Загадочные гуси-лебеди

Смольянинов Сергей
   Сказка «Гуси-лебеди», которую мы тоже помним с детства, вызывала и продолжает вызывать множество вопросов как у детей, так и у взрослых. Дети часто спрашивают: «Кто такая баба-яга? Зачем она забирает детей? Она злая? Почему?» А взрослым не даёт покоя вопрос: «Кто такие гуси-лебеди? Гуси или, всё-таки, лебеди? Или какие-то непонятные мутанты? Кто же они такие? Почему они не просто гуси, как в сказке про Нильса, или про Лягушку-путешественницу?»
   Вопросов масса, все и не перечислить… У каждого они свои.
   Но есть люди, которые не задают вообще никаких вопросов. Как в известной поговорке: «У матросов нет вопросов». Такие «матросы» считают, что сказки не стоит терзать всякими там вопросами. Это же обыкновенные сказки! Объяснять их никому не надо, даже себе. Всё очарование тут же куда-то уходит и теряется… 
   Да, отчасти это верно! В детстве сказка должна быть услышана в своём «первозданном» виде без всяких объяснений и остаться жить в подсознании. Там её никто не тронет. Там, в глубине души, живут наши лучшие чувства… Но время идёт, всё в человеке развивается, в том числе и душа. Если развития нет, происходит застой и упадок… Развитие необходимо, весь вопрос в том, в каком направлении. Когда душа, разбирая сказочный материал, теряет очарование, она должна остановиться. Ощущение чего-то таинственного, волшебного, необъяснимого никогда не должно покидать человека! Ведь не случайно большинство сказок называют не «обыкновенными», а «волшебными»! Но, если в процессе исследования этого волшебного материала чувство очарования, благоговения не только не исчезает, но только всё более усиливается, – значит душа развивается в верном направлении. Тайна всегда будет вызывать священный трепет, а процесс её познания – тем более! 
   Недоверие к разуму, анализу, «расшифровке образов» в этих вопросах вполне понятно. Здесь есть «подводный камень», о который можно легко споткнуться. Сухая «научность», «математическая» игра ума, жёсткая логика, рационализм, вульгарный материализм и вульгарный мистицизм – всё это отталкивает душу от проникновения в тайны сказок. И напротив – ум, соединённый с сердечным теплом и христианским благоговением перед НЕВЕДОМЫМ, выведут нас из тёмного леса непонимания.
   Разбирая сказки, можно запутаться в трактовке сложных образов и символов (особенно чисел), ведь они имеют несколько значений, зависящих от исторической эпохи, народа, его поверий, традиций и многих-многих других причин. Но если читать волшебную сказку как сообщение о внутренних тайнах Человека, о тайнах его Души и Духа, то количество разночтений значительно уменьшается, а то и вовсе исчезает. Почему так происходит? Потому, что Человек, как Творение, как Я-Существо, в духовном смысле всегда Один. То, что он «рассыпался» по Земле на несколько миллиардов, свидетельствует лишь о выполнении им Божественной Воли: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Бытие, 1:28) Это признавали мудрецы всех времён и народов. Они и подарили нам волшебные сказки.   
   Давайте попробуем немного приоткрыть таинственную дверь в сказку «Гуси-лебеди».

   «Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький».

   Так начинается эта сказка. Похожим образом начинаются и сотни других сказок. В них сразу же, с самых первых слов, ясно видны и родственные связи, и разница в возрасте главных героев. Здесь возрастная «лестница» выстроена в направлении духовной эволюции (из старости в детство) так: «старичок со старушкою» – «дочка» – «сынок».
   Далее сообщается, что «старшие» уходят «на работу» и наказывают дочке: «Будь умна, береги братца, не ходи со двора». На что намекает сказка читателю? 
   Человек внутренне как бы расстаётся со своим прошлым, со «старшими», с их знанием и жизненным опытом и остаётся с «юным» настоящим – с «сестрицей» и «братцем». Сможет ли он, как личность, сохранить своё существо в безопасности, в гармонии и единстве? Сможет ли, опираясь только на свои «юные» силы, выполнить наказ «старших» сил? К сожалению, нет…
 
   «Дочка забыла, что что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках».

