Жалеть душой...

Маргарита Метелецкая
     "Ты моя проталинка живая,
      дерзкий мой побег в грядущий мир.
      И болит, как рана ножевая,
      брешь между отцами и детьми."
          Людмила Парщикова


Горчит  дымок костров осенних...
Мир погрустневший и рябой...
Мелькает в памяти Есенин -
Строкой, обличьем и судьбой...

Глотает судорожно слёзы
В печаль опущенный паслён...
И тянет обнимать берёзы,
Жалеть душой опавший клён...


На фото - С.Есенин и Айседора Дункан


«Портрет Айседоры Дункан в синем платье и бусах» — так называется картина работы американского художника Пола Суона (Paul Swan). Портрет был написан в 1921 году, когда художник приехал в Париж учиться у Айседоры танцу.
И очень скоро пополнил собой ряды босоножек. Перевоплощаясь в танцора, он звался Иолай. Когда Дункан увидела его впервые на балу в театре на Елисейских полях, то, пораженная красотой американца, тут же подозвала его к себе: «О, прекрасный юноша, иди скорее ко мне! Откуда ты приехал? Наверное, из дивной Аркадии? Кто ты? Почему я не видела тебя здесь раньше?»
Они подружились, родственные души, не знавшие никаких запретов. Можно ли было назвать ту связь романом? Вряд ли – в полном смысле этого слова. Оба были слишком разносторонними, во всех областях, включая личную жизнь. Гениальная Асейдора, реформировавшая искусство танца и невероятный Пол, которого называли «самым красивым человеком в мире».

Некоторые критики и вовсе называют его самой яркой личностью ХХ века, да-да. Художник, скульптор, модель, хореограф, танцор, художник по костюмам и декорациям, поэт, киноактер (на склоне лет сыграл в нескольких фильмах Энди Уорхолла).

Да и времени на роман у этих двух особо не было. В том же 21-м (вот ведь выбрала время) Айседора уехала в Россию, где основала советскую школу танца и вышла замуж за Сергея Есенина.

Спустя шесть лет она нелепо погибла во Франции, задохнувшись шарфом, который намотался на колеса автомобиля. А Пол вернулся в Штаты, где долгое время успешно гастролировал с танцевальной программой и был известен исключительно как Иолай.

К старости он опустился. Слишком много красился, отказывался признать, что молодость давно ушла (а умер Суон почти в 90) и стал чем-то вроде городского сумасшедшего среди богемы. Портрет Айседоры уступил за несколько ящиков вина одному итальянскому скульптору. Впоследствии картина ушла с молотка на аукционе Кристи. А Асейдора на ней чудо как хороша. Мне кажется, лучше и нет портретов великой танцовщицы. Всюду она слишком неуловимая, а тут одновременно и реальная, и невероятно красивая.