Почему Япония устояла перед Вирусом Юдофобии

Лев Постолов
ПОЧЕМУ НЕ ПРИЖИЛСЯ В ЯПОНИИ
ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ ВИРУС
ЮДОФОБИИ и АНТИСЕМИТИЗМА,
ЗАНЕСЕННЫЙ, БЫЛО,
ИЗ ХРИСТИАНСКОЙ ЕВРОПЫ
И БЕЛОГВАРДЕЙСКОГО,
В ГОДЫ ИНТЕРЕНЦИИ,
РОССИЙСКОГО
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА**.



В Японии евреи
Появились в древности, -
(Примерно 3000 лет
 тому назад), -
Прибыв в количестве
ТРЁХ ТЫСЯЧ, -
(Повидимому,
Из плена персидского), -
И обучили
Японцев ткачеству.

Но та древняя
Еврейска община
До наших дней
Не сохранилась,
Оставив по себе
Лишь некоторые следы
В синтоистских
Верованиях японцев.

Затем Япония, -
(До Х1Х-го века!), -
Была страной закрытой
Для поселенья в ней
И даже въезда
Иностранцев.

Потом евреи
Начали в Японии
Селиться,
Когда рост
Европейского
Да и российского
Имперского
Антисемитизма
Евреев побудил
К исходу
Из Европы
И России, -
(Как позже
 В 90-ых
 ХХ-го столетия
 Из восточноевропейских
 Стан Народной Демокраоии
  И из СССР), -
В Америку
И на Восток.

Японский Император
Сразу понял, -
(Как в древности
Царица Грузии
Тамара)*, -
Что мастерство
Ремесленников-евреев
И предприимчивость
Евреев
Послужат
Прогрессу экономики
Его страны
И ускорению прогресса
Промышленности
И технологий.
Да к тому ж
Хотел он
На территории
Не густо заселённой
Манчжурии
Создать страну евреев
Для освоения земель,
Отхваченных им
У Китая, Кореи
Да в Океагии..

Даже
Контакты
С российскими
Белогвардейцами, -
Антисемитами
И юдофобами, -
Во время
Дальневосточной
Интервенции
В Гражданскую войну
В России,
И "Тройственный союз"
С фашистом и антисемитом
Муссолини 
И юдофобом
да антисемитом
Гитлером
В период
Мировой Второй войны
Не колебнули
Императора
В его лойяльном
Отношении
К евреям
И в изменении его
Воззрений
На использованье
Их эмиграции в Японию
Для освоения им
Завоёванных
В Китае и Корее
Да и в ОкеанИи
Територий.

И до сих пор
В Японии
К евреям отношение
И дружественное
И лойяльное, -
(Без ядовитого,
 Как рыба,
 Из которой готовят
 В Японии блюдо
 Национальной
 Японской кухни, -
 "Фуга"***), -
 Юдофобии Евразии
 С Европой
 И антисемитзма.

*    - См. приведенное ниже Приложение.

**   - Царица Грузии Тамара в ХШ-том веке попросила Шаха соседнего Ирана
       прислать н потоянное жительство в Грузию 100 семей евреев-мастеров
       разных ремёсел. Щах просьбу царицы Грузии выполнил.

***  - Деликатесное японское блюда, приготовляемое из рыбы,
       содержащей смертельный яд, из-за чего употребление его в пищу
       сопряжено  с риском  для жизни.

ПРОЛОЖЕНИЕ.


Владимир ЛАЗАРИС,
www.vladi


            "ФУГА" ПО-ЕВРЕЙСКИ
               ДЛЯ ИМПЕРАТОРА
          СТРАНЫ ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА.


          (Эта статья – одна из ста глав книги «Путеводитель по галуту.
             Еврейский мир в одной книге» Владимира Лазариса.
           Она выпущена в Москве издательским домом «Книжники» в 2019 году.
           Публикуется с любезного согласия автора).

  Что такое галут?
  Об этом впервые на русском языке рассказывает уникальная книга, объединившая многообразный еврейский мир и собравшая все неизвестное о еврейской жизни в ста странах.
  Калейдоскоп событий, удивительных героев, архивной информации, трагических историй и забавных фактов позволит читателю увидеть прошлое и настоящее народа, более двух тысяч лет рассеянного по всему свету.
                -
  Первые евреи-европейцы поселились в портовых городах Нагасаки, Кобе и Иокогаме в 1861 году.   
  Это были выходцы из Польши, Англии, Франции, Германии и США, но большинство из России.
  В 1870-х годах появилась еврейская община в Иокогаме, а в 1894-м — в Нагасаки.

  Община построила синагогу, купила участок земли под кладбище и создала похоронное братство.

  К началу Русско-японской войны в Нагасаки уже насчитывалось больше 100 евреев, но за время боевых действий община практически перестала существовать.

