С боярами знаться - ума набираться

Анастасия Сергеевна Соколова
   
ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ "БОЯРЕ ВЕРНЫЕ И ИЗМЕННЫЕ"
   
            
                ЧАСТЬ  ПЕРВАЯ   

   




То не звёздочка  засветилася в непроглядной тьме,
То зажглась свеча воску ярого в матушке-Москве.
Зажигали её там святитель Петр, да Московской князь,
Сам Московский князь Иоанн Данилович.
Заприметили люди русские сдалека её,
Заприметили  –  ободрилися, на неё глядят  - Богу молятся,
А она горит – разгорается, светит  всей Руси.
А Московский князь возвышается,  думу думает.
Думу думает со болярами.  Думу думает – дело делает,
Дело делает – не торопится.

               
               
 СВЕЧА ЗАЖГЛАСЬ В МОСКВЕ
      

      Всего  за три года (1237-1240 гг.) монгольский хан  Батый  подчинил себе некогда единую и необъятную  Русь, к моменту басурманова нашествия разорванную на части   внутренними распрями её удельных князей.   Тяжкое ярмо рабства казалось вечным, ничто не оставляло надежды на спасение.
      Но народные сказания, песни и былины, передающиеся из уст в уста,  из поколения в поколение, не давали забыть народу русскому об иных временах, о временах былых и славных, когда правили  Матушкой-Русью её собиратели и благоустроители:  крестивший в 988 году Русь равноапостольный великий князь Киевский Владимир Красно Солнышко и его славные потомки, святые благоверные князья   Ярослав Мудрый   и Владимир Мономах, а  священный круг её границ охраняли чудо-богатыри – верные  сотоварищи князей,  бояре-дружинники.
      В этой народной песне отразилось настроение русского народа, у которого после  векового порабощения золотоордынскими ханами  появилась надежда на освобождение от опостылевшего рабства – прочный союз радеющих за судьбу Отечества государственных мужей: святителя Петра, митрополита Московского и всея Руси (1308-1326),  святого благоверного князя Московского Иоанна Даниловича Калиты  (1325-1340)   и их верных помощников -  боляр (бояр) московских.
      Боляре - за разъяснением  значения этого слова обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Даля:
      «Болярин – болеть по ком, заботиться. Встарь это был жалованный сан: вельможа, знатнейшее сословие в государстве».
      По словам русского историка В.О.Ключевского, "Слову "боярин" или "болярин", ввиду этих двух форм дают двоякое производство: Карамзин от  сущ. бой, Венелин от прил. боль,болий. В древних южнославянских памятниках, чаще, если не исключительно, встречается форма с буквой Л: болеры, болере, боларе...".
      Значит,  боляре (бояре) – болеющие за судьбу Отечества, наделённые властью государственные чиновники.
      Боляре (бояре)– высшее сословие феодалов в Русском государстве в IX – XVII вв. Произошли от родоплеменной знати, старших дружинников, крупных землевладельцев Киевской Руси. Участвовали в управлении, занимали высшие чины, входили в состав аристократии.
      Как отмечено в Ипатьевской летописи, Изяслав с братией "съзываша бояры свое и всю дружину свою и нача думати с ними".
      В Киевской Руси  Боярская Дума  являлась  советом при князе в составе старшей дружины и приближённых лиц. В период раздробленности – советом знатных вассалов при князе.
      В конце XV - начале XVIII веков   Боярская Дума -  постоянный сословно-представительный законосовещательный орган аристократии при  великом князе  или царе.
      В народе говорили: «С боярами знаться – ума набираться».
               