   Юная Душа (сестрица) ещё слишком беспечна. Оставив братца одного, она не понимает, что рискует потерять его навсегда. Братец на время остаётся один, без присмотра, без всякой поддержки со стороны своих родных… Он – чистый маленький Дух (Высшее «я» Человека) – совершенно один и совершенно беззащитен! А его сестрица (юная Душа), оставив его одного, не может совладать с искушением побежать «на улицу», то есть выйти за пределы своего «двора», за пределы дозволенного «старшими», во внешний мир людской суеты и развлечений… Её кружит беззаботная чувственность, она похожа на стрекозу из басни Крылова, которая «лето красное пропела, оглянуться не успела…»   
   А гуси-лебеди – тут как тут! Кто же они такие? Сказка характеризует их так:

   «Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали…»

   В дальнейшем сказка называет их просто – «гуси», и ещё – «злодеи». Видно, что гусиная природа в них доминирует. За что же гуси причислены здесь к служителям злой, нечистой силы? В детской песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся» они вовсе не такие плохие, они «весёлые»! Правда, есть одна характерная деталь: песенка не случайно намекает на их двойственную природу: «Один – серый, другой – белый…»
   Серый гусь олицетворяет задиристость, ограниченность, глупость, самодовольство, напыщенность… «А вы, Иван Иванович, настоящий гусак», – произносит Иван Никифорович ключевую фразу в повести Гоголя. Сила воздействия этого слова-образа оказывается настолько глубокой, что превращает друзей во врагов!
   А на русской свадьбе пели:
 
   «Как отстала лебёдушка от стада лебединого,
приставала лебёдушка ко стаду, ко серым гусям».

   Иными словами, девушка теряла свою невинность, чистоту (белый цвет) и опускалась в сферу серого быта, серых будней… Такие духовные сумерки, близкие к злой, нечистой силе, и символизируют серые гуси.

   Белый гусь умнее и добрее своего брата. Он не так агрессивен и часто откликается на призыв о помощи. В русской народной сказке «Баба-яга и Жихарь» (А.Н. Афонасьев) добрые гуси дают Филюшке по пёрышку, он делает себе «крылышки» и летит домой. А в сказке «Терёшечка» героя спасает «защипанный гусенёк», который «сжалился, подставил Терёшечке крылышки, встрепенулся и полетел вместе с ним».
   Так что гуси могут помочь, но могут и навредить. Этой «вредностью», этой тёмной стороной гусиной породы и пользуется баба-яга, подчиняя «серых» птиц своей воле. А как же оказались в их компании прекрасные лебеди?
 
   Лебедь, близкий «родственник» утке и гусю – «птица вздоха», символ верности, душевной чистоты, свободного полёта… Царевна-лебедь в русских сказках – олицетворение женской красоты и благородства. В образе белоснежного лебедя является царице Леде сам громовержец Зевс. В белых лебедей превращаются и простые девушки (балет «Лебединое озеро»), и одиннадцать сыновей короля в сказке братьев Гримм «Дикие лебеди». Ну и как здесь не вспомнить Гадкого Утёнка в сказке Андерсена, ставшего прекрасным белым лебедем?
   Но… Среди лебедей есть не только белые, но и чёрные! Чёрный лебедь – Одиллия, дочь злого гения Ротбарда – необычайно похожа на Одетту (белого лебедя), но что-то резкое и злое нарушает это сходство…
   Это противопоставление в одном лебедином образе двух начал – чёрного и белого, света и тьмы, добра и зла есть не только в «Лебедином озере», но и в изображении древнеримского бога времени Януса (двуликий Янус), и в славянской мифологии (Белбог и Чернобог). Как в случае с гусями, так и здесь баба-яга пользуется тёмной стороной породы лебедей, подчиняя их своей воле. И вот «тёмные» гуси-лебеди, отсечённые от своих «светлых» собратьев, становятся покорными слугами зла.
   Но почему сказка берёт именно этот образ? Скорее всего потому, что и в греческих, и в славянских преданиях гусь, подобно лебедю, играет роль «перевозчика» человеческих душ на «тот свет». Издавна гуси-лебеди были посредниками между мирами. Как птицы, как крылатые существа, легко проносящиеся по небу, улетающие за «тёмные леса» и возвращающиеся обратно, они имели в сознании наших предков прямое отношение к далёкому и таинственному «потустороннему» царству.
   Итак, братец похищен гусями, а сестрица «бросилась их догонять».

