Три моих любимых, гениальных шизофреника 1

Сан-Торас
ТРИ + ЕЩЕ ОДИН http://www.stihi.ru/2015/03/29/5644
ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ http://www.stihi.ru/2019/11/09/1412
Рецензия на « Великие любители поэзии. Мини дэтэктив» (Сан-Торас)

_____________Да, не Велимир... Так же как Андрей Белый никакой
 не Андрей и ничуть не Белый, а Борис Бугаев.
 И Игорь Северянин вовсе не Игорь и не Северянин...
А Вы не Сан-Торас!
Лина Чирко   05.11.2019 23:21


______________Ага, и даже не поэт, а доктор!

Скажу кратко, как Лев Толстой:)))))

Когда Бог разрешает наши проблемы - мы верим в его
способности, когда мы сами разрешаем наши
проблемы - Он верит в наши способности.
Ангелы существуют, но когда у них отсутствуют
крылья - мы называем их друзьями:))
Сан-Торас   05.11.2019 23:39 


________________Ангелы-друзья окружают Вас, Санто,
 потому что Вы сам божественно талантливый поэт и ангельски
 нежный и терпеливый человек.
Лина Чирко   05.11.2019 23:47 


_______________Уй, Линочка, каждый из нас бывает ангельски
 нежен  и дьявольски нетерпим, в адском раю наших реальных
фантазий. Такие вот влажные оксюмороны:))
Так выпьем за сбычу мечт!

УхТ! - Вспомнил, откуда приплыл этот глазаЗоркий образ!
Не-не-не у Вас сам по себе!
А у меня есть ассоциативная фигура речи, типа такой:

"Целуй!" - послышалось в бреду,
Свершилось тел предназначенье...
К утру со вздохом: "Эх, – зачем я?",
Унылоруко разведу.
С-Т.

Я помню чьюдное мгновенья,
Ты шла чеканя каблуком!
Неизгладимо впечатленье
Ничьим электроутюгом.

Свернули мы в укром посадок,
Где трав небритых жесток мех.
Был нежен каждый миг и сладок -
Своя любовь волшебней всех!

Пока не скрутит в рог бараний
Тот рок, что должен нас беречь,
Тропою разочарований
Идем под лозунг: "Сбыча мечт"!
:))
Хармс и Хлебников курят на подножке
конки от столь аховских находок
рифм и авторских словообразований:))

Сан-Торас   06.11.2019 11:39 


_____________Про Хармса и Хлебникова точно замечено, Санто.
 Подтверждаю: сама видела!
Лина Чирко   06.11.2019 00:02


______________Вы шутите, голубка моя?!
А я серьезно, с полной ответственностью, доверю Вам, как доктор учителю,
три великих судьбы русских литераторов. Всех троих нежно люблю.
Но по-разному, от Хармса обалдеваю с улыбкой - ибн его абсурд остроумен!
Хлебникова жалею,  сострадаю с литературным интересом.
Перед Андреевым преклоняюсь - он велик.
Начнем, как на фото с Хармса! Потому что никто на свете не расскажет
Вам, филологу, о безумных литературно-поэтических гениях так,
 как доктор-поэт, потому как таких я знаю, тока среди Чеховых и Булгаковых,
 ну, конешна,  ёщк доктор Живаго и доктор Паренаго - стихи, которых люблю
 на память:))
Аккурат, намедни, мы с Вами говорили об антонимах, омонимах и псевдОнимах, мол де Белый, не Белый,
 Северянин не Северянин, дык и Хармс не Хармс - эт скажем анонИм-псевдонИм,
а его фамилия его Ювачев, он родился в 1906 и прожил всего 36 лет.
Хармс был вундеркиндом он музицировал,  рисовал, имел страсть к мистификациям.
Одевался настолько экстравагантно, что его принимали за шпиона.
Бывало и арестовывали, время-то было кондовым - трафаретным.
Друзья выручали, защищали, помогали, да все одно не спасли.
Хармс, безусловно, сногсшибательно выделялся,  среди
 участников литературного объединения "обэриутов", и вообще среди всех.
 - Если б меня спросили -  Чем?
- Я бы сказал ВСЕМ!!!
 Обычно он ходил, как булгаковский Азазелло в клетчатом сюртуке... ОЙ! Ненене!!! Азазелло - носил котелок, это Фагот – Коровьев в клечатом пиджаке,
 а у поэта Бездомного -  клетчатая кепка, у Воланда - клетчатые брюки,
что-то много клеток, ну так мне пока кажиццо, хотя мжт  я и напортачил:))