                _________________________
    
 Святой благоверный князь Иван  Данилович Калита(1284-1340) вступил на Московский великокняжеский стол (1325) после гибели в Золотой Орде его старшего  брата, Юрия Даниловича, не оставившего потомства.  Внук святого благоверного князя Александра Ярославича Невского  (1221-1263) и достойный продолжатель дела своего отца – святого благоверного князя Даниила Александровича Московского (1261-1303), Иван Калита мудро и последовательно вёл политику объединения окрестных земель и княжеств вокруг Москвы.
      Как писал в своем труде «Из истории Москвы»  профессор русской истории В.В.Назаревский, «Иван Калита возвёл столицу своего княжества на новую весьма важную ступень исторического бытия. Если при Юрии Долгоруком она была только небольшим городком вроде Переяславля-Залесского или Можайска, а при Юрии Даниловиче доросла до значения Твери и Рязани, то при Калите она приобретает значение, которое принадлежало Владимиру, а до него Киеву, то есть значение всероссийское».
      Будучи тонким дипломатом, Иван Калита построил свои отношения с татарами так,  что те не показывались  в московских землях без малого четыре десятка лет.
      Митрополит Пётр (1260-1326), провидя будущую славу Москвы, в 1325 году  переносит митрополичий престол  в Москву. На свет  свечи, зажжённой митрополитом Петром и князем Московским Иваном Калитой, потянулся народ из других княжеств.    И начали переезжать к Калите, как замечает историк, педагог А.Г.Баранов, «от других князей самые знатные и умные бояре, и делались ему помощниками».
      В годы правления сына Ивана Калиты Симеона Гордого (1340-1353), уже именовавшего себя великим князем всея Руси, Москва становится  духовной  столицей  земли  русской.  В Москве  постоянно проживают митрополиты и высшее духовенство.  В своём правлении Симеон Гордый  опирается на советы своих духовных наставников, а также на помощь старейших бояр московских.   
      В середине  XIV  века «чёрная смерть»,  так именовалась в народе чума, истребляла население целых городов и областей  Руси.   Не обошла чума стороной и Москву-Матушку, пробралась она и в хоромы княжеские.
      «Слушайся владыки Алексия и старых бояр: они отцу нашему и нам добра всегда желали. Слушайся, дабы не  престала  память родителей наших и наша, и свеча бы не погасла…», - с такими словами,  умирая от моровой язвы, обращается   князь Симеон  к своему брату,  Иоанну II Иоанновичу Красному (1353-1359).
         Не погасла свеча  при сыновьях Калиты, но ещё ярче воспылала она при  его внуке,   святом  благоверном  великом  князе  Московском  Дмитрии    Ивановиче    Донском (1359-1389), духовными наставниками которого были святитель Алексий, митрополит Московский и всея Руси  чудотворец ( - 1378) и  святой  игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский(1314-1392), а верными помощниками и советчиками в делах государственных  –  бояре московские.
      Победа в 1380 году единого русского войска под предводительством великого князя Московского Дмитрия Донского над полчищами темника Мамая на Куликовом поле  явилась  предтечей   грядущего  через столетие   «Стояния на Угре» (1480). Победа войск великого князя Московского Ивана III Васильевича (1462-1505) над ордами хана Ахмата  ознаменовала  собой полное освобождение Руси от золотоордынского порабощения.
      «Вы звались у меня не боярами, а князьями земли моей», - эти слова, обращённые к друзьям-единомышленникам и соратникам, московским боярам, современник-биограф вложил в уста умирающего святого благоверного  князя Дмитрия Донского.   Детям же своим князь завещает: «Бояр своих любите, без воли их ничего не делайте…».
      Как отмечает  русский историк В.О.Ключевский, согласно заветам отца, сын  Дмитрия Донского Василий I Дмитриевич (1389-1425),  «давал своим боярам такое широкое и деятельное участие в управлении, что московская политика при великом князе Василии Дмитриевиче  представлялась обществу прямо делом его бояр».
      
      В конце XIV века  Боярская Дума  являлась продолжением и развитием Княжеской Думы  X-XI века в новых исторических условиях. Всегда действуя вместе с  великим князем, Боярская  Дума совместно с государем составляла единую верховную власть.      По всем делам решения выносились в следующей форме: «Государь указал,  и бояре приговорили»   или    «По государеву указу бояре приговорили».
      В.О. Ключевский так характеризует деятельность московских бояр, участвовавших в событиях отечественной истории:   «Из событий XIV века,  в котором они (бояре)  играли такую активную роль, они должны были вынести и больше сословной сплочённости, и больше политической выправки, сравнительно со своей братией из других княжеств. Надобно думать, что они крепче последней  привязались к месту своего служения и нитями экономическими, благодаря более успешному развитию боярского землевладения в Московском княжестве…
      В Думе князю боярин был нужен и важен как хранитель местной политической пошлины, как старый и верный отцовский слуга, радеющий княжескому дому и его вотчине, связанный с ним одинаковыми постоянными интересами.  Отсюда большое политическое влияние, с каким является московское боярство при своём князе в событиях  XIV и XV веков».
               
