Предисловие

Светлана Климашова Дерягина
           Предисловие из книги "Разговор с Поэтом"
          О творчестве Пашкова Виктора Алексеевича.
               
                «…моя деятельная работа, моё оружие - 
                русское слово,-
                вот и стараюсь по мере возможности
                делать полезное 
                для людей моей России как могу…»
                ( Ответ Виктора Алексеевича Пашкова
                читателю)
                От 28.07.2019.



          Несколько лет назад, прочитав сначала несколько стихов Виктора Алексеевича, его повести и рассказы,  я была покорена ими навсегда. Искренность, тончайшие душевные переживания, неповторимую красоту поэтического воплощения мысли Поэта, нашла я в его произведениях.
           Я услышала трепетное биение сердца Поэта, переполненное и радостью, и болью.
            Тонкие нити его душевных переживаний переплелись с моим эмоциональным восприятием произведений, совершенно необычных, самобытных, наполненных жизнью.
             Только тогда я поняла, что поэзия не что иное, как прикосновение к вечности.  Поэзия Виктора Алексеевича – нашего современника, не только для её прочтения сегодня. Она переживёт наше время. 
         Недюжинный талант, природные способности, великая работоспособность – залог того,  что Поэт не остановится. Новые стихи, новинки прозы порадуют меня. И снова восторг, и снова восхищение, и снова переживания…
            Великий труженик, не жалея себя, Поэт отдаёт всю мощь  таланта своему призванию. Вот как он сам говорит об этом в стихотворении «Я знаю, как пишут стихи»:

Я знаю, как пишут стихи
Те многие, что здесь писали.
Следы их мучений ночных
Открытыми ранами стали.

Читаю чужое взахлёб:
Учусь, понимаю и верю,
Что кожу с поверхности слов
Поэты сдирают,  как звери.

В поездках по прозе дневной,
Значение слов выявляя,
Я раны закрою строкой,
По мукам поминки справляя.

А чувства родившихся строк
Кому-то следами предстанут.
И вновь  заболит левый бок.
Появятся свежие раны.
        21.12.2013
           « Постоянно работаю над словом» - из разговора с Поэтом.
Виктор Алексеевич, уже признанный Поэт, считает, что он учится, учится каждый день, находясь в непрекращающемся творческом тонусе.  Своими учителями считает  С.Есенина и Н.Некрасова.
            Лиризм и теплота «есенинских» строк, высокая гражданственность и народность «некрасовских», негромким эхом слышатся в некоторых строках стихов Виктора Алексеевича.
             Покоряет душевностью и красотой русского пейзажа стихотворение
« Ты когда - то тайком целовала меня»

Ты когда-то
тайком
целовала меня, 
пела сердцем
беззвучные песни,       
 а за берегом встречи
дремала заря,   
карауля луну в подвенечном. 

Когда лето в разгаре, -
я спать не хочу,
да, и некогда:
краткие ночи.
Нам река
зажигала
на плёсах свечу -      
ночь Земли становилась короче.               

А теперь заря спит до обеда.
Луна.
Свет погоста
уставился в окна.
Песен ты не поёшь,
не целуешь меня,
и зима
заморозила стёкла.
                09.03.2015

        Немного «похулиганил»  Автор в одном из своих стихотворений.
"Ночь моя - беспробудная пьяница -"

Ночь моя – беспробудная пьяница -
перегаром несёт по земле, -               
сердце с думой к утру
не справляется, - 
рвётся ритм на гранёном стекле.    

Бьётся горькая участь по краешку,
не выплёскиваясь в тишину, -
я напьюсь,
к сожалению,
знаешь как? –
так как пьют, вспоминая войну.

Что же делать мне, если «карябает»,
грань стакана
сжигает заря, - 
сомневаюсь, что ты ещё рада мне:
мне об этом сто грамм говорят.

Вижу: скромность в вине
растворяется -
грубых слов не стесняюсь сказать, -
вырву мысль:
в эту ночь она
странница, -
полюбил – «растудыт» твою мать. 
                20.12.11

         В стихах Поэта -  реальность, пережитое им лично. Сегодняшний день России, волнение за будущее, благополучие русского человека, мысли об этом  воплотил Автор в стихах философской лирики.
Достаточно прочитать одно из стихотворений, чтобы понять его мировоззренческие позиции.
     "Несёт по мартовским снегам."

Несёт по мартовским снегам,
в горячке солнце золотое, -               
сверкает снег - темно в глазах,               
и слёзы – нервы успокоить.               