Поэт Даниил Хармас носил круглую турецкую шапочку, между прочим,
МАСТЕР "в Маргарите" тоже  носил шапочку с вышитой буквой "М" и Куприн
носил турецкую шапочку, что тут особенного?
Одни носят тюбетейки, другие  сомбреро, третьи  кипы,
 четвертные бараньи папахи, как меховые абажуры, а пятые наматывают
 чалму, как женщина из душа. И ничо, никто не говорит, что они
абсурдные и анормальные персонажы.

В каждой религии, как я заметил, -  вообще, все дело в шляпе!
  -  Не ну  реально - католик, заходя в церковь, должен снять шляпу!
 А женщина католичка - наоборот, должна надеть шляпу!
Иудей, заходя в синагогу  надевает маленькую шапочку, а сверху
большую шляпу!
 А иудейка, наоборот все шляпы снимает, и надевает парик!
У кардинала красная шапочка, у папы белая - одна группа верующих,
заходя в храмы снимает всякие свои шапки, это у них очень важно!
 Другая надевает - это строго. Из-за этой чехарды с метанием
шапок и создается впечатление,  что все дело в шляпе!

Так почему же Даниил Хармс должен был казаться странным в своей милой шапочке?
Когда  миллиарды людей еще пуще заморочены своими головными покрытиями?

Ну ладно, скажу еще, что Хармс всегда ультро-изысканно изъяснялся и...
 носил на левой щеке нарисованную зеленую собачку:)
- Как Вам прикид? Особенно на фоне революционного гегемона!
А чем, сопстна, футурист Маяковский, в своей желтой куртке с морковкой, менее эпатажен?
 Чувство абсурда, присущее Даниилу Хармсу, было столь органичным, что
транспортируясь в творчество оно импонировало детям, он зарабатывал  детскими стихами.
 И хотя ребятне нравились его концерты,  сам он детей,  как раз, не жаловал,
 можно сказать ОЧЕНЬ даже не любил.
Ну и с  женщинами тоже у него странноват-то  складывалось.
 Потому что любовниц у  Хармса было немеряно, я бы не покривил,
 назвав их количество невероятным, даже каким-то бессмысленно ненормальным.
Я и сам люблю женщин, даже обожаю, но не понимаю, зачем столько
голых женщин в своей постели? - это  как-то  нерадостно и душно.
 
 Спутница Хармса, нипабаюсь этава слова, - супруга, возвращаясь с работы,
 не входила, а стучалась в дверь, топчась на пороге, зная, что он возможно
 занят какой-нить очередной пассией.
Это, канешно, не совсем заурядные отношения, но разве  Маяковский, который
спал с замужней Лилей, вел с нею  и с ее Бриком  своё общее домашнее хоз-во,
выглядел более традиционно, чем архилюбвиобильмный Хармс? 

Однако, милый Даниил, помимо этих невинных странностей,
имел и капитально другие, он был дико суеверен.
 Встретив по пути горбуна, он  заворачивал назад и резко ретировался.
- Ну что тут, собстна, неадекватного?
- Ведь и ясноумый Пушкин, тоже был трепетно суеверен, носил в себе предсказание цыганки,  о том, что он умрет лет 37-ти от белой головы ( мерзкий Дантес был блондинист и глазаводянист) А  убив НАШЕ ВСЁ, стал во веки веков нерукопожатен, для порядочных людей.
Кром того, завидев, например, на билете цифру 6,  Даниил Хармс  выскакивал
 из трамвая, как угорелый.
- Ну, ёлки в Албании! - что в этом сумасшедшего? - милльярд китайцев
панически боятццо цифру 4, да так, что у них в Китае
не только нет домов под № 4, но и кнопок в лифте.
 В центре Пекина, в фешенебельной гостинице  я не мог вкатить,
 как  попа-спать на 14 этаж? Идет 13,  потом сразу 15 -  а 14 - табу
 "мы его боимся" - нормально?
  Для Хармса человек с веснушками означал удачу - что вполне себе  мило,
правда, кое-что, у него  чуть-чуть доходило до паранойи.
 Например молоко, но я понимаю, оно такое белое - больше ништо,
 из всего того, что  мы пьем, не бывает таким исключительно белым.
Мжт быть, поэтому Хармс  пил молоко только при условии, чтобы
 все двери и окна были наглухо закрыты.
Вполне возможно, он опасался, что залетит, какая-нить грязная хрень и
запачкает его белоснежное молоко и это, вполне себе, можно понять.

