Ночлег

Юрий Лебедев 4
Тают в вечерней мгле осенние леса. Под  меркнущим их пологом укладывается  спать  великая тишина.
-Клинг, кланг!- окликает  землю    высокая  лебединая цепь.
 - Конг, конг!- раздается из темноты подлеска предупреждающий крик осторожного зверя.

Что бы это могло его обеспокоить в этот сумеречный час?
На одной из  лесных полян слышатся какие-то голоса. Там, в окружении чернолесья,  горит костер..Возле костра и  в двух школьных палатках переговариваются мальчишки и девчонки. Здесь идет игра. Команда «синих» готовится к ночевке. Их разведка ушла искать лагерь противника. Часовой с муляжом автомата Калашникова обходит территорию лагеря, обозначенную  туго натянутым шнуром.

Все плотнее подкрадывается к лагерю  ночь. А когда  границы леса размылись и почти слились с окружающим его пространством, на дальнем краю поля появились огни. Это не было запланировано в сценарии нашей игры. Кто -то вносит в неё непонятные для всех нас коррективы. Огни гаснут, чертят темноту лучами, перестраиваются в линию, и часовой все, кто, и  кто пил чай  из жестяных кружек, возле  костра, поняли -  скоро в   лагере могут появиться незваные гости. Наконец,  огни развернутой лавой двинулись  в  сторону нашего костра.

Оповещенные часовым, ребята прекратили разговоры, вышли из палаток и стали собираться  вместе. Никто не давал команды, но вскоре весь отряд, а в нем было не меньше сорока человек, встали плотной шеренгой возле северной границы лагеря. Все с тревогой смотрели на ревущую лаву рокеров,  будто поставивших своей целью смять наши палатки, нагнать страха на  весь отряд и разогнать  его, куда подальше от данного  места.

Это была настоящая психическая  атака.  И хотя в лагере было больше половины девчонок, они как все, плечом к плечу, стояли рядом с мальчишками.  Мне показалось, что в руках у многих появились палки. В этот момент и моя  рука поневоле потянулась к куче сушняка, чтоб на всякий случай взять оттуда сучок и потолще.

 Рев мотоциклов приближался. Свет прожекторов  слепил нас. Я встал рядом с детьми. В блеске огней лица их были взволнованы, но не растеряны. Они чувствовали себя коллективом.

Когда до натянутого шнура и до отряда, стоящего стеной, оставалось метров пять, мотоциклисты на полном ходу начали крутой разворот на девяносто градусов.. Дым, треск, лучи огней. И  у одной  из  девчонок не выдержали нервы. Палка, брошенная ею в  бешеное месиво незваных гостей, угодило кому то из них в болезненное место, и  тот, бросив мотоцикл,  побежал искать в лагере учителей, чтоб выразить им свое негодование.
 
После недолгих, но взволнованных разборок, избавившись от гостей, отряд укладывался спать. Воздух посвежел. Поднялся и стал усиливаться ветер.  Будто стая ночных зверей на мягких лапах стремительными прыжками  помчалась   по лесной подстилке в нашу сторону. Вот они заскреблись когтями, сцепились в клубок и в яростном молчании покатились по лесу дальше.  Ближе. Ближе. Чаща задрожала последней своей листвой.

Но безумный клубок скачущих тел вдруг рассыпался на тысячи самостоятельных шорохов, а с  дальнего  края леса уже шел к нам кто тяжелой слоновой походкой, треща и ломая все на своем пути. В болоте, что -то упало, шлепнулось в воду, и вдруг раздался  пронзительно вопль.

 Он напоминал одновременно   крик ворона и кукушки. Самка косули созывает свой молодняк, догадался я.Стало понятно, что в этот поздний час из согр и дебрей, из камышовых и болотных островов на сухие гривы и увалы  выходят   по своим делам лесные жители. 

 А ночь стояла вокруг нас чёрной стеной. Выволочки какой -то особо непроницаемой тьмы, копились возле муравейника. Опавшие листья лежали возле самого моего лица, и я чувствовал их запах. Вспомнил слова  старшеклассницы, сказанные ею возле костра, когда ватага рокеров удалилась восвояси.

-Как жаль, что в нашей городской школе никогда не бывает таких походов!.
В ту осень эта девочка из Заводоуковска временно училась в нашей школе.

Думал: есть три уровня развития  коллектива.
Первый -Песок.
Второй-Глина.
Третий -Мерцающий маяк.

А  какой уровень развития был в то время  у нашего ребяческого   коллектива? Я тогда не задавал себе такого  вопроса. Это была середина девяностых годов, когда  жизнь каждого из нас была   головоломкой с запутанным множеством решений, код правильных ответов для которых   разгадать  желали тогда многие.

А некоторые из тех мальчишек и девчонок, что не дрогнули  в том ночном  тревожном ряду,    выучились и сейчас  стоят рядом с нами, плечом к плечу в общем отряде  южнодубровинских  педагогов.

на авторском снимке: наша  школа в осеннем походе