Улыбка Моны Лизы, цикл

Оскар Хуторянский
Ее улыбка многозначна
Для каждого своя она -
Одним с иронией печальна,
Другим с насмешкой холодна.

Ее глаза мудры и строги,
В осанке гордость и покой,
Она уже видала многих
И цену знает за собой.

Одних влечет своей загадкой,
Другим гримаса режет глаз,
В ней Леонардо из под краски
Пытливо вглядывается в нас.


КАРТИНЫ НЕТ ИЗВЕСТНЕЙ

Картины нет известней в мире,
Чем Мона Лиза, что есть в Лувре.
Но объяснить никто не в силе,
Что манит к ней, как мошек в тундре?

Пред ней всегда толпа людей,
Стекла мешает отражение.
К ней протолкнётся, кто смелей,
Но есть ли "чудное мгновение"?

Часами очереди ждут,
Часами лестницами бродят,
Шедевров мимо все бредут
Взгляд с указателей не сводят.

Свидание с ней, как с божеством,
Как с чудотворной той иконой
Все копии с её - не то...
Она Вас плавит мыслью новой. 

Насмешка в ней, укор в упор
И снисходительность не скрыта....
Но отвести не можешь взор.
Стоишь пред ней. Душа открыта. 



ГЛАЗА ЕСТЬ ЗЕРКАЛО ДУШИ

Глаза есть зеркало души -
Окно в наш мир, нам то известно
Лишь маску только натяни
И мир изменится мгновенно. 

Мы носим темные очки
Когда боимся узнавания,
Мы требуем: "в глаза взгляни"
В проверке правды ожидания. 

Глаза нас часто выдают -
Взгляд зависти иль восхищения...
Увидев взгляд, слова не ждут,
Все ясно и без объяснения.

Тон речи можно изменить,
Осанку, жесты и повадки,
Но взгляд - он может так пронзить,
Как шпага в день дуэльной схватки. 

Не зря в картинах мастеров
"Джоконды" взгляд и "Незнакомки"
Для нас сильнее всех оков
В них грусть сквозь сожаление смотрит.

Напоминают о глазах
Нам звуки старого романса,
В глазах всегда видна душа...
А ведь душа всегда прекрасна.


КАК МНОГО ВИДЕЛИ КРАСАВИЦ

Как много видели красавиц
Мы на портретах мастеров?
Но не сравниться им по славе
С портретом древним в шесть веков. 

Нам дар природой дан с рождения
Все лица встречные читать.
Уметь понять их выражения
И настроение понять.

Враждебно? Дружески настроен?
Печаль иль радость на челе?
Так боевой окраской воин
В поход готовился, к войне.

Улыбка, также как зевок
Для каждого, увы, заразен
И удержаться кто бы смог...
Ведь вид улыбки так прекрасен. 

Прекрасно знают это те,
Кто ищет вашего внимания,
Расположения к себе -
С улыбкой лучше понимание.

Вернёмся к теме - тот портрет
Нас привлекает и нас держит,
Эмоций там живой букет -
Таких, что неподвластны смерти. 

Мы реагируем на них,
Под взглядом Лизы чувств не скроешь....
Стоишь пред нею только миг,
Но этот миг так много стоит!


ЭСКИЗЫ ЛЕОНАРДО

Как Леонардо рисовал!
Карандашом, пером и мелом!
Во всём, что видел - узнавал
Момент, готовый к переменам.

Уродство, как и красоту
Он даром признавал природы.
Их уникальность и игру
Воспринимал как жизни годы.

Улыбку, плач, гримасу, жест
Он передать мог кратко, точно.
Не шарж, пародия, гротеск...
А только, что заметил очно. 

Перо он всё ж предпочитал -
Ведь им писать он мог заметки
О том, что он нарисовал
И как ценны его пометки. 

Он свет и тени изучал
Годами. В оптике был первым.
Он восприятию дань отдал -
Его эскизы фото верны. 

И в каждом слышится Вопрос.
И в каждом там Ответ даётся. 
Как мир сегодня не дорос?
Нам сотни лет учить придётся.


SFUMATO

Великий мастер изобрёл
Приём “Sfumato” знаменитый.
Потратил жизнь.  Его довёл
До мастерства, что глазу скрытый.

В картинах старых мастеров
Есть чётко контуры объектов,
Людей, животных и домов...
Для Леонардо -  это "вредно". 

Нет контуров и нет границ,
Они размыты, как бы тают...
Как лёгкой дымкою покрыт -
Так руку гения узнают.

В его картинах нет совсем
Следа мазков, руки тревожной.
Нет отпечатков хоть ренген
За слоем слой проверил сложно.

Послойно в несколько микрон
Он краску наносил обычно.  (2)
Не знают, как всё видел он?
Без мискроскопов нам привычных.

Слой краски тоньше толщины
Чем волос в десять раз примерно!
Как все слои нанесены?
Не "напылением" наверно.  (3)

Sfumato метод улучшал
Всю жизнь свою.  Его наследие
Поэтому живёт в веках
Он первым был.  И был последним!


(1) Сфумато (итал. sfumato) — затушёванный, буквально — исчезающий как дым) — в живописисмягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух. Приём сфумато разработал Леонардо да Винчи в теории и художественной практике.

(2)  Толщина человеческого волоса 100 микрон
Через сильную линзу можно различить 50 микрон.
Леонардо линз не имел.

(3) Напыление — нанесение тонкого слоя из мелких частиц вещества на поверхность материалов и изделий в защитных или декоративных целях.


ДЛЯ ЛЕОНАРДО РИСОВАНИЕ

Для Леонардо рисование
Было не просто самоцель,
В нём отражение его знаний
И поиск истин жизни всей.

Считалось "art" тогда "искусством",
Ну как искусство врачевать.
Считал он, что понять всё нужно
И лишь потом лишь кисть поднять.

Природу видел он единой -
По нашему - "системщик" был.
К идее этой приходила
Наука сотни лет и зим.

Не получил образования.
Лишь любознательность его
Расширила границы знаний -
Вопросы ставил, как никто.

Ещё считал воображение
Одной из самых главных черт,
Порой важнее вдохновения -
Тому он главный был пример.

Не обучали гуманистов
Искусству кисти и пера,
Но тяга к знаниям и к жизни
Им дар божественный дала.