Однако, после первого ареста и ссылки веселый, яркий, абсурдный
 Хармс сделался совсем болен, нервно истощен, не мог работать и
угораздило его  загреметь в психишку, откуда выписали его 
 с диагнозом "шизофрения".
Он имел  навязчивые движения, повторял услышанное, проявлял страх.
Но возможно  и виртуозно симулировал, или чуток преувеличивал,
чтобы спастись - это был все же 39, репрессированный,  год.
Но даже шизофрения не спасла поэта, его все равно арестовал,
 какой-то там  оперуполномоченный заявив, что Ювачев-Хармс  настроен
контрреволюционно, что он распространяет  клеветнические
и пораженческие настроения.
 Помните, Линочка, я говорил Вам, что у меня с СССРом была
перманентная лингвистическая несовместимость?
- Дык, ВОТ ЭТО ОНО И ЕСТЬ!
Органически не выношу - всю эту чугунную совковую риторику!
- А знаете почему?
 - Потому что - это не речь! - не мысль, не язык!
 - это звуковые сигналы, которые срабатывают без ОСМЫСЛЕНИЙ,
 рефлекторно, как лампочка собаки Павлова.
 Сказал некий оперуполномоченный: "настроен контрреволюционно" -
где? как? что это, вообще, означает?! - НЕ ВАЖНО,
 просто это звукосочетание  включает В МОЗГУ КРАСНУЮ ЛАПОЧКУ - СОС!
КАРРАУЛ -  "Он плохой!" КОНТРА! - фигура речи  психологически отрицательного воздействия.
 "морально неустойчив" -  что значит неустойчив? - Ничто! -
 Это  сигнал: - ненадежный, опасный, плохой!
Человек не то, чтобы что-то сделал, что можно объяснить человеческим
языком, что-то конкретное - обманул, украл, пожадничал, позавидовал
 - нет, ничего подобного! вообще, неизвестно делал он что-то или нет,
 просто НЕУСТОЙЧИВ МОРАЛЬНО.
ВСЕ УСТОЙЧИВЫЕ, а ОН НЕ УСТОИТ. - Вы что-нить понимаете об этом НЕУСТОЙЧИВОМ человеке?
Какой он на самом деле? -  не знаю, но  сигнал поступил и каждый должен
среагировать на сигнал - ОСУДИТЬ.
 Даже термин такой был "ВОВРЕМЯ ПРОСИГНАЛИТЬ" - не рассказать, не поговорить
с человеком...
(мы с Вами обменялись тоннами писем - я Вам когда-нибудь, что-нибудь
ПРОСИГНАЛИЛ?) И Вы мне НЕТ!
Как же мы прожили? Удивительно, но как только СОЮЗ распался
вся  ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА речевых СИГНАЛОВ - разлетелась в дребезги,
исчезла, стерлась в одночасье - как НЕ БЫЛО! Не зря я внутренне конфликтовал
с этой навязанной, ПРОТИВОЕСТЕСТВЕННОЙ обезчеловеченой "МОРЗЯНКОЙ"
Вот он -  самый, что ни на есть настоящий
КОГНЕТИВНЫЙ ДИССОНАНС! 

И как тока, бдительный оперуполномоченный, образованный лозунгами,
 обнаружил у  Даниила Хармса "клеветнические и пораженческие настроения"?