   «Бежала, бежала, стоит печка. «Печка, печка, скажи куда гуси полетели? – «Съешь моего ржаного пирожка, скажу». – «О, у моего батюшки пшеничные не едятся!» Печь не сказала. Побежала дальше…» 

   Откуда взялась печка в чистом поле? Да не простая, а говорящая! Да ещё с пирожками!   
   Конечно, всё это образы. У сказки своя логика – сказочная. Мы ведь не удивились тому, что гуси-лебеди «подхватили мальчика, унесли на крылышках». Не на шее, не на спине какого-то сильномогучего гуся или лебедя (мальчик-то весит килограмм 10–15!), а «на крылышках»… Такое возможно только в переносном смысле. Здесь даётся яркое и живое ощущение полёта, ветра, воздуха… «Братец» – маленький, беззащитный Дух (Высшее «я») похищается и уносится, как вихрем, злой нечистой силой.
   Как ещё это описать? Какие найти ещё более подходящие образы? Какие слова? Трудно говорить о Духе с тем, кто его не видел… В этом может помочь яркий образ налетевших и скрывшихся за лесом гусей… Так и с печкой – кто её видел в чистом поле? Никто. Для нас в физической реальности её нет. Но для нашей героини – юной Души – «печка» и «ржаные пирожки» – это символ не физического, а духовного насыщения земными, природными знаниями.
   Но Душа отвергает «ржаные пирожки». «Простые земные знания – какой в них прок?» – рассуждает Душа. – «Батюшка (Зрелое «я») предлагает мне «пшеничные», более ценные знания, и то я не хочу их «есть» (т. е. принимать в себя), они мне не нужны, я их отвергаю!» Душа хвалится собой, она ещё слишком неопытна, слишком мало знает о мироустройстве как внешнем, так и внутреннем. Не будем забывать, что она потеряла «братца» (Высшее «я»), а вместе с ним и Небесные светлые мысли… Она пытается их вернуть, ищет путь, но на этом пути сама себе ставит препятствия и не понимает этого! Знание глубинных природных тайн остаётся для неё скрытым, печка молчит, куда дальше идти – неизвестно. И юная Душа идёт наугад…

   «Побежала дальше, стоит яблонь. «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели?» – «Съешь моего лесного яблока, скажу». – «О, у моего батюшки и садовые не едятся!» Побежала дальше…» 

   Яблоко созревает в воздушной среде. Питаясь соками земли, оно, тем не менее, относится к «жителям» иного элементарного царства – воздуха. Яблоко висит над землёй и смотрит на неё сверху. Такой плод знает тайны Небес. А съесть его – означает духовно приблизиться к этим тайнам, приобщиться, причаститься… Но юная Душа не хочет этого. Для неё слишком утомительно такое занятие, и она отмахивается от него, как от назойливой мухи: «У моего батюшки и садовые не едятся!» Другими словами, мне предлагает «батюшка» (Зрелое, Старшее, Мудрое «я») более ценные, «садовые» знания, и то я ими пренебрегаю! История с печкой повторяется. Душа не предпринимает никаких действий для своего внутреннего духовного роста. И опять идёт наугад…

   «Побежала дальше, стоит молочная речка, кисельные берега. «Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели?» – «Съешь моего простого киселика с молоком, скажу». – «О, у моего батюшки и сливочки не едятся!»

   Что же скрывается за всем этим? Если раньше сестрице предлагались «ржаные пирожки» и «лесные яблочки», то теперь целая «молочная речка»! В чем тут дело?
   Выражение «молочные реки, кисельные берега» понимается по-разному. В основном считается, что это символ сказочного изобилия, по-детски наивная крестьянская мечта о нескончаемом потоке вкусной еды, о полной сытости и полном блаженстве.
   Однако, не всё так просто… В сказке «Звериное молоко» (А.Н. Афанасьев) волчье, медвежье и львиное молоко просит достать «заболевшая» царевна. Но это уловка! Змей шепчет ей: «Он (Иван-царевич) пойдёт молоко добывать – авось голову свернёт!» Это не простая задача для героя… Что же такое молоко по своей сути? 
   Молоко образуется в связи с рождением, под воздействием природных лунных сил. Оно содержит в себе огромный творящий духовный потенциал, энергию самой жизни. «Простой киселик» – это всего лишь более плотная часть всё того же молока.
   Речка предлагает его «поесть», то есть напитаться живительными силами самой матери-природы. Его не надо добывать юной Душе, оно здесь, рядом… Его жидкое состояние говорит о тесной связи с элементом воды, с третьим природным царством, к которому предлагается причаститься. Но… Душа и в этом случае ведёт себя легкомысленно, ей не хочется не только живительное «природное» молоко, но даже и батюшкины «сливочки» – самые ценные древние знания. Душа не испытывает внутренний духовный голод. Она ничего не хочет слышать о каких-то там знаниях… 
   Почему во многих сказках так настойчиво говорится об этих трёх стихиях: о царстве воды, земли и воздуха? Почему о них надо непременно знать, чтобы достичь цели? Ответ на этот вопрос, скорее всего, находится в Священном Писании, на котором базируется большинство волшебных сказок. Первый День Сотворения мира, как известно, был посвящён творению неба, земли, воды и света… Проникнуть в тайну этих элементов – означает приблизиться к замыслам Самого Творца, получить Высшее знание и духовные способности. Этот путь знаком всем мудрецам, праведникам и святым. Его отголоски – в народных волшебных сказках…
   Итак, юная Душа отвергает духовное знание. Ей нужен лишь потерянный «братец», но она не в силах его найти. Она не понимает, что для достижения этой цели ей духовное знание и предлагается. Но… знание ей не нужно! Получается замкнутый круг. Как быть?
   
