Сонет. Эксперименты

Психоделика Или Три Де Поэзия
http://www.stihi.ru/2019/11/02/1810 - публикуется в рамках, проходящей на площадке БЛК  Мастерской Сонета

.





Содержание

Акромонограммический сонет
-  Что убеждает голос быть глухим (автор: Фомин Алексей)
- Мне ныне акромоноголос был (автор: Ирина Коляка)
Прошнурованный сонет
- короткий день – не повод жечь костры (автор: Елена Евгеньева)
- Мне снова осень дарит умиленье (автор: Ирина Коляка)
- читаю дождь, чтоб не искать себя (автор: Фомин Алексей)
Леонинский сонет
- У ног листок, наверное, березы (автор: Валдис Дубулт)
Анациклический сонет
- Ни света благосклонного ни ветра (автор: Валдис Дубулт)
Готический сонет
- квадрат гипотенузы не дурак (автор: Елена Евгеньева)
- и снег падёт и станет как алтарь (автор: Елена Евгеньева)
Сонет-тавтограмма на С
- Садится солнце. Сонный соловей (автор: Клавдия Семеновна) 
Триолетно-октавных сонет
- Единство триолета и октавы (автор: Игорь Брен)
Слип-сонет
причальные мостки из черных досок (автор: Фомин Алексей)
нет осень это рожь и ржа по камню (автор: Фомин Алексей)
Кварто-сонет
- не Царь унижен, а его народ (автор: Фомин Алексей)
- Деревья у подъезда точно стража (автор: Фомин Алексей)
Сплошной сонет
- Свети, свети, прожектор на кабине (автор: Алексей Еленин)
- Изящен так классический сонет (автор: Семён Гонсалес)
- Скользнул закат по веткам тополей (автор: Лина Маго)
- Быть может, Ангел, близко пролетевший (автор: Ирина Коляка)
- Октябрь — в колоде карт червонный туз (автор: Сергей Марушко)
Темперированный сонет
- В моём осеннем доме слишком много (автор: Фомин Алексей)
- Не Ева и не яблоко, а запах (автор: Фомин Алексей)
Растворение в прозе
- гейгер  (автор: Елена Евгеньева)
- Улика. Реконструкция мифа. (автор: Анна Малютина)

сонет


*** (автор: Фомин Алексей)

Что убеждает голос быть глухим,
глубинным, жёлтолистым, сеногнойным?..
Сентябрь как милость, что ж оставим войнам
вой ветра и молитвы за других.

Друг другу снились лодки, облака.
Облокотившись на края рассветов
Рассказывало небо о предметах
Представ пророком из п.г.т. "К"

Текла река на север. Дальше лета
летели птицы и качались ветви.

Ветла засохла прежде чем старик,
став белой рыбой улыбнулся вещим
вещам. Вода растрескалась. Из трещин
тревожно вверх глядели фонари.

_____
сеногной - дождь
п.г.т. - поселок городского типа


*** (автор: Ирина Коляка)

Мне ныне акромоноголос был…
Быльём невольно поросли все мысли.
Мыском носка под мнимым коромыслом
Кораллы прежних дум стираю в пыль.

Пылят они в пустых незримых вёдрах.
Ведёт меня по строфам чей-то глас –
Глаголом жжёт и, кажется, погас,
Погряз мой личный голос в чуждых недрах.

Недавно я была самой собой –
Событие моё явило сбой…

С больной души, болеющей стихами,
Стирается своё, и чья-то память,
Памфлетно рифмы в ряд пытаясь ставить,
Становится сонетными штрихами.


____________________________________________Прошнурованный сонет

*** (автор: Елена Евгеньева)

………………..перискии – жители полярных стран
………………..тень которых совершает полный круг за одни сутки

короткий день – не повод жечь костры
творить добро назло, молчать о личном
искать в воде свой почерк энергичный
адонис-бром и тайны мокрых спичек
следы людей и ножницы расстриг
вопрос бедром и ссылки на бердичев

глухая ночь – находка для немых
и нет нигде намека на перискость
уже давно здесь властвуем не мы –
сухих идей разбавленное виски
лежит у ног собака. в лунной миске
огрызок сна и что-то от взаймы

свистит манок не начатой зимы
смеется с нас цитатами из ницше


*** (автор: Ирина Коляка)


Мне снова осень дарит умиленье.
Шлёт неба просинь радости привет.
В остывших росах сонное томленье...
Вновь красок россыпь высветил рассвет.