Которые поэт куда-то распространял? - ходил,  как почтальон
по всем коммуналкам  и распространял пораженческие настроения,
 и жители бараков поражались этими пораженческими настроениями
 и,  видать, поэтому, как ни в себя жрали водку.
 Просто, чтобы выглядеть не пораженчески, а какгбэ в общей массе обыкновенно.
Идет мурло мотыляется, как ударенный, со стороны в сторону,
 матерится, рыгает, мочится на забор - никто не удивится, потому что - это нормальное настроение, ни то что какое-то пораженческое,
которое даже объяснить нельзя!  А надо  воспринимать, как  сигнал БЕДСТВИЯ
 - ведь это явно не человеческая речь!
"Морально устойчив" - что это значит?  - НИЧЕГО - Зеленая лампочка -
"ХОРОШИЙ", а мжт и ВРУТ! 

Арестованного Хармса  от уголовной ответственности перевели на принудительное лечение в психушку при пересыльной тюрьме.
 Консилиум врачей установил: "шизофрения заболевание давнее,
в инкриминируемом ему деянии является неответственным, то есть невменяемым"
Через полгода веселого абсурдиста, с зелёной собачкой на щеке,
 и стихами для детей  не стало. Его ЗАМУЧИЛИ до смерти.
 А поэза Даниила Хармса живет,  заполняя смысловой спектр
забавными неологизмами, от понятных слов до звукоподражаний.
И этот, замуРчанный гений,  славный оригинал стал основоположником
 литературы абсурда не только в России, но и во всем огромном мире,
 в котором Даниил Хармс породил, основал и если хотите, создал
 новый литературный жанр, уполномоченный радовать детей и взрослых
 своими пораженческими настроениями.
 
_______________________ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ_____________________________

А второй на фото у нас - Велимир, как раз мы  его сегодня вспоминали Хлебников!

Витя Хлебников, родоначальник русского футуризма, организатор общества "Председателей земного шара", был на 20 лет старше Хармса и умер,
 как Пушки в 37 лет,
Еще в гимназии его называли блаженным, потому что
Великий Велимир вел кочевую жизнь,  будто  постоянно испытывал
некий особый голод пространства.
Помните, Линочка, "Евгения Онегина"

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест
(Весьма мучительное свойство,
Немногих добровольный крест)._______ Дык это же чувство мучительного свойства

испытывал и Велеречивый Велимир, о котором  поэт Маяковский  рассказывал, без тени прекрас, хотя сам он был, как известно никакой не мужчина, а какое-то облако в штанах, так вот, если верить Маяковскому то:
"Ездил Хлебников очень часто. Ни причин, ни сроков его поездок нельзя было понять.  При этом забирал с собой наволочку, набитую рукописными листочками.
И если кто-то из друзей не успевал их вытащить для публикации,
то все написанные рукописи в дороге пропадали вместе с "подушкой".
 При встрече Велимир не здоровался за руку, а почему-то отдавал честь.
 Чтобы на него не надевали – все через два дня приходило в такой хаотический вид, что становилось неузнаваемо"
 Поэт Вадим Шершеневич (у него много заметок о современниках),
 рассказал, каким образом Хлебников, например умывался:
" Его умывание надо было бы демонстрировать в школах детям,
 чтоб те знали, как не надо умываться.
 Он наливал с большой опаской на совершенно выпрямленные ладони воду
 и мог часами наблюдать, как вода стекает обратно…
Наконец он решительно черпал воду, подносил ее к лицу и в последний момент разжимал руки, так что вода выливалась обратно, не коснувшись лица.
Потом долго тер полотенцем, а если его не было, то чем попало сухое лицо. Иногда он даже причесывался…»
- Здорово, правда?! Спал на рукописях -  чтобы стихи запоминались! Отдавал
честь - прекрасно есть честь чего ж не отдать! И вытирал сухое лицо!

