Фотография и мистификация

Евгений Гольдендрут
Большинство из нас привыкло жить в окружении лишь видимой реальности. Вместе с тем известно, что ее пространством не исчерпываются все формы сущего. Не углубляясь в философию данного вопроса отметим, что параллельно с видимой реальностью может сосуществовать сколь угодно много других. Среди них: реальность мышления, сновидений, грез, а также литературных, музыкальных и иных образов. При этом, каждая «реальность» формирует свое собственное пространство. Такой, в частности, предстает она и в работах фотографа.

Почему мы говорим «сколь угодно много»? Дело в том, что у каждого человека могут возникать собственные ощущения, образы и эмоции от прочтения книги, просмотра картины, фотографического изображения и т.д. Их совокупность представляет собой ассоциативное пространство, связанное с индивидуальным восприятием.

Чем может быть интересен подобный мир «невидимого»? В первую очередь, он интересен своей тайной. Это – мир неведомого. Во-вторых, в отличие от видимой реальности каждое новое пространство по-своему индивидуально. Чтобы пояснить сказанное представим себе, что несколько человек соберутся написать картину (или стихотворение), в связи с каким-либо реальным объектом (зданием, предметной композицией и т.д.). Очевидно, что в этом случае каждым автором будет создано индивидуальное произведение, связанное с внутренним миром его собственных ассоциаций. В то же время, реальный (видимый) прототип для каждого участника остается одним и тем же.

Любая творческая деятельность дает возможность человеку раскрыть внутренний мир своих образов, эмоций и индивидуального опыта. Подобную задачу решают и фотографы. Их видение сюжета, композиции, цветовых и световых эффектов представляет собой синтез индивидуальных образов, эмоций и фантазий. Быть может, не будет преувеличением назвать это пространство – миром мистификаций. Однако, в данном случае умышленное введение зрителей в визуальное «заблуждение» не является самоцелью творческого акта. Оно служит следствием (а также средством) отражения в кадре индивидуальных ассоциаций, связанных со снимаемым сюжетом.

Отправной точкой создания оригинального авторского изображения является выработка внутреннего эмоционального отклика (рефлексии) на то или иное событие или фрагмент видимой реальности. Затем, его предстоит трансформировать в некий образ, обладающий достаточной выразительностью, для связи с исходным прототипом. И лишь после этого следует приступать к работе по техническому воплощению образа в авторский снимок.

01.09.2014