Венера с зеркалом Веласкеса

Вадим Константинов 2
                На грани двух миров...

                И в первом - хороша,
                Теряет во втором
                На четверть - в женской
                Силе...

                А в зеркале живёт
                Сама её душа...

                С которой плоть её
                На время разлучили!..
                07.11.2019.


Удивительно, что Диего Веласкесу, этому великому живописцу своей эпохи, вообще посчастливилось написать и передать потомкам такое произведение. Причина же кроется в самом простом – в 17 веке испанская инквизиция была сильна как никогда и созерцание обнаженного женского тела считалось почти смертным грехом. Видимо, ради того, что осуществить замысел и написать «Венеру с зеркалом» ( La Venus del espejo) , Веласкесу пришлось покинуть родину и уехать в Италию. Желание выразить свои чувства в полотне было сильнее любых церковных запретов. На самом деле считают, что у испанского мастера живописи было много портретов с изображениями женских тел, однако дошла до нас только «Венера».

Похоже, инквизиторы и правда постарались и уничтожили некоторые творения великого художника. В «Венере» и так оказалось сильно влияние Великого инквизитора Торквемады – женщина повернута спиной к зрителю и целомудренно скрывает свое тело от обращенных взглядов зрителей. У итальянцев манера написания Венер более раскованная – они все позируют обнаженными в позах, обращенных к зрителю. К сожалению, точной даты, когда полотно было написано, уточнить до сих пор не удалось. Специалисты предполагают, что моментом завершения были годы с 1647 по 1651

Веласкес писал «Венеру с зеркалом» под влиянием венецианской живописи эпохи Возрождения — в те годы было написано несметное количество Венер, Амуров, нимф и наяд в различных позах. Этак картина как бы объединяет наиболее популярное написание тех лет – в картине использовано зеркало в качестве предмета и распространенное в художественной среде поза — полулежащее расположение модели.

На полотне изображена молодая богиня любви. Она лежит на покрытом в сине-белых тонах шелковом покрывале и, облокотившись на правую руку, с удовольствием смотрит в зеркало. В зеркале отражается прекрасная рыжеватая шатенка с мягкими чертами лица, пухлыми губами и ясными сияющими глазами. Зеркало в богато украшенной раме перед нею держит амур. Примечательно, что крылышки у амура как бы надеты – через плечи у него видны синие ленты, к которым и крепится конструкция с перьями. Амур внимательно наблюдает за божественной женщиной. По его личику видно, что и ему доставляет удовольствие вид этой небожительницы. Вся картина дышит негой и умиротворением: Веласкес изобразил Венеру как простую смертную женщину, которую застали врасплох за самолюбованием. Это одно из самых потрясающих полотен великого испанца, поскольку он сочетал в своем мастерстве детальный портретизм и религиозность. А в картине «Венера с зеркалом» нет ни намека на христианское благочестие, аскетизм и фанатическое исступление.

Интересен факт – картина долго находилась в коллекции у герцогини Альба, причем это полотно соседствовало с «Махой обнаженной», которая считается повторением «Венеры с зеркалом». Герцогиня не расставалась с этими шедеврами до самой смерти, лишь в 1813 году картину выкупил у разорившегося семейства Годой и увез в