Flammeum. О беспопечительности

Марина Сергеева-Новоскольцева
IC.XС.NIKA

О БЕСПОПЕЧИТЕЛЬНОСТИ

Аще изведеши честное от недостойного, яко уста Моя будеши (Иеремия 15, 19).

Благодать учительства дана старшему (в разуме) над младшим, родителям над детьми. Всё сие вне зависимости от пола, но целомудрие чтит чин.

Нет власти не от Бога, кроме той, что претендует на место Божие.

  —
 
Нет достойного не придти на Суд, но следуя слову: «Не бойся, токмо веруй, и спасена будет» (Лука 8, 50), се верую, Господи, спаси мою душу!
 
  —

Что есть беспопечительность?

Отнюдь не физическое отсутствие попечений (сие невозможно, поскольку имеем физическое тело, требующее, возможно низведённой до малости, но заботы), а, собственно, отсутствие в них мыслью. И чем совершенней такое отсутствие, тем ближе человек к совершенной беспочительности.

Стяжавшему – венец за победу в брани с воображением и памятью.

 Господи, мой Господи!
«Возстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениих, и отъими от мене весь помысл лукавый видимаго сего жития...» (Св. Макарий Великий).

Что есть мысленное отсутствие в попечении?

Присутствие в постоянной сердечной молитве на каждый момент настоящего. Иначе неизбежно возникает «до» или «после». Стяжавший пребывает в Господе, иже везде Сый, бесконечном, беспредельном, вечном.

Посему – спасает не место. Читающий да разумеет.

Монах, оставляющий мир, чтобы удобнее избавиться от всякого попечения, и произвольно занятый им мысленно, поистине достоин сожаления, поскольку всуе труд без постоянного помятования о Боге.

«Иже несть со Мною, на Мя есть: и иже не собирает со Мною, расточает» (Лука 11, 23), и «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми» (Лука 9, 23).

Последовавшие первой и непреложной заповеди (Лука 10, 27) да с верою последуют слову: «Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Лука 11, 9), и то, что невозможно человеку, содеет Бог (Лука 18, 27). «Всяк бо просяй приемлет: и ищяй обретает: и толкущему отверзется» (Лука 11, 10).

Не зрите вспять (Лука 9, 62) и не испытывайте судеб Божиих. На всё воля Создателя, и всякому время своё. Любите, как дети, не рассуждая, по естеству. И не вменяйте трудов своих в подвиг. Что есть сии в сравнении с тем, где «бысть же пот Его, яко капля крове каплющи на землю» (Лука 22, 44)?

Ничто.

«В терпении вашем стяжите души ваша» (Лука 21, 19).


В теперешнем нашем плачевном состоянии мы – узники. Божия часть в человеке, под которой разумею дух, причастная Божественной беспредельности, страдает от своей ограниченности. Отсюда все бесплодные поиски мирской науки, направляемые во вне. Блажен просящий с верой: «Господи! Да приидет царствие Твое!» – и обретший то, что «суть внутрь» (Лука 17, 21).

Блажен, в горении сердца сосредоточивший умом «было», «есть» и «будет». Сей есть провидец.

Скажем так: причастный времени становится ему неподвластным благодатию Творца, который вне времени, точнее над ним, включая в Себя, т. е. всеобъемлющ, самодостаточен, прост, неизменен, как совершенный, вечен, властвуя, как бесконечный, беспредельно.

Всякая же тварь, будучи оставлена, как несовершенная и несамодостаточная, гибельно меняется, на что есть печальный пример первопреступника или нашего, начиная с Адама, несчастного состояния. Гордость – поистине гибельное безумие.

Господи! Не дай нам заболеть: наказывай, смиряй,
но не оставляй нас,
злых и неблагодарных, постоянно склоняемых
на распинающий Тебя грех.

Телом же человек освобождается от этих уз по смерти и воскресении. В первом случае, духом освобождаясь от тленной плоти, во втором – по благодати восстав в нетленном теле, когда между грехом и усыновлённым, яко между адом и раем, разверзнется непроходимая пропасть, когда пресечётся всякая возможность произвольного падения. И тогда то, что отчасти, прекратится (1 Кор. 13, 10).

И всё сие имеющей начало твари даровано бесконечно милосердным Создателем, которому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

1994 г.