Катарсис, цикл

Оскар Хуторянский
Кто пережил трагедию, не был ее героем.
       - Ежи Лец


Трагедия греческой трагедии, (1)
Что зрителя сегодня нет.
Для бури чувств, любви, сомнений
В две с половиной тысячи лет.

Её создали мудрецы
Ещё задолго до Сократа.
В честь Диониса там певцы (2)
Все возносили дифирамбы.   (3)

Софокл мудрейший, Еврипид (4, 5)
Слезу из камня могли выжать...
Эсхил - он автор мудрых книг,
Отец трагедий, что не выжить. 

Там жизнь богов, там смерть принцесс,
Там Прометей, Эдип, Электра
Ревнива Гера, страстен Зевс...
Великих чувств пора, Гомера.

Там Агамемнон, Ахилес,
Там Пифия пророчит  судьбы,
Там Антигоны - верность, честь,
В них жизни смысл даётся людям.

Там от судьбы не убежать,
Там рок тебя настигнет всюду.
Не знать что ждёт или узнать -
Случится. И не будет чуда.

Там с персами идёт война,
Там социальные законы,
Там слухи, сплетни и молва,
Ну как на лавочке знакомой.

Там время, место и события
Лишь от восхода до заката.
Там очень тонкая интрига,
Там хор вступает, когда надо.

В амфитеатре все в слезах,
Артист - там не звезда, он в маске.
«Катарсис» зрителя и чтят.   (8)
Там автора - и лавр, и ласки.

Шекспир у них учился, Фрейд
По ним он комплексы назначить. 
И даже Ницше считал честь -
Он "Дионисом" подпись ставить.   (7)

Теперь всё можно и без чувств...
В печали лишь одни поэты. 
Трагедия - первой из искусств
Раскрыла душу человека. 

Нам не понять тех чувств, той веры
В судьбу, в оракулов, в богов...
Для психиатров - примеры,
Для нас - истории итог.


Катарсис -  Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. 

(1) Древнегреческая трагедия — древнейшая из известных форм трагедии.  Происходит от ритуальных действ в честь Диониса

(2) Дионис, Вакхос, Бахус младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

(3) Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами.

(4)  Софокл — афинский драматург, трагик. 496-406 до нэ

(5) Еврипид — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий. 480-406 до нэ

(6)  Эсхил - 525 до н. э. — 456 до н. э.)— древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре — трагедию.

(7) Последнюю свою запись Ницше
подписал Дионисом.

(8) Катарсис -  Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.   В современной психологии (в частности, в психоанализе, психодраме, телесно-ориентированной терапии, символдраме) катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки


СОСТРАДАНИЕ

У греков было «сострадание»
Одним из высших очищений
Души с другой переживанием
Задачей было всех трагедий (1)

«Катарсис» - было то понятие.
Ему сейчас нигде не учат,
Неблагодарное занятие
Сейчас понять чужую душу.

Другие ценности лелеют
И поощряют в нас сейчас,
Растёт другое поколение
Чему их учат про запас?

Не говорят о благородстве,
О чести речи не в чести,
Лишь как поладить с руководством
Другой рукой чтоб руку мыть.

Когда то было неприличным
Быть подхалимом и рвачом,
Теперь - лишь что на счёте личном,
Что за душой - то нипочём. 

Когда воспитанность пинают
И милосердие - дурной тон,
Что свято - то не вспоминают
И для себя другой закон.

Где хамство вместе с матерщиной
В салонах высших - просто шарм,
Где женщина равна с мужчиной,
Забывших про "прекрасных дам".

Воспитывались поколения
На том что можно, что нельзя.
Были религии учения -
Мол "не греби всё под себя".

Забыто всё, мораль другая
Царит куда не погляди...
Чужую боль не замечаем,
Ах, как с душой мы позади!


МИЛОСЕРДИЕ

Отвыкли мы от слова милость,
Стыдимся нищих иногда.
Перебороть себя не в силах
И отвернем глаза всегда.

У нас герой кто самый сильный,
Кто при деньгах и на коне,
У власти кто, пусть и дебильный,
Но в жизни он достиг вполне.

Теперь встречают, провожают
Все по одежке, по деньгам,
Характер твой никто не знает,
Никто не ценит и ума.