 А может и прикалывался:) Поэт-футурист Алексей Крученых, который немало слов оставил о Есенине, вспоминал, что Велимир "вообще сторонился культурного и городского: всю жизнь относился враждебно к телефону,
 спать предпочитал на соломе ( КАК СУВОРОВ!) или на голом тюфяке,
 а простыни сбрасывал на пол". Правильно -   на простынях дети зачинаются,
а на тюфяк принцессу не заманишь, ей горошину подавай под перины!
Тюфяк лучшее противозачаточное средство! Солома не годится, потому что
Суворов не женился, аж до 40 лет, пока родители его старенькие не взмолились:
- Женись, Сашенька, дай  хоть на внуков поглядеть!
 И невесту привели, и Сашенька покорно обвенчался, и перины ему взбили
 до потолка и молодая трепетала на них ожидая полководца в  розовом пеньюаре. Суворов ( обожаю его) зашел в альковы с охапкой сена, бросил его в угол и завалился в сапогах.
Родители у двери повздыхали, а утром тихонько заглянули в опочивальню,
увидали розовый пеньюар на сене и с облегчением перекрестились.
 Так родилась у Александра Васильевича дочка Наташка, которая бегала босоногой
с крестьянскими мальчишками, как и не дворянка вовсе.  Суворов нежно любил ее,
все позволял и гордился ею. Откуда я все это знаю и сам не знаю:))
Но вывод один сено - опасно!
  Ну, вроде зачем бы Крученых стал бы наговаривать на Велимира?
И уверять, что у Хлебникова был полный уход
 "из мира действительности в мир мысли и мечты"
Потому что когда лежал он в Харьковской психиатрической больнице,
 куда привезли его для проведения военно-психиатрической экспертизы, то
 заключение  врачей звучало неутешительно:
«Нет сомнений, что в Викторе Хлебникове развертывается нарушение нормы, так называемого шизофренического круга, в виде расщепления – дисгармонии нервно-психических процессов»
Не ну и  творчество поэта все-же абсолютно формалистично, хотя
он упоительно экспериментировал над словом, как бы превращая слова
в полное крошево, из которого  конструировал собственные новые и  необычные словосочетания.
 Просто мне нра эта фантазия:) И даже вполне возможно потому, что я смолоду настрадавшись  от совковой "сигнальной речи", испытываю буйный протест
 по отношению ко всякого рода ШТАМПАМ!
И даже, вполне возможно, именно потом потому что ШТАМПЫ ЗАШОРИВАЮТ в голове МЫСЛеДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ибн ШТАМ - это тоже не речь, а СИГНАЛ.
 Люблю, как трюфель, многие  гениально-сумасшедшие  неологизмы
 Велимира, например  «Песнь Мирязя»:

«У омера мирючие берега.
 Мирины росли здесь и там
сквозь гнезда ворона.
 Низ же зарос грустняком.________ УХТ!  зарос грустняком - поэза неповторимая!
 Смертнобровый тетерев___________ А тетерев  смертнобровый - КАРТИНА МАСЛОМ!
не уставал токовать,
взлетая на морину».

Жаль, что бедный и милый Хлебников так и остался плохо понятым,
 потому что логика его стихотворений слишком далека от общепринятой.
 Течение его болезни носило непрерывный характер, если конечно,
 реформаторство, нарушения поведения и определённая чудаковатость  -
 болезнь, но некий психическим инфантилизмом Велимира
   привнес в его творчество  много  своеобразного и очаровательного,
благодаря чему,  Хлебникова оставил,  в своем роде,
 единственный и неповторимый след в  поэзе!
Ибн затронутого шизофренией поэта по таланту и своеобразию
и сравнить-то не с кем! он НЕ СРАВНИМ!
Впрочем, как и совершенно психически здоровый Маяковский и несравним,
 и НЕПОВТОРИМ!