Без часа восемь – самый пик подъёма...
Зачем-то просто вспомнила с утра:
Я стала взрослой в милом отчем доме,
И стала острой там же боль утрат...

Вчера лишь вроде бы вплетала в косы
Не ленты яркие – цветы покосов...

В моменты роста счастье безмятежно…
Теперь погосты рвут на части плоть…
Мы в мире гости – это неизбежно.
О вечном просим, в вечность строя плот.


*** (автор: Фомин Алексей)

читаю дождь, чтоб не искать себя
внутри огней, разбросанных по лужам
собачью кость ночного фонаря
присыплет снег, который был бы нужен
чтоб оттиск свой оставила заря
в глубоком сне, на чистом покрывале
и был бы гость в плаще-крылатке свят
он был бы с ней усталый, талый, алый

соната звезд отжата с пыльных штор
тимьян шалфей иссушенных бессонниц
распятый холст не воскресит чюрленис
игрой теней в царей, в волхвов, в дозор
грядущих дней, в дневную искревленность,
в чужие злость и зависть, в вечный спор.

____________________________________________Леонинский сонет

*** (автор: Валдис Дубулт)

У ног листок наверное березы
У ног поток осеннего дождя
Дней срок истек и незаметны слезы
Дней бог не смог переписать и дня

Итог жесток ноябрьская расплата
Дорог клубок в клубах вороньих гнезд
Всех строк песок просыпался куда то
Всяк слог оглох и худо в свете звезд

Мерцающем, с ним впрок я изнемог
и без него.. мой уголок убог

В нем Блок - пророк, Волошин - вздорный гений
Восток что вздох, холодных зорь, стена
Продрог, промок насквозь старик Есенин
Помог глоток кровавого вина.

_________________________
ЛЕОНИНСКИЙ СТИХ (позднелат. versus Leoninus) — по имени изобретателя стиха средневекового латинского поэта Льва (Лео); его стихи рифмовались по полустишиям. В русской литературе 18 в. Л. с. назывались стихи со смежными рифмами в первом полустишии каждого стиха и с общей концевой рифмой для двустишия.


____________________________________________Анациклический сонет

*** (автор: Валдис Дубулт)

Ни света благосклонного ни ветра
Глоток вины, стеклянное кольцо
Листок с ольхи, осевшее крыльцо
От веток тень и пустота рассветов

Из цвета в цвет исходит в чернь из лета
Поток преображающий лицо
Итог всей жизни боль бредет слепцом
В приметах страх здесь не нужны ответы

Вопросы все ничтожны и нелепы
Не в росах откровение не в небе

Гонений хлеб поделен в ночь исходом
Убог пророк, беспомощен святой
Бог мой презри не воскрешай водой
Молений всход в сомненьях стал бесплоден.

или:

Бесплоден стал в моленьях всход сомнений
Водой не воскрешай, презри, мой Бог,
Святой беспомощен, пророк убог
Исходом в ночь поделен хлеб гонений

Не в небе откровение не в росах
Нелепы и ничтожны все вопросы

Ответы не нужны здесь страх в приметах
слепцом бредет. Боль - жизни всей итог
Лицо преображающий поток
Из лета в чернь исходит, в цвет из цвета

Рассветов пустота и тень от веток
Крыльцо осевшее, с ольхи листок
Кольцо стеклянное, вины глоток
Ни ветра благосклонного не света.




____________________________________________Готический сонет


*** (автор: Елена Евгеньева)

..........точильщик
.......знает толк в ножах
....принять удар или сбежать?

квадрат гипотенузы не дурак
он занимает вынужденно площадь
углами кормит шахматную лошадь
меняет конгруэнтности поплоше
на всё, что остаётся от итак

у катета же логика своя
как повернешь, так он, покорный, ляжет
не спросит он ни справок, ни бумажек
и даже эллипса изгиб лебяжий
ему ни враг, ни ровня, ни свояк

дано: пустынный двор-колодец, окна
напротив, навсегда и навсерьёз
рубаха туч в свинцовых лужах мокнет
от ран гераней и скрипичных грёз…

___________________________________
формальные признаки: стрельчатая арка-надставка (двустишие, разнесенное на три строки, в котором изложена суть дилеммы (быть или не быть))
надставка может засчитываться или нет в общее количество строк


*** (автор: Елена Евгеньева)

и
снег
падёт
и станет как алтарь
та часть души, что исчерна-желта...