               
                ОРГАНИЧЕСКАЯ СИЛА МОСКВЫ
   
      «Органическая  сила Москвы»,  профессор  В.В.Назаревский, сплотившая  русский народ  в  могучее единое независимое государство, особо ярко проявила себя в годы правления правнука Дмитрия Донского, великого князя Московского, Ивана III Васильевича (1440-1505), положившего конец монгольскому владычеству, терзавшему Русь два с половиной столетия.
      Завершив начатое его пращуром,  святым благоверным князем Даниилом Московским, объединение разрозненных удельных княжеств под началом Москвы, он  именует себя государем всея Руси и первым русским царём.
      Все важнейшие акты государственной деятельности Иван III совершал по согласованию с  боярами.   По свидетельству летописца, в 1472 году женитьбу на  племяннице последнего  византийского императора Константина XI Палеолога, Софье Палеолог (1455-1503),  Иван III  предпринял, «подумав о сём с митрополитом, матерью своею и бояры…».
      Взяв в жёны византийскую принцессу, государь принимает герб  византийской императорской  династии Палеологов – двуглавого орла, который,  по словам историка,  «очень дружно сжился с московским гербом – святым Георгием Победоносцем, поражающим змия».
      Россия завязывает дипломатические отношения с Папой Римским, германским императором,  королями Дании и Венгрии, венецианским дожем, турецким султаном, персидским шахом.
      Незаурядные способности в несении дипломатической службы проявили в ту пору приближённые ко двору государя члены Боярской Думы,  обычно возглавлявшие посольства в другие государства. Представители русской дипломатической миссии умело  отстаивали национальные интересы, укрепляя  международный авторитет России.
      В 1485 году Иван III принял официальный титул «великого князя всея Руси».
      Иностранные послы уже величают Ивана III  царём и цезарем. Так, князь Иверской земли  (Грузии) Александр  в посланной  русскому царю «почтительной» грамоте,   называл  Иоанна III  «звездой христианского мира, пресветлым и грозным государем, управой всем князьям».
      Сам же великий князь всея Руси так понимал своё предназначение: «Мы Божией милостью государь на своей земле изначала, от первых своих прародителей…  и нашим детям от века так быть, как мы теперь есть государи на своей земле».
      Николай Карамзин в «Записках о Древней и Новой России» отдает Ивану III   предпочтение    перед  Петром I за то, что он,  «возвысивши  могущество России и заводя сношение с Западом, не нарушил её исторического и народного строя».
      Преемник Ивана III, его сын великий князь Московский Василий  III Иванович (1505-         1533), завершив объединение  русских земель  вокруг Москвы, стал официально именоваться «самодержцем», «государем всея Руси».
      Из Послания старца инока Филофея великому князю Василию III: «Храни и внимай, благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твоё, что два Рима пали, а третий стоит, четвёртому же не бывать!».
      Теория «Третьего Рима», кратким выражением которой стала формула «Москва – Третий Рим», обосновала величие России как  самостоятельного и в политическом, и в религиозном отношении государства.
      Для регулирования хозяйственной и политической жизни  единого государства  необходимо  было формирование соответствующего аппарата государственного управления.

                СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ

     Московская Боярская Дума выросла из совета при князе, существовавшего ещё в Древнерусском государстве.  Бояре  в Киевской Руси были  дружинниками и соратниками князя.  В  Московском государстве  бояре - царские слуги  и чиновники. Занимая высшие гражданские посты, руководя армией, служа воеводами в крупнейших городах, бояре играли определяющую роль в государственном управлении.
      Великий князь  юридически не обязан был считаться с мнением  Думы, но фактически любое его решение приводилось в жизнь,  только с одобрения боярства.  Через Думу боярство осуществляло политику князя, не забывая и о своих личных и клановых интересах.
      В XV веке Боярская Дума была постоянно действующим органом, имела сравнительно стабильный состав. Кроме бояр московских, в Думу входили бывшие удельные князья и бояре.
      Являясь высшим органом управления, Боярская Дума, решала важнейшие государственные дела, была законодательным органом, осуществляла общее руководство приказами, надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам армии, земельным делам.
      Боярство жаловал государь.  Боярская Дума состояла из представителей феодальной аристократии. Представители самых знатных родов входили в Думу в  боярском чине.
      С первой половины  XVI века  в Боярской Думе появляются и менее знатные феодалы – окольничьи, а также представители поместного служилого дворянства –  придворные, думные дворяне («дети боярские, которые в Думе живут»). Ведение делопроизводства Боярской Думы было поручено представителям  верховной служилой бюрократии -  думным дьякам.
      В состав Боярской Думы Московского государства  могли входить только свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и служилых.   Высший  разряд служилых людей именовался  боярами введённым или большими.
      Рассуждая над  происхождением самого названия бояр введённых, В.О.Ключевский пишет: «Вероятно, в нём скрывается намёк  на то, что князь, назначая их главными распорядителями своего дворцового хозяйства, поручая им своих домовых слуг и свои домашние дела, как бы вводил их в свой  дворец, так что они считались как бы живущими во дворце.   В таком случае, этот термин был близок по значению к позднейшему званию бояр  комнатных и ближних».
       Введённый боярин  при дворе князя отвечал за судопроизводство.  Советниками князя, членами Боярской Думы могли быть только бояре введённые.
      При Иване III  боярам и окольничим  принадлежало право суда и управления -  «Судити суд боярам и окольничим».  Окольничие возглавляли  полки и приказы.
       Процесс образования собственно приказной системы управления был длительным. В конце XV - начале XVI века общественными органами управления являлись выросшие из дворцово-вотчинной системы  Дворец и  Казна. Дворец управлял землями великого князя. Казна – ведала финансами, государственной печатью и архивом.
      В их недрах постепенно появляется специальное учреждение «Пути», отвечающие за отдельные группы дел и возглавляемые путными боярами.