____________________________ДАНИИЛ АНДРЕЕВ__________________________

И наконец,  третий на фото мой любимец, философ-мистик писатель
 и художник Даниил Андреев, не только тезка Даниила Хармса,
но ещё и родился с ним в одном  1906 году, прожил 53 года.
 С детства Андреев был необычным ребенком.
 В шесть лет узнав, что его умершие мама и бабушка  на небесах,
он решил утопиться, чтобы встретиться с ними.
 Его случайно спасли когда он уже был готов прыгнуть с моста в реку.
В его комнате: висела карта полушарий изобретенной им планеты.
 Была написана история государств этой планеты, по стенам развешаны портреты императоров,  которые нарисовал сам Даниил.
В гимназии у него были "переживание иной реальности" - это симптом дереализации. Пример - это его  "видение Небесного Кремля над Кремлем земным"
 и позже – видение всемирной истории как единого мистического потока.
А "прорывы космического сознания",  можно рассматривать, как  деперсонализацию,
еще одно нарушение сознания.
Были странности и в поведении, если Вам интересно, то Даниил Андреев  ходил босиком в любую погоду, даже по снегу.
Правда, когда на него стали оглядываться прохожие, он все же
 надел тапочки, но  предварительно вырезал в них подошву, чтобы все равно ходить босым.
Кстати, я тоже так ходил, особенно, когда страстно увлекался его "Розой Мира",  повесив  на шнурках туфли через плечо.
Андреев постоянно что-то сочинял. "Будучи глубочайшим мистиком, он умел находить нужные слова даже для почти уже невыразимого. А там, где кончается все видимое, мыслимое и выражаемое привычными понятиями, он с создавал новые понятия, новые слова, новые наименования".
 - Как я люблю такое яркое творчество и людей, имеющих этот волшебный сумасшедший заряд!
Сам я невероятно работоспособный и творческий, но к сожалению или к счастью
 глубоко нормальный  и таким был всегда.

Так же как Даниила Хармса, Даниила Андреева  арестовали,  поводом стал  его  роман, в котором очередной  оперуполномоченный, воспитанный на лозунгах
углядел антисоветскую агитацию и террористические намерения замечательного
и великого Даниила.
Што это означает террористические намерения? 
Как же я не выношу эту смердящую пустоту слов!
Прав был милый  Гумилев, расстрелянный в 32 года:

_________Слово

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества.
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Это он про советский слег  -  не иначе, ибн что ещё мжт пахнуть
мертвее и дурнее? - да вот эти, негнущиеся, отскакивающие
от языка деревяшки слов.
У Даниила Андреева арестовали не только  всех родственников и друзей,
 но и все написанные им  сочинения уничтожили.
Жена  просила провести ему судебно-психиатрическую экспертизу.
 В институте  Сербского пришли к заключению, что Андреев страдает «лабильной психикой».
И его оставили в тюремной камере, на долгие годы.
А  "прорывы» иного мира" в мир реальный  продолжались.
 Жена вспоминала: «В тюрьме эти прорывы стали частыми, и постепенно перед ним возникла система Вселенной и категорическое требование:
 посвятить свой поэтический дар, неся  об этом весть…
Во сне по мирам иным… Даниила Андреева водили Лермонтов, Достоевский и Блок…
 Так родились три его основных произведения: "Роза Мира", "Русские боги" и
 "Железная мистерия"
С Андреевым сидел  академик, физиолог, атеист Василий Парин,
они  подружившийся в тюрьме.
Парни рассказывал: "Было такое впечатление, что Даниил не пишет, в смысле "сочиняет", а едва успевает записывать то, что потоком на него льется" .
 По ночам Андреев погружался в состояние чрезвычайного сосредоточения
 и "пускался в трансфизические странствия", испытывая при этом псевдогаллюцинации. Это когда  человек слышит голоса не со стороны, а внутри своей головы.
Лишенный контактов с внешним миром, он научился осознанно управлять "трансфизическими странствиями души" во сне и в состоянии бодрствования…
Прямо как "Межзвёздный скиталец" - мое любимое у Джека Лондона, или
"Черный монах" - любимое и мистическое у Чехова.
Основываясь на этих откровениях, Андреев создал "Розу Мира" –
 грандиозный трактат о сокровенном строении Вселенной, о мистической
  истории земной цивилизации, о грядущих судьбах человечества"
В  «Розе Мира» глубокие и в высшей степени здравые рассуждения о Пушкине, Лермонтове, Достоевском, и вместе с тем  фантастические описания
 метаисторических коллизий,  носящие  черты шизофренического мировосприятия
 с экстранормальной фонетикой, которая буквально завораживает.
В целом мышление с отклонениями в сторону шизофрении, с одной стороны
имеет дефект, но  в то же время, имеет мышление, гораздо более сложное
глубокое и яркое, чем мышление массы  обыкновенных людей,
 не способных на вспышки гениальных озарения.
Это парадоксально и даже печально, но по факту это так, а не иначе:))