ты спрашивал, откуда у меня
способность прятать руки под закрылки
откуда эти шрамы на затылке
так знай же суть запретного огня:

земля заальбиносила не вдруг
сначала в преднамеченном свеченье
очерчен был детерминантный круг
и дрогнули истёкшие качели
и на излёте замерло у рта
то слово, что нельзя бросать на ветер

а небо было алым как гортань
у петушиных всхлипов на рассвете


____________________________________________Сонет-тавтограмма на С


*** (автор: Клавдия Семеновна) 
.
Садится солнце. Сонный соловей
Свистит сопрано сиплый серенаду
Слепые сумерки спешат скорей
Сшить серый сарафан седому саду.
.
Сутулый силуэт. Сочится свет
Сквозь ситец старых слив сереневатый.
Сезон стихов. Слагается сонет.
Стекает свежесть струйкой сыроватой.
.
Сорвется стон серебряной струны.
Слеза. Свеча, Стремление согреться.
Сгорела страсть. Спокойней стали сны.
Спеленуто сметеньем странным сердце.
.
Соблазнов стынет след. Судьба сурова.
Сомненья. Суета. Спасенье - Слово.


____________________________________________Триолетно-октавных сонет

*** Механик Цзю нарушает приоритет Ф. Сологуба (автор: Игорь Брен)

Единство триолета и октавы.
Три такта маховик и поршнем вниз!
Вращенья и движенья компромисс
Единство триолета и октавы.

Инжектор скупо взвешивает смысл
В воздушное подобие расплава.

Единство триолета и октавы.
Три такта маховик и поршнем вниз.

Мы кривошипно и шатунно правим
Привычный вывих логики, и мысль,
Значений веером крыла расправив,
Химерою взлетает на карниз.

Мерцает тень на грани тьмы и света...
Периодом строфа гранит поэта.


____________________________________________Слип-сонет

*** (автор: Фомин Алексей)

причальные мостки из черных досок
как брюхо суки берег.. не щенят
носы рыбачьих лодок бьются, трутся
о влажный и пропахший тиной край
в причастии Святом Господней кровью
с воды времен еще закатов рябь
и если хочешь жить то надо верить
в искусство тихо пережить ноябрь
перегоревший воздух серый пепел
картина маслом поперек строки
несут к реке кто сеть кто весла дети
идут с реки навстречу старики

и если приглядеться в тусклом свете
видны притопленные поплавки


*** (автор: Фомин Алексей)

нет осень это рожь и ржа по камню
за решкой выпавшая колыбель
дома пропахшие людьми и серой
и мель
и сажа
и свисток-ноябрь

и берег
той прокуренной реки
что прорвала плотину тесной кухни
и смыла с глаз запаяный в янтарь
случайный силуэт ночного гостя

шурша шел мелкий дождь, в ладонях гнезд
хватало звезд для черного посева
и на асфальте рисовали птиц
больных проказой куклы сальвадора
похожие бесстрастием на жриц
приехавших за тем кто пел на скорой


____________________________________________Кварто-сонет

*** 3-3-4-4 / перевернутый сонет (автор: Фомин Алексей)

не Царь унижен, а его народ..
пруд полон уток, и коровы пьют
зацветшую зеленой ряской воду

вдоль берега еще скрипят подводы
не Царь унижен, а его народ
привыкший все валить на непогоду

белье полощут бабы, зреет плод
кому какой еще напеть свободы
не Царь унижен, а его народ
и в поколеньях грешен род от рода

терпеть и ждать, пройдет и этот год
в замесах глины и гниющей тины
в репье кудлаты клочья паутины..
..не Царь унижен, а его народ.


*** 3-4-3-4 (автор: Фомин Алексей)
.
.
Деревья у подъезда точно стража,
В предзимние мундиры облачась
Несут свой караул в вечерний час

Ноябрьский мрак наощупь сер и влажен
Деревья у подъезда точно стража
Готовы крикнуть: -Стой! Куда идешь!?
- Домой...
Но смысл ответа вряд ли важен.

