Любить Лермонтова. Герой нашего времени

Сергей Псарев
                Наедине с тобою, брат,
                Хотел бы я побыть:
                На свете мало, говорят,
                Мне остается жить!
                М. Ю. Лермонтов, 1840 г.

                Продолжая разговор о Печорине, остановлюсь на воплощении его образа в отечественном кинематографе. Согласитесь, что для нашей «самой читающей страны» это немаловажная тема. Читая серьезное литературное произведение, часто мысленно ищешь себе нужную опору - зрительный образ. Случалось, что по молодости пытался представить Печориным себя. Для юношества бедного послевоенного времени в нем была какая-то особенная притягательная сила. Уже будучи курсантами военного училища, мы в первую очередь обращали свое внимание на его безукоризненные светские манеры, особые поведенческие мотивы и поступки. Наверное, более другого, нам импонировало благородство выбранного героя, его понятие чести, безрассудство и полное презрение к смерти. В итоге этот роман зачитывался мною до дыр и потом некоторыми местами долгое время воспроизводился на память.
                Думаю, что и школьные учителя русской словесности и литературы порадовались выходу известного телесериала «Печорин» (2011 г.) с главным героем в исполнении актёра Игоря Петренко. Обыкновенно с этого момента у нас повышался общественный градус внимания к отечественной литературе. Вполне себе понятный для сегодняшней молодежи герой нашего времени. Печорин получился легким, веселым баловнем судьбы, этаким современным красивым циником. Правда, близкого мне лермонтовского образа я там не увидел. Это какое-то новое прочтение нашей литературной классики...
                Признаюсь, что самое первое исполнение роли Печорина актёром Николаем Прозоровским в далеком 1927 году, для меня тоже прошло незамеченным. Это кино было немым и впоследствии стало малодоступным для массового зрителя. Другое дело, что этот актёр прекрасно знал игровой материал. Род Прозоровских был одним из самых знатных в России и вел свое начало от Рюриковичей.
                Первое прочтение романа совпало у меня с просмотром кинофильма «Княжна Мери» (1955 г.). Печорина там сыграл актёр Анатолий Вербицкий. В нем все хорошо подходило к школьной программе, но сильно не захватывало. Это было больше похоже на подробные качественные иллюстрации к литературному тексту.
                Третий «экранный» Печорин в исполнении актёра Владимира Ивашова (1965 г.) зацепил меня гораздо больше. Уж больно шла ему эта красивая офицерская форма. Тут еще важно уметь ее носить, а у Ивашова это прекрасно получалось. Внешность актёра тоже сыграла значение. Да, это был Печорин. Мне сразу вспомнилось его широко известное описание в главе «Максим Максимыч». Позволю себе напомнить отдельные строки нашему читателю: «…Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза; о глазах я должен сказать еще несколько слов.
                Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! - Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти…»
                Печорин, которого в фильме Анатолия Эфроса «Страницы журнала Печорина» (1975 г.) сыграл Олег Даль, запомнился мне намного больше других. Он у него получился «свой», очеловеченный и вызывающий глубокую симпатию. Настоящий русский Гамлет. Говорят, что по просьбе актёра хранители музея в Тарханах, даже вскрывали склеп Лермонтова, и Даль там оставался наедине с прахом великого писателя. Он будто получал благословение Лермонтова на исполнение этой сложной роли.
                Очевидцы рассказывали, что когда Олег Даль читал стихи Лермонтова, казалось, что в его облике говорил сам погибший поэт. «Я не просто услышал голос Лермонтова - передо мной открылась огромная личность» - рассказывал потом один сотрудник музея… Сам Даль о себе скромно говорил, что он не чтец, а актер, играющий стихи. Мне тоже показалось, что Олег Даль всю жизнь носил в себе образ, соединявший Печорина и самого Лермонтова. Так же, как они, он страдал бесконечными душевными муками и готовился к смерти.
                Говорят, что талантливому писателю, художнику или актеру можно написать себе чужую судьбу и получить ее трагический финал. Не знаю, насколько справедливо такое утверждение по отношению к судьбе Олега Даля. Для меня безусловна другая простая истина. Чтобы так понять и почувствовать характер своего героя, актёру нужно было всю свою жизнь любить Михаила Юрьевича Лермонтова. Кто-то из нынешних кинозвёзд за свою творческую биографию успевает полюбить и перевоплотиться в русских поэтов по большому предлагаемому списку, но поверьте, это уже совсем другая история… Каждое время делает своих героев...

На фото - рисунок Дмитрия Палена. Портрет М.Ю. Лермонтова в военной фуражке, 1840 год, июль. Бумага, карандаш. Институт русской литературы РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург
                Чрезвычайно ценен этот портрет, выполненный в июле 1840 года с натуры однополчанином Лермонтова, бароном Д.П. Паленом, после валерикского боя, в палатке барона Л.В. Россильона. У поэта усталый вид, он небрит, в глазах грусть; фуражка помята, ворот сюртука расстегнут, без эполет. Это единственный профильный портрет Лермонтова и, возможно, наиболее схожий с оригиналом из всех прижизненных изображений.