   «И долго бы ей бегать по полям да бродить по лесу, да, к счастью, попался ёж…»

   Как ни странно, но ёж показывает «сестрице» дорогу без всяких условий. И она вскоре оказывается перед избушкой «на курьих ножках»… Почему ёжик такой добрый и где он был раньше? Видимо, он попался на пути действительно «к счастью», случайно. Не так-то просто встретить колючего ежа днём, он ведёт ночной образ жизни, охотится даже на змей и нечувствителен к их яду. Зимой он впадает в долгую спячку и как бы «умирает» для всего земного, переносится на «тот свет»… Ему знаком этот путь. К тому же он очень похож на клубочек, который часто приводит сказочных героев к… бабе-яге! («Звериное молоко», «Царевна-лягушка», «Поди туда – не знаю куда…») Ёж легко указывает дорогу.

   «В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная; сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела его сестра, подкралась, схватила и унесла…»

   Вот она – долгожданная встреча! В избушке бабы-яги, на грани двух миров, юная Душа находит, наконец, своего потерянного «братца», свой Дух, своё Высшее «я». То, что её «братец» действительно имеет отношение к Высшим небесным существам, подтверждают золотые (солнечные) яблочки, с которыми он играет. Здесь слышны отголоски греческого мифа о золотых яблоках в садах Гесперид – дочерей Атланта, который держит на своих плечах небесный свод. В сады, где растут эти яблоки, не дано проникнуть ни одному смертному. А маленький «братец» с ними играет! Его Божественная природа несомненна. И золотые яблочки – символ вечной молодости – у него в руках, он Дух, который тоже вечно молод!
   Баба-яга – нечистая сила – стережёт его в своей избушке на краю света, у самой опасной черты. Тонкая нить, связывающая Душу с Высшим «я» может оборваться… Баба-яга ждёт, она просто «сидит» не в силах больше ничего сделать. Всё зависит теперь от самой Души – так ли велико её желание снова соединиться с Духом в одно целое?
   Да! Юная сестрица-Душа впервые ясно видит, кого она могла потерять навсегда. Её любимый братец-Дух играет золотыми яблочками! В его руках – вечная жизнь, вечная молодость, Божественный, золотой, солнечный свет! Но сестрица видит не только это, перед ней – ужасная, страшная баба-яга, у которой вместо лица «морда»...
 
   «Бедный, бедный мой братец! Куда его унесли, куда он попал! И всё из-за меня!..» – могла бы воскликнуть Душа. Опомнившись, она забирает его из избушки и бежит домой. Гуси-лебеди летят за ней по пятам. Клубочек событий катится в обратном направлении. Снова перед сестрицей на пути к дому появляются молочная речка, яблонь, печка… Но теперь она ведёт себя с ними иначе. Она ест «киселик», «лесное яблочко», «ржаной пирожок» и, кроме этого, она говорит: «Спасибо!» Душа благодарит за познание, за приобщение к сокровенным тайнам природы. Теперь она ясно видит, что без этих знаний братец-Дух у неё снова будет похищен тёмными силами…
   Душа взрослеет! Не случайно в конце всех испытаний сказка называет её «девушкой». Это уже не беспечная, легкомысленная девочка, которая «заигралась, загулялась…»

   Гуси-лебеди улетают ни с чем, а все родственники снова собираются вместе – «братец», «сестрица», «отец» и «мать». Благодаря душевно-духовному опыту и знаниям, которыми теперь владеет «сестрица», вся семья, как один единый ЧЕЛОВЕК, становится крепче.

   Примечание

   Скрытый смысл образов-символов (трактовка)

Отец, мать – старшие, зрелые, мудрые Дух и Душа Человека.
Сестрица – юная Душа Человека.
Братец – юный Дух (Высшее «я») Человека.
Гуси-лебеди – слуги зла, посредники между мирами.
Печка – насыщение знаниями о царстве земли.
Яблонь – насыщение знаниями о царстве воздуха.
Молочная речка, кисельные берега – насыщение знаниями о царстве воды.
Ёж – проводник-помощник.
Баба-яга – злая, тёмная нечистая сила.
Золотые яблочки – плоды Духа, Солнца, вечная жизнь и молодость.