Счет не до ста, а дальше мелкий дождь
И отчего в руках и пальцах дрожь?..
Деревья у подъезда точно стража

Что серый гуж, что желтая поклажа
Ошметки первородного пейзажа..
А может на плечах погонов рожь..
Деревья у подъезда точно стража.

____________________________________________Сплошной сонет

*** Утреннее ненастье (автор: Алексей Еленин)


Свети, свети, прожектор на кабине
строительного крана, как звезда.
Свети, качаясь в снеговой турбине,
но не буди любимых никогда.

Есть времени чуть-чуть: не на перине
(перины в магазинах – ерунда)
смотреть сияющие города,
в которых нет... которых нет в помине.

Тревожно мне – любимые в пучине
опасностей, внезапных, как "всегда".
Подъёмный кран почти на боковине...

Свети, звезда, свети туда-сюда!
Клокочет и беснуется вода,
но темнота светлеет к сердцевине.


*** (автор Семён Гонсалес)

Изящен так классический сонет!
Сплошной сонет сложнее, интересней –
Его сравню я с величавой песней,
В четырнадцать стихов ее куплет.

В нем рифмы две, и в этом весь секрет;
Все сложности лишь делают прелестней.
Стихи, в которых свет и тьма – всё вместе…
О, как прекрасны эти тьма и свет!

Мир от стихов становится чудесней,
От каждой строчки краше поднебесье –
Блаженствует ценитель и эстет!

Есть море образов, идей полесье…
Сонеты пишут города и веси,
И для поэта формы лучше нет.


*** (автор: Лина Маго)

Скользнул закат по веткам тополей,
Отпеты песни выгоревших окон,
На чердаке в подкрышечном дупле
Застрявший ветер воет одиноко.

Окукленные звёзды всё смелей
Взрывают туч насупившийся кокон,
И рвутся, от свободы ошалев,
На лунное сжигающее око.

Фонарный неснимающийся шлем,
Сиявший так нелепо и неловко,
Мигает всё тусклей, тусклей, тусклей,
И убирает выбившийся локон.

Лежит луна дорожкой на стекле.
Пригрелись сны в подушечном тепле.


*** (автор: Ирина Коляка)

Быть может, Ангел, близко пролетевший
Отнюдь немало лет тому назад,
Взывал к нему: скажи, куда бредёшь ты?
И там ли ты, и тем ли, той ли рад?

Но только… в Небо вовсе не глядевший
Прошёл по жизни словно наугад.
Он был не беден и вполне успешен,
Красив и молод, встречами богат...

Но, жаль, одной единственной из женщин,
Чья тайна ныне тайно душу тешит,
Он вовремя не смог заметить взгляд.

Быть может, плачет так же безутешно
С ним Ангел, очень близко пролетевший
Отнюдь немало лет тому назад...


*** (автор: Сергей Григорьевич Марушко)

Октябрь — в колоде карт червонный туз:
Деревья в дивном красочном покрове —
Багрянец, охра, медь... В лесном алькове
Приют волшебных легкокрылых Муз.

И вдохновение рисует блюз —
Порхающей листве он брат по крови —
Кружимся в танце... чувства счастья кроме,
Зов таинства с природой вечных уз.

Под царственной берёзкой — карапуз;
Я восхищённо поднимаю брови —
И мягко, элегантно, как француз,

Пред ним снимаю шляпу — мне не внове
Такая встреча: гриб — приятный груз...
Златая осень — щедрость и здоровье!

* Червонный туз — толкования этой карты – новое знакомство, неожиданная радость, свежие (ещё не изведанные) эмоции и впечатления, подарок.



____________________________________________Темперированный сонет

Темперация (от лат. temperatio — соразмерность,) — небольшое отклонение от текстовых интервалов, изменяющее первоначальное звучание текста.


……………………………Люди это такие невиданные птицы
……………………………с крыльями растущими внутрь
…………………………………………Никита Станеску


*** (автор: Фомин Алексей)

В моём осеннем доме слишком много дождя.
В нём вечно мокнут ночь и день, жаккардовые шторы, абажуры из рисовой бумаги, даже тень, неизлечимо схожая с ненастьем.

Чем я здесь жил?

Служивая душа не знает и не помнит.
Только части, фрагменты и осколки.