Сибирь.
Иду по городам, как раб,
от рабства убегая, -
и, помня окрик сапога,               
я тяжесть мира промеряю.         

Стал изощрённее сапог:               
не топчет, – бьёт саднящим краем
наотмашь
насмерть
в левый бок -
под страхом смерти принимаю.               

Фантомы боли впереди:
мир весит день
и святость ночи -
замёрзнет тело по пути,               
а сердце вмёрзнет в краткость строчек.

Затихнут звуки кандалов:
погоня беглого настигнет,         
а душу наболевших слов               
замкнут в еврейские вериги.               
                12.03.06.

          Уместно привести слова Поэта из разговора с читателем:
«В Россию как в страну и Родину верил, верю и буду верить, а вот тем, кто «правит»,  не верил, не верю и уже никогда не поверю». 28.07.19.

        И опять «в левый бок», и опять боль в сердце Поэта – Гражданина, истинного Патриота своей любимой Родины!
     Мысли, мысли … Беспокоят, не дают спать…
Часто действие стихотворения происходит в парке, любимое место прогулок даже во время тихого осеннего дождя.
 "Октябрь. Зелёный парк. Исхожены дорожки"

Октябрь.
Зелёный парк.
Исхожены дорожки. 
Вечерняя возня влюблённых голубей, -
и прячутся следы в нестёртой снежной крошке
под мягкий сумрак нависающих ветвей.

Большие города,
разбойные дороги;
упрямый свет машин
вскрывает темноту;
мой тротуар в следах,
оставшихся и строгих,
уходит в свете фар
в ночную пустоту.               

Забыт маршрут и цель,
заполнен взгляд слезами: 
пытаюсь разглядеть
начало и конец -   
давно хожу один среди людей и знаний,
но не встречается познавший жизнь мудрец. 

Слепым с рождения,
с бедой и горем после
брожу грунтовкой мимо маленьких удач.               
Кончается октябрь,
парк в ледяной коросте,
мои следы в хитросплетении задач.
                09.03.2016

        Не чуждо Поэту возвращение в прошлое, где он находит достойные примеры из жизни, сравнивая с настоящим.
"Мой тихий сквер и вечер на Советской"

Мой тихий сквер
и вечер
на Советской;
в прожилках света
бьётся пульс земли;            
дом
- выглядит старинною виньеткой - 
прижат забором, -
краем – фонари.   

Пух тополиный носится по скверу,   
сознание ночное вороша, -               
мне хочется проверить,
не поверив,          
что жизнь, увы,
нечаянно прошла               

не там и не тогда,
когда хотелось, -
в век идеальной грусти не попав,
я слышу,
как отчаянная зрелость            
скрипит зубами, чувствуя капкан, -

а вижу свет и –
улицу другую:          
сон полутенью
обнимает сквер -
Дом на Дворянской памятью рисую, -
и той же кистью  –
вековой барьер. 

Не ставили тогда глухих заборов,
не строили дворцов на воровстве.
Мой сквер:
в просветах радости
и горя
глаза в слезах   
и тополином сне.    
                29.12.11
       Сквер у дома декабриста  А. Е. Розена.
Курган, ул. Советская (бывшая Дворянская), 67.
   
        Встречаются в стихах бытовые зарисовки, которые не для «красного словца» включены в произведение.
      Судить читателям:
"Снег выпал ночью, а к утру растаял -"

Снег выпал ночью,
а к утру растаял -
на линии дорог
осенний перелом;
поднялось солнце,
через час устало:
дождь сонно засопел простудой за окном.

Вставать не хочется: в квартире сыро.
А день идёт.
Из кухни запах:
жарят лук.
Постель пуста: отсутствует полмира, -
взгляд на события нескромно близорук.

Порассуждать с природой мне не дали:
доверчивый рассвет с разбега покорил,
за ним   
привычка
и лихие дали, -
но тяжело вставать,
не хочется,
нет сил.   

