Легенда о выборе девушки

Игорь Апрельский
Предисловие

Из мифов и легенд Ингушетии можно почерпнуть много интересных сведений об особенностях ингушского язычества. Так, верховный бог назывался Дяла, богом грома и молнии считался Села, богиней плодородия и покровительницей женщин - Тушоли, богом охоты и покровителем урожая - Елта (или Ялат), покровителями пещер и предсказателями будущего - Алла и Белла. По представлениям язычников, у каждого села, рода, реки, горы и т.д. был свой патрон, покровитель (ерда).
Особо почитался Села (этимология этого слова, возможно, связана со словом са - свет): ему был посвящен один из дней недели - среда; в среду нельзя было начинать новое дело, выходить в дальнюю дорогу и т.д.; убитый молнией, как человек, отмеченный Селой, считался святым. Интересно, что радугу ингуши называют луком Селы (Села1ад), а молнию - головешкой Селы (Села хаьшк). Язычники также поклонялись так называемым Матерям (Нанилгаш), которые почитались наравне с главными богами. Среди них были У-нана (Мать болезней), Хи-нана (Мать вод), Миха-нана (Мать ветров), Мехка-нана (Мать страны), Дарза-нана (Мать вьюг). Мехка-нана живет на вершине Казбека (инг. Бешлом-Корт) - самой высокой горы в Ингушетии. У каждого села, дома, леса, пещеры, у каждого человека есть свой тарам (покровитель), считали ингуши. Хозяина леса зовут хьун-саг (лесной человек). Тарам человека оберегает его, заботится о нем, как ангел-хранитель. Есть злые духи , которые всячески вредят людям. После принятия ислама ингуши стали забывать свои языческие представления.
В Ингушетии в древности было много языческих храмов и святилищ (сел, селинг, ерда), до сегодняшнего дня сохранилась лишь небольшая их часть, но и они поражают своей красотой и изяществом.
Большую и интересную часть ингушского фольклора составляют сказки (фаьлгаш). Они уходят своими корнями в глубокую древность, и хотя построены они на вымысле, народом воспринимаются как поучительные истории. Сказочные персонажи являются выразителями дум и чаяний народа, идеальными, с точки зрения народа, героями: умными, смелыми, благородными, честными, милосердными, трудолюбивыми, щедрыми.
Одной из самых прекрасных жемчужин ингушского фольклора является нартский эпос, национальная версия которого имеется почти у всех народов Северного Кавказа.
По целому ряду причин во второй половине ХIХ века началось угасание жанра илли. Накопленные им богатые традиции и поэтические средства стали трансформироваться в другие жанры ингушского фольклора. Если героико-эпические песни исполнялись мужчинами, то лирические песни исполняли обычно девушки. Поэтому ингуши называют их девичьими песнями (мехкарий иллеш). В них восхищает жизнеутверждающая сила, великолепное знание языка, обычаев, традиций. Эти песни до сих пор продолжают оставаться популярными.Ингуши очень любят свой фольклор. Народные песни регулярно звучат по телевидению и радио. Они с удовольствием заучиваются школьниками. Ингушские писатели и поэты пишут свои произведения, используя в них богатый мир сказок, преданий, песен. Ассинское ущелье - памятник природы. Протяженность Ассинского ущелья 17 км. Несмотря на летнюю жару, тут всегда прохладно, высокие каменные стены ущелья препятствуют проникновению солнечных лучей и затеняют проход. Свое название ущелье  получило от реки Ассы, которая  впадает в р. Сунжа, общая ее длина 133 км. Асса берет начало из главного Кавказского хребта. Средняя ширина Ассы на равнине - более 30 м.    
 По древнему преданию в ущелье жил страшный сармак - дракон, пожиравший красавиц. Как то в селение, лежащее близ ущелья, пришёл юноша и попросил еды у женщины, жившей в доме на окраине села.   Услышав его  просьбу, женщина сказала, не может даже замесить тесто для лепешки, так как в доме нет воды.  Юноша сказал, что это не беда, он принесёт ей воду. И тут женщина горько заплакала: у реки поселился страшный сармак и не дает набрать воды, пока не приведут ему на съедение красивую девушку. Юноша ответил, что сразится с сармаком, убьёт его и освободит жителей от чудища. Юноша пришёл в  ущелье  к сармаку и победил его. Сегодня  в ущелье видны следы борьбы  дракона и смелого юноши. О них напоминают скалы поднимающиеся в высь изрезанные когтями сармака.

Село то прятало ущелье
От глаз завистливых, чужих.
Труд для людей села был целью,
в делах житейских и мирских.

В долине, где вьёт пояс Асса*,
Впадая в Сунжу**, на разлив.
Жила в селе девица Аза,
Чей лик приятен и красив.

Когда вошла в цену рассвета,
То нет отбоя, лишь содом… 
Парнишек много в это лето,
К ней свататься ходило в дом.

Но, некому из них, представьте,
Её приветить, удивить.
И шли понуро все из сакли,
Никто не мил ей – нет Любви.

И вот однажды волей божьей
Стук в саклю, там два молодца,
Стоят, взгляд ласковый, хороший,
Все очень ладные с лица.

Их Аза сразу пригласила,
Впустив к себе, накрыла стол.
Стала пытать, к ним вопросила,
Ведя неспешный разговор.

Узнала всё, что было надо,
Оставшись лишь наедине.
«Приехали тебя мы сватать!», -
Сказали позже парни те.

«Тебе решать, как мир не зыбок,
Готовы мы к своей судьбе.
Мы примем всё, твой прежде выбор!
Решай, краса, и не робей!»

«Кому отдам я завтра руку,
С утра решиться наяву.
Нам зорька станет в том порукой,
Кто первым выкосит траву,
Тот станет суженым, боритесь,
Вы все равны передо мной.
Ну, что согласны? Так ложитесь,
А завтра ваш в покосах бой!»

А вот и утро и долина,
что тянется к БогуралИ***
Собрались трое, лик орлиный,
Готовы к выбору они.

Окинув их и поле взглядом,
Сняв с головы платок в кулак.
Парней с собой поставив рядом,
Взмахнув рукой, дала им знак.

Всё в утром раннем топят росы,
Дышать вольготно, есть размах.
В росе мелькали дивно косы,
Шли парни ровно взмахом взмах.

Перед глазами облик милый,
Надежда выше всех потех.
Любовь давала парням силы,
Вливая веру на успех.

Был ясный день. Стояло лето.
Как выбор сделать?! Чудеса!
Сверкали косы в том рассвете,
Шли ровно так: к косе коса.

Уж полдень! Как они устали,
Но не отстал никто, не смог.
В конце полоски разом парни
Упали у девичьих ног.

А Аза, Боги, поглядите,
Обоим руки подаёт.
И говорит она: «Держите!»
Но камень всех троих берёт…

Там парни в плиты превратились.
У ног её по сторонам
Они влюблённо примостились,
Отдав и веря ей, словам…

Невеста ж девица отныне,
Расставив руки для креста.
Там в поле, в Сунженской долине,
Стоит как знак всем, неспроста…


*) Асса, **)Сунжа - реки в Ингушетии
***)Богурали - небольшая речка в Сунженской долине