Не дыша, мне снова отражаться в зеркалах ребенком,
у которого в глазах не спящий, терпеливо ждущий Аргус, пропахший синим морем;
рваный парус на берегу;
скелеты древних тварей в засохшей тине…

в солнечных лучах

------------------------------------------------------

***

В моем осеннем доме слишком много
дождя. В нем вечно мокнут ночь и день
жаккардовые шторы, абажуры
из рисовой бумаги, даже тень
неизлечимо схожая с ненастьем.

Чем я здесь жил? Служивая душа
не знает и не помнит. Только части,
фрагменты и осколки. Не дыша
мне снова отражаться в зеркалах
ребенком у которого в глазах
не спящий, терпеливо ждущий Аргус,

пропахший синим морем рваный парус,
на берегу скелеты древних тварей
в засохшей тине, в солнечных лучах.


*** (автор: Фомин Алексей)

........................."Что я могу искать кроме возвращения" /Сюзанна Пиляр/
.
Не Ева и не яблоко, а запах изгнания из осени теней.
.
Кочевий след приводит дождь на запад столицы, где из охровых огней слагаются идеи вдохновений, восторженные образы, полет снежинки и растрескавшийся лед на лужах.
.
Мир невидимых течений ещё не понят и темней восток по вечерам.
.
Всего один глоток тебя и можно говорить о вере в живое слово.
Поздний листопад за окнами преображает сад воспоминаний в незнакомый берег..
.
.
.
.
Не Ева и не яблоко, а запах
изгнания из осени теней.
Кочевий след приводит дождь на запад
столицы, где из охровых огней

слагаются идеи вдохновений,
восторженные образы, полет
снежинки и растрескавшийся лед
на лужах.. Мир невидимых течений

ещё не понят и темней восток
по вечерам.. Всего один глоток

тебя и можно говорить о вере
в живое слово. Поздний листопад
за окнами преображает сад
воспоминаний в незнакомый берег..


____________________________________________Растворение в прозе

*** гейгер  (автор: Елена Евгеньева)

модификация сонета растворения (сонет "вишневая косточка" (в прозу зашит японский сонет, который потом обрастает "мясом" до европейского))

***гейгер***

еврейское кладбище было за местечком. ближе к реке. слева крохотный базар, на который ещё затемно съезжались торговцы — в телегах повизгивали розовые и пятнистые поросята, поквахтывали куры, горланили разбуженные ни свет ни заря петухи. по весне у самого входа красовалась первая редиска и пахнущие ночной росой клубничины. а кладбище было дальше, почти по-над обрывом, или спуском, как называли его местные. река в этом месте вдруг давала волю и разливалась во все стороны — по кругу. если смотреть с обрыва — похоже на детскую вертушку — сквозь отверстия пуговицы продета нитка. вертишь её, а потом отпускаешь — и начинает звучать чуть слышная песня об ушедших куда-то туда, память о чём нам дана ещё с рожденья. надписи на каменных плитах были непонятные — танцующие буквы обрывались так же неожиданно, как и этот ледником изъеденный край. ближе всех к погосту стоял одинокий дом учителя музыки. в ноябрьские вечера, падающие на землю ещё с полудня, звучала (плакала, звала, молилась, выла, проваливалась в густой туман и выныривала обратно) расстроенная скрипка учителя. говорят, давным-давно, когда он был молодым и чернокудрым, привиделась ему в преддверье осенней ночи на кладбище прекрасная дива — черноволосая, тонкая, с ярким румянцем на бледном лице. и рассказал он об этом своему другу. и тот её увидел. да и сошел с ума. начал бледнеть и день ото дня становиться всё злее, пока однажды не схватил отцовский трактор и не перепахал кладбище. куда он потом исчез, никто не знает. а если и знает кто — молчат. клещами из них не вытянешь мало-мальски толкового объяснения всей этой истории. а учитель музыки тогда, говорят, каждый камень поставил на место.

***
густой туман и
расстроенная скрипка
давала волю

ещё с полудня
звала? молилась? выла?
никто не знает

почти по-над обрывом
продета нитка
танцующие буквы
осенней ночи

***
октябрь назад ай-петри на ладони
казался горкой пепла, а сейчас
густой туман и почерневший донник...

расстроенная скрипка, вереща, —
давала волю синему безмолвью —
ещё с полудня пролилась бемоль
звала? молилась? выла? пела роль?
никто не знает всех голгоф соловьих.