  Следующей по величине была община в Кобе, где поселились русские евреи, которые служили в царской армии и, попав в плен к японцам, отказались вернуться в Россию из-за цврившего там традиционного российского антисемитизма..

  Еврейская эмиграция в Японию усилилась после русской революции 1905 года и
и предшествовавших и српутствовавших ей еврейских погромов Киеве, Уигинёве,Одессе и других городах Российской империи, особенно после большевистской революции, когда часть русских евреев бежала в Маньчжурию и в Китай, а около 5000 направились в Японию.

  Японцы считали, что евреи — христианская секта, многие из них до сих пор в этом уверены.

  Разносчиками антисемитизма стали японские солдаты, воевавшие с войсками большевиков в Сибири и заразившиеся ненавистью к евреям от белогвардейцев.

  Одним из «экспертов по еврейскому вопросу» был капитан японской армии Норихиро Ясуа — офицер связи при штабе известного антисемита, генерала Григория Семенова.

  Получив от Семенова изданную ещё при Николае П-ом 3-им отделением Охранки
брошюрой фальшивку  «Протоколы сионских мудрецов», капитан перевел их на японский язык, выпустил несколько тиражей, и мифический «еврейский заговор»,
выдуманный жандармами-юдофобмами, стал «общеизвестным фактом» среди японских политиков, которые усвоили большинство их предубеждений российских шовиниств-юдофобов против евреев. 
 Однако в основной массе японцев антисемитизм не получил широкого распространения.

  В начале 1930-х годов Япония оккупировала Маньчжурию, что прямо или косвенно повлияло на судьбы тысяч поселившихся там евреев.

  А в 1934 году японские военачальники и крупные промышленники разработали секретный план «Фугу» (деликатесное японское блюдо; готовится из рыбы, содержащей смертельный яд, поэтому его употребление сопряжено с риском для жизни). На одной из встреч «экспертов по еврейским вопросам» Норихиро Ясуа, ставший к тому времени полковником, заявил: «Если, принимая во внимание хитрую натуру евреев, мы будем настороже, то создадим для нашего народа и нашего возлюбленного императора вкуснейшее и питательное рыбное блюдо».

  Основной пункт плана «Фугу» заключался в том, чтобы привлечь в Маньчжурию 50 000 немецких евреев в надежде, что те станут своего рода авангардом для 1 000 000 евреев из разных стран: японцы собирались основать своего рода «Израиль» на завоеванной части Северного Китая. Обсуждение плана «Фугу» продолжалось несколько лет. Прагматики, авторы плана предполагали, что на американские капиталовложения евреи быстро освоят Маньчжурию, богатую полезными ископаемыми, превратят ее в независимое государство, и оно будет служить буферной зоной между Советским Союзом и Японией.


  В декабре 1938 года на одном из правительственных заседаний министр финансов и торговли объяснил цели плана «Фугу» так: «Опасны евреи или нет, но мы в них нуждаемся, потому что они будут капиталовложением для Маньчжурии и Японии. Как известно, ни один японец не сшил ни одной хорошей пары ботинок. На это дело мастера — только еврейские сапожники. Еще важнее, что поселение евреев в Маньчжурии и в Японии вдохновит других евреев и те будут вкладывать капиталы, которые мы иным путем получить не сможем. Мы завоюем признание американских евреев, контролирующих мировую прессу, радио, киноиндустрию, а то и самого президента США. Мы не можем себе позволить отказаться от помощи евреям. Если Япония будет обращаться с евреями немецкими методами, нашему экспорту объявят бойкот. Если же Япония проявит дружелюбное отношение к евреям, перед нами откроются новые экономические возможности».

  В конце концов план «Фугу» был принят, и японцы со всей тщательностью начали готовиться к его осуществлению. Дипломатическим миссиям во всех странах было дано указание собрать всю информацию о евреях, вплоть до отчетов о заседаниях «Бней Брит» и о еженедельных молитвах в синагогах.

  Для сбора информации на Ближний Восток отправили полковника Ясуа, и там он встретился с Давидом Бен-Гурионом и Хаимом Вейцманом. Полковник, который переводил «Протоколы сионских мудрецов», удивился, не найдя никаких доказательств «еврейского заговора», о чем и доложил правительству. Но японские руководители решили, что евреи просто скрытны. По инициативе японских властей руководители еврейских общин в оккупированных японцами районах Китая созвали конференцию еврейских общин всего Дальнего Востока, на которой выразили удовлетворение доброжелательным отношением японских властей к евреям.