Не зря пословица дается:
"Не зарекайся от сумы"
Веревочка не долго вьется -
Те кто с сумой - были паны.

Те, кто в немилости сегодня
Быть может лучшие из нас,
Нам пережить то не придется,
Что в ихней доле про запас.

Не все сидят на героине,
Не все в угаре грез хмельных,
Кому-то пенсию скосили,
А кто остался без родных.

Где те, кто сыты и у власти
С крестом нательным, без души...
Нет милосердия кто бесстрастно
Не видит жертв, себя простив.


ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАМ ВСЕ ТРАГЕДИИ?

Зачем нужны нам все трагедии?
Как будто нет забот своих.
Зачем проблемы их, сомнения,
И “быть - не быть” решать за них?

Зачем их боль утрат и веры,
У нас проблем своих полно.
Нагрузка нам на наши нервы
О них, чужих - но для чего?

Эдипа жизнь, как и Электры,
Печальна Гамлета судьба,
Концов хороших нет примеров -
На то трагедия она. 

Умрут на сцене лицедеи,
И слёзы зрителя пройдут,
Эмоции свои проверят,
Что в глубине души живут. 

Страх вызывают, сострадание
Для очищения души.
Так в Аристотеля писании
Трагедии роль нашли в тиши. 


ЕСТЬ ЖИЗНЬ У ГРЕЧЕСКИХ ТРАГЕДИЙ

Есть жизнь у греческих трагедий
Тысячелетия им срок.
О них наслышаны мы мнений,
Но не усвоен их урок.

Они как зеркало для нас
Для душ тревожных и мятежных.
Их красота внушает страх
Опустошённых и безнадежных.

Там на пределе все живут
В конфликтах, на мече эмоций.
Там друга убивает друг
И в жертву обществу приносит. 

Там ярость с скорбью сплетена,
Мораль с двусмысленностью спорит.
Там те у власти, у руля
Бесправных унижают более. 

Там правосудие не всегда,
Интрига под вуалью тонкой.
Из камня выжмется слеза,
И зрители потом довольны. 

В них узнаете вы себя,
Коль страсти отпустить на волю.
Но мы умнее. Нам нельзя,
А то разделим греков долю.


ОТ ТРАГЕДИИ К ФАРСУ ОДИН ШАГ

"История любит повторяться -
Была трагедия, стал фарс".
Слова придуманы когда-то,
Давно сказали Гегель, Маркс. 

Трагедия в двадцатом веке
Коснулась всех - тебя, меня...
И фарс идет ему на смену,
Сравни события в свете дня:

Страна встает из унижения,
Из поражения в войне,
И начинается движение -
Мы лучше, мы достойней всех.

Вооружились под завязку,
Взялись за пересмотр границ.
И вождь великий неустанный
Так мудро, чутко смотрит вниз. 

Без боя взята территория,
А с ней возрос патриотизм.
Теперь с соседями поспорим -
Перенести межу хотим.

В трагедии конец печален,
И в фарсе смех лишь для глупца.
И там, и там народ шагает
К ножу...   Послушная овца.


РИСУЮТ КЛОУНУ УЛЫБКУ

Рисуют клоуну улыбку,
Слезу рисуют Арлекино,
Их видимость - не им в обиду,
Это для нас.  Для тех, кто видит.

Носили маски в древней Греции
Чтоб зрителю не перепутать.
И псевдонимами их метили -
Вот Несчастливцев, это шутка. 

Бывает в жизни, что судьба
Нас метит. То-то замечаем,
Что всё не то, не там, не так...
Несчастье “амплуа”  мы знаем. 

Какое наше "амплуа"?
Родились с ним? Приобретаем?
И что природа нам дала
Пока не пробуем - не знаем. 

К чему твоя душа лежит?
Ты может чувствуешь, не знаешь,
Что может в этот самый миг
Судьбу свою ты пропускаешь. 

В профессию попав случайно
Тот случай вел тебя дорогой,
И обстоятельства нечаянно
Тебя сбивали понемногу.

Себя испытывать всем надо.
Не все горшки даны от Бога,
Не следовать во-след за стадом,
Искать свою одну дорогу.