почти по-над обрывом облака —
продета нитка удержать поближе —
танцующие буквы не нанижешь.

осенней ночи молоко лакать
приходит рысь из лунных пятикнижий,
чтоб под сурдину переплыть закат.



*** Улика. Реконструкция мифа. (автор: Анна Малютина)

Знакома ли вам магически притягательная сила некоторых предметов, которые иногда совершенно случайно попадаются на вашем пути?.. Действенность этой силы особенно заметна, если вы находитесь в гостях у букиниста, антиквара или иного собирателя раритетов.
До сих пор помню то странное ощущение, которое возникает, когда держишь в руках книгу с автографом Александра Блока или листок, исписанный аккуратным учительским почерком Фёдора Сологуба, а на стенах обычной квартиры видишь картины Константина Сомова, Александра Бенуа, Валентина Серова, Виктора Борисова-Мусатова. И чувствуешь, как возрастает напряжённость неведомого физикам поля и вас начинает затягивать в такую воронку, из которой не знаешь, как выбраться…
Раздвигаются незримые грани, и вы уже не понимаете, что за рамками этих картин? – Тюильри?.. Версаль?.. Царское Село?.. и, восклицая "о век галантный!", вы почти вживую представляете прогулки дам и кавалеров, а на заднем фоне в туманной дымке проступает булонский лес…
Прощальный маскарад на старой акварели продлится совсем недолго. Среди боскетов затеряются напудренные букли париков, а мушки на щеках выцветут, словно буквы в буклете, надпись в котором мелкой нонпарелью беззвучно кричит о том, что праздник завершится плахой, и столь любимый стиль рококо – не роскошь, а предтеча Робеспьера.
Когда на пороге санкюлоты, лето сулит отнюдь не отдых. Июньский вечер обещает на завтра – облачность, а ветер, если верить прогнозу, ожидается переменный. И куда ни двинешься – мерещится мятежный Париж за каждым поворотом.
Декорации те же, но ещё можно переиграть роли. И вот уже слышится: "Пора, пора…" – Это мадам Рошет торопит медлительного дворецкого: "Дюран, скорее в путь!.. Для нас спасение – дорога до Варенна…"
Но время безнадёжно упущено. Не убежать в нагруженной карете… Переодетый девочкой дофин, проснувшись, начинает плакать. Колёса вязнут, на спицах оседает пыль, сухой суглинок скрипит на зубах и на подошвах. Погода портится, в театре небо затягивают чёрным крепом и кажется, что не туча, а тень гильотины нависает клином над головой обречённого монарха.
И скоро, очень скоро, – на рассвете, когда невозможно скрыться под полями чужой шляпы и надо расплачиваться серебром за выезд, – вот тогда-то злосчастное экю станет нечаянной уликой, по которой будет опознано лицо простолюдина.
И занавес падёт, когда сравнят гражданина Луи Капета и королевский профиль на монете…
Куда закатилась эта монета?.. Нумизматы хранят молчание…

--------------------------------------------
данный текст написан в технике растворения. В нём можно увидеть спрятанный сонет:

***
О век галантный дам и кавалеров!
Булонский лес на старой акварели,
В буклете надпись мелкой нонпарелью:
Стиль рококо – предтеча Робеспьера.

Июньский вечер… Ветер переменный,
Мерещится Париж за поворотом…
"Пора, пора, – мадам Рошет торопит, –
Спасение – дорога до Варенна".

Не убежать в нагруженной карете,
Колёса вязнут… Пыль… Сухой суглинок…
Тень гильотины нависает клином
Над головой монарха…
…..........................................На рассвете
Опознано лицо простолюдина
И королевский профиль на монете.

------------------------------------------------
а в самом стихотворении — японские сонеты:

в буклете надпись: / над головой монарха / тень гильотины
о век галантный / и королевский профиль / простолюдина
июньский вечер, ветер, / сухой суглинок,
спасение – дорога, / колёса вязнут

или

о век галантный / предтеча Робеспьера / тень гильотины
июньский вечер / дорога до Варенна / сухой суглинок
Париж за поворотом, / колёса вязнут
мадам Рошет торопит / простолюдина