  Примерно тогда же богатый маньчжурский промышленник Лев Зикман предложил поселить в Харбине 200 еврейских кожевников с семьями, и японцы восприняли его предложение как сигнал к осуществлению плана «Фугу». Сделав вид, что предложение исходит от официальных властей, японцы попытались получить под него от американских евреев денежные фонды, но все их усилия, включая тайную встречу с президентом Всемирного еврейского конгресса, оказались напрасными.


  В 1940 году евреи Литвы узнали, что у японского консула в Ковно (Каунасе)  Тиунэ Сугихара они могут получить транзитные визы в Японию, если заявят, что пункт назначения — остров Кюрасао. Так, в 1941 году в Японию через Владивосток прибыла группа учащихся знаменитой йешивы «Мир». Консул Тиунэ Сугихара  спас около 3000 евреев, что негативно отразилось на его карьере: после войны ему пришлось торговать лампочками. В 1984 году он был признан в Израиле Праведником народов мира.

  Развитие тесных отношений между Японией и нацистской Германией привело к тому, что Японию захлестнул поток антисемитской литературы немецкого производства. Однако и японское правительство, и народ оставались, в общем, равнодушными к этой подстрекательской литературе. Несмотря на давление немцев, японцы весьма либерально отнеслись к еврейским беженцам из европейских стран, хлынувшим на Дальний Восток с началом Второй мировой войны. Как сказал японский министр иностранных дел, «я подписал соглашение с Гитлером, но не обещал ему, что буду антисемитом».

  Более 50 000 еврейских беженцев вместе с членами общины в Японии в 1941 году были размещены в международном поселении в Шанхае и в лагерях для перемещенных лиц, а в 1943-м переведены в настоящее гетто. Это и стало концом местной еврейской общины.

  Под давлением немцев, требовавших ввести жесткую политику по отношению к евреям, японские власти в Токио вызвали на допрос представителей еврейских беженцев. Однако напряженная обстановка быстро разрядилась, когда военный комендант города поинтересовался у членов делегации: «Почему немцы вас так ненавидят?» Раввин Шимон-Шолом Калиш, не медля ни секунды и зная, что от его ответа зависит судьба общины, сказал переводчику с идиша: «Скажи ему - потому, что мы низкого роста, с темными волосами».

  Комендант, сидевший в ходе беседы с безучастным лицом, не мог сдержать легкую улыбку. Догадливые японцы, зная, что они тоже не соответствуют арийскому стереотипу, не стали просить у раввинов дополнительных разъяснений.

  Война в Европе и конфронтация между Японией и Соединенными Штатами исключили всякую возможность осуществить план «Фугу», но, с точки зрения евреев, даже японский милитаризм и явное желание эксплуатировать евреев не заслоняют главное: японцы помогли тысячам евреев пережить ужасы Катастрофы. А по каким причинам они это сделали, не имеет значения.

  Восстановление еврейской общины в Японии началось сразу же после окончания Второй мировой войны, но было в определенной степени затруднено разнородностью этнического происхождения собравшихся здесь евреев: с одной стороны, из Ирака, Египта и Сирии, с другой — из России, Польши, Румынии и США. Тем не менее, к 1953 году в Японии была вновь создана еврейская община, официально признанная властями. Тогда же в Токио появился общинный центр, на открытии которого присутствовал брат японского императора.

  В настоящее время община Японии насчитывает около 600 человек. Половину составляют евреи из США, треть — из Израиля (по работе), а среди оставшейся части преобладают японцы, перешедшие в иудаизм.

  Больше десяти лет этой маленькой общиной руководил американский раввин Марвин Токайер, который сохранил такие крепкие связи с Японией, что, вернувшись в США, стал устраивать для евреев ежегодный тур в Японию, Китай, Вьетнам и Гонконг. О своих четверых детях — Шире, Амиэле, Нааме и Дане — раввин Токайер говорит, что все они «сделаны в Японии». Он написал 19 книг о еврейской истории на Дальнем Востоке, но настоящим бестселлером стала его книга о премудрости Талмуда, которую в Японии рекламируют как пособие для тех, кто хочет стать таким же умным, как евреи.

  После Второй мировой войны японцы относились к евреям как и положено относиться к невинным жертвам, чему способствовала беспрецедентная популярность «Дневника Анны Франк», особенно среди молодых японок. И неслучайно именно в Японии появилось новое религиозное движение с уклоном в иудаизм — «Макуя». Число его членов уже перевалило за 200 тысяч. Они содержат кошерные гостиницы для приезжающих туристов-евреев, учат иврит (как сказал раввин Токайер, «лучший хор на иврите находится в Киото») и ведут произраильскую пропаганду среди японского населения.

  Из года в год члены «Макуя» приезжают в Израиль, поют израильские песни и в традиционных японских одеждах проходят по Иерусалиму с израильскими флажками, скандируя «Шаром!»: ведь в японском языке нет звука «л».


                9 ноября 2019-го года.