                ПУТНЫЕ БОЯРЕ И ИХ ДВОРЦОВЫЕ ПУТИ



      Путные бояре  на Руси  XIV -  первой половины XVI  веков получали в управление и кормление «Пути» - отдельные подразделения в дворцовом хозяйстве, за функционирование которых путный боярин ответствовал перед Боярской Думой и князем.
      В договорной грамоте сыновей Калиты  1341 года названы три  пути: сокольничий, конюший   и   ловчий.     Указания на состав и устройство каждого из этих ведомств мы встречаем в актах XV -  XVI  веков.  Кроме трёх, уже указанных  «Путей», в актах XVI  века встречаем ещё два:  стольничий и   чашничий.   При дворах великих и значительных удельных князей являются в штате придворных и должностных лиц   стольник и чашник.   В удельное время тот и другой управляли особым дворцовым ведомством. У того и другого был свой «Путь».
      С расширением делопроизводства  путным боярам давались для  «письма»  чиновники –  думные дьяки и подьячии. Так, при Думе  появиляется  канцелярия  -  «Изба».  Думные дьяки  принимают участие в   ведении дел посольских,  разрядных  и наместных.   
      В начале XVI века  «пути»  были преобразованы в  «приказы»:  Челобитный, Стрелецкий, Посольский Поместный,  Бронный, Печатный, Пушкарский, Сокольничий, Разбойный и Земский.    Каждый Приказ имел свою «избу». В Судебнике, принятом при правлении   Ивана Грозного в 1550 году, приказная система власти сформировалась окончательно.


                ДУМНЫЕ ДВОРЯНЕ

      Великий князь  в начале XVI века начал вводить в Думу простых дворян, которые получили звание думных дворян.  Дворянское сословие возникло в  XII  веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшего двор князя или боярина. Слово «дворянин» буквально обозначает «человек с княжеского двора» или «придворный». Свой авторитет  дворянин зарабатывал на государевой службе, получая от царя вознаграждение, чаще всего землёй, что способствовало появлению класса  помещиков.

                СЛУЖИЛЫЕ КНЯЗЬЯ

      По мере уничтожения уделов, в состав Боярской Думы  входили князья, делавшиеся советниками великого князя,  благодаря своему титулу.  Считая своё звание выше боярского, они не  нуждались в особом назначении в чин боярина.  О  служебном преимуществе служилого князя перед простым, хотя и родовитым московским боярином, можно судить по прочтении московских рязрядных книг конца XV  века.   Там служилые князья стоят на первых местах государственного управления. Князья преобладали в Думе до конца  XVI века.


              ИЕРАРХИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ  СЛУЖИЛОГО МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА

      Существовало несколько иерархических разрядов,  явственно обозначившихся в XVI веке, из которых состояло служилое московское общество.
      К первому разряду,   как отмечает В.О.Ключевский, «который тонким слоем лёг на поверхности московского боярства, относились   высшие служилые князья,    предки которых приехали в Москву из Литвы или  великокняжеских русских столов: потомки литовского князя Юрия Патрикеевича, также князья Мстиславские, Бельские,  Пенковы, старшие Ростовские, Шуйские и другие; из московского боярства  Кошкины.   Затем следуют князья, предки которых до подчинения Москве владели значительными уделами в  бывших княжествах Тверском, Ярославском и других, князья Микульские, Воротынские, Курбские, старшие Оболенские; к ним присоединилось и всё первостепенное нетитулованное боярство Москвы, Воронцовы, Давыдовы, Челяднины и другие.   В состав третьего разряда, вместе со второстепенным московским боярством, с Колычовыми, Сабуровыми, Салтыковыми, вошли потомки мелких князей удельных или оставшихся без уделов ещё прежде, чем их бывшие отчины были присоединены к Москве,  князья Ушатые, Палецкие, Мезецкие, Сицкие, Прозоровские и многие другие».

      В.Ключевский отмечает, что  содействуя централизации управления, Боярская Дума  «из удельного времени  вынесла две задачи: она  должна была строить объединяющуюся землю во главе с государем и устроить отношения своего класса к этому государю».
      В рассмотренный нами исторический период Боярская Дума внесла свой весомый вклад в созидание единого централизованного государства Российского.
               
               
                *   *   *
    
    Однако, начиная с XV века, между боярством и великокняжеской, а позже, царской властью, обостряются разногласия, связанные с политическими и экономическими проблемами, а также с вопросами о престолонаследовании. Эти нестроения, предельно обострившиеся в конце XVI   начале   XVII вв., ввергли Московское государство в пучину Смутного времени – самозванщины,  междуцарствия и польского владычества, едва не стоившего многовековой России потери собственной государственности.

                Продолжение следует.