределов вечности возможных.
    Аминь!