Не поднимаясь, чувствую, «наелся»
осенних вечных благ, забот и суеты,
а день идёт
и, как не канителься,
на шею нежную
наденут хомуты.
                02.11.2011

Яркие пейзажные зарисовки используются для того, чтобы показать характеры героев, оттенить сюжет произведения.
       Так в его повести « остался в стороне  - так в стороне и постою», тревожное описание наступающего ненастья  словно предупреждает о надвигающемся трагическом событии в жизни героев.
     « На багровый подол Запада, справа, с севера, медленно и незаметно, но неотвратимо и настойчиво, широким фронтом, волнующим воображение, надвигалась цепь тёмно – синих облаков. Двигаясь вдоль горизонта к месту, где уходящее, по осеннему сдержанное солнце прощалось последним взглядом с людьми, она непрерывно меняла оттенки цвета от бело – молочного до фиолетово – чёрного. Время сжимало сознание ожиданием неминуемости снежного вихря.
Ранний, но тёмный, как безлунная ночь,  вечер упрямой черепахой наползал на парк. Шипели и поскрипывали раскачивающиеся верхушки деревьев…»

    Поэту не чужда тема одиночества. Она прослеживается в прозаических произведениях, а также и в любовной лирике.
    "Зачем встречаться, видеться, звонить"

Зачем встречаться, видеться, звонить
и говорить друг с другом ни о чём?.. 
Прошла любовь, замешанная на пустой надежде. 
Наверное, бессмысленно влюбляться в ту,
которую к тебе влечёт 
Не то, что есть, а то, что было у кого-то прежде. 

Любить…по – прежнему…зачем?.. Кого? –
завистливую затаённость чувств -   
В тебе сквозит притворство, меркантильность и свобода 
От обещаний:
встреч когда-нибудь, простых звонков и адресных безумств -
Ты мучила и мучилась  все прожитые годы. 

Предполагаю, видишь всё не так:
своя печаль сильнее и острей - 
Глубокий  смысл её заложен в женской сути прочно. 
А что касается мужчин… –
ТЫ ГЛУБИНЫ ЗА ЖИЗНЬ НЕ МЕРИЛА МОЕЙ, - 
А ТАМ ДНА НЕТ:
ТАМ БЕЛАЯ ЖИВАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
                12.11.14
(Крупным шрифтом выделила я)


     Виктор Алексеевич зрелый состоявшийся Поэт. Его стихи и проза поражают продуманностью каждой строки, глубиной оттенков сказанного, необыкновенным разнообразием художественных приёмов. Автобиографичность  и конкретика, печаль и восторг,  тонкая ирония,  богатство словаря – всё это я нахожу в произведениях Автора.
 Умение разговаривать с читателями, такт и уважение к собеседнику – свойственны  Виктору Алексеевичу.
      Заслуживает уважения его взгляд на отношение с коллегами по перу.
    Его ответ одному из читателей:
«Уважать можно и нужно Человека, что я и делаю, разговаривая искренне с Человеком. Творчество,  как форма труда с результатом, должно оцениваться с точки зрения качества работы, а не из уважения или нравится автор или нет…» От 19.07.19.
      Уважая коллег, он с уважением относится к своему труду, не приемля такое неприятное явление, как плагиат.
   Из ответа читателю:
«Благодарю Вас за внимание, мнение и сентенции о плагиате! Да, боюсь, но не из–за «бедности на обороты»,  - не хочу вдыхать запах нечистот, касаться их. Образы – не только « словесные пейзажи»,  - это внутренний отклик на событие, - часть души. И когда воруют первые строки, например, «Я люблю Петербургские улицы», или образы, такие как « я знаю одиночество на ощупь», причём воруют те, кто знает автора лично, мне крайне неприятно и знать этого человека не могу и не хочу … Так вот стихи  - недра души, и мне не хочется,  чтобы в них «рылись» с неблаговидными целями растащить и присвоить».
    Браво, Автор! Ваш ответ более чем полон.

       Мощь, твёрдость характера, умение отстоять свои взгляды с одной стороны, необыкновенная чувствительность  и душевная тонкость с другой,  присущи великому представителю сибирской поэтической школы, известному Поэту Виктору Алексеевичу Пашкову.
 Чтение его произведений, не только приносит огромное эстетическое наслаждение, но и «раскрывает глаза» на современное мироустройство.

      Вместе с Автором переживаю, тоскую, плачу, восторгаюсь.
 Каждое стихотворение – редкий бриллиант чудесной огранки умелой рукой Мастера.
  Притронувшись душой к богатству произведений Поэта, я решилась писать аналитические отклики по его творчеству, рецензии на стихи, стихи – отклики, стихи, посвящённые Виктору Алексеевичу.
       Весь материал представлен в книге «Разговор с Поэтом», которую я предлагаю читателю.
                Светлана Климашова (Дерягина).



Адрес странички Виктора Пашкова

  www.stihi.ru/